Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 09 сентября 2005 года

По делу № А74-1778/2005
    Резолютивная часть Постановления объявлена 5 сентября 2005 года
    Постановление изготовлено в полном объеме 9 сентября 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего судьи Силищевой Е.В.,
    судей Сидельниковой Т.Н., Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 июля 2005 года по делу N А74-1778/2005, принятое судьей Каспирович Е.В.
    В судебном заседании принимали участие:
    от налогового органа: Федорченко Д.С. (доверенность от 22.02.2005);
    Предприниматель Мельникова Ф.Ф. (свидетельство от 15.11.2004 серии 19 N 0159885, паспорт N 95 02 20216, выдан 16.04.2002 УВД города Абакана).
    Индивидуальный предприниматель Мельникова Фаина Фадеевна (далее - предприниматель Мельникова Ф.Ф.) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) от 21 апреля 2005 года N 1298 о привлечении к налоговой ответственности за несвоевременное представление декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2004 года в виде штрафа в размере 123 рублей 30 копеек, начисленного согласно части 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В ходе рассмотрения дела налоговый орган обратился с встречным заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны штрафа в сумме 123 рублей 30 копеек в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, которое определением от 10 июня 2005 года принято.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 11 июля 2005 года заявление индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. удовлетворено - решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия от 21 апреля 2005 года (дата регистрации - 26 апреля 2005 года) N 1298 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" признано незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении встречного требования налогового органа о взыскании с индивидуального предпринимателя Мельниковой Фаины Фадеевны штрафа в размере 123 рублей 30 копеек - отказано.
    При принятии решения арбитражный суд исходил из того, что в действиях индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. отсутствует состав правонарушения (несвоевременное представление декларации), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Довод налогового органа о том, что декларация, представленная на бланке старой формы, считается не поданной, арбитражный суд посчитал несостоятельным. Кроме того, отнеся приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 96н к законодательству о налогах и сборах, арбитражный суд указал на необоснованность указания в приказе на применение его начиная с расчетов за 4 квартал 2004 года, поскольку согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
    Налоговый орган с решением арбитражного суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 11 июля 2005 года по делу N А74-1778/2005 отменить.
    В качестве основания для отмены обжалуемого решения арбитражного суда заявитель жалобы сослался на то обстоятельство, что согласно п. п. 4 п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговую инспекцию по месту учета в установленном порядке в установленной форме налоговую декларацию по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Начиная с расчетов за 4 квартал 2004 года налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны представлять налоговые декларации по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2004 N 96н. Поскольку предприниматель Мельникова Ф.Ф. представила в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года на бланке старой формы, привлечение ее к ответственности, установленной частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно. Не согласился налоговый орган с доводом суда о порядке вступления в законную силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2004 N 96н, поскольку, по мнению заявителя жалобы, указанный приказ не относится к законодательству о налогах и сборах и вводится в действие в соответствии с порядком, установленным Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Так как приказ опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 49 от 06.12.2004, следовательно, вступил в действие 19.12.2004.
    В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснив, что представление налогоплательщиками налоговых деклараций по неустановленной форме лишает налоговый орган возможности вносить сведения, отраженные в этих декларациях, в карточки лицевых счетов, поскольку при изменении формы налоговых деклараций меняются и компьютерные программы ведения карточек.
    Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
    Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, 11 января 2005 года индивидуальным предпринимателем Мельниковой Ф.Ф. в адрес налогового органа по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (квитанция серия 655017-55 N 19651, уведомление о вручении заказного письма) направлена налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 4 квартал 2004 года по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 ноября 2004 года N БГ-3-22/648 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядка ее заполнения".
    Учитывая, что декларация представлена на бланке, утвержденном вышеуказанным приказом, налоговый орган направил 17 января 2005 года в адрес предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. письмо N ВС-04/805 за подписью заместителя руководителя, в котором разъяснил о необходимости представления налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года по форме, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1 ноября 2004 года N 96н (приказ от 01.11.2004 N 96 издан Министерством финансов Российской Федерации).
    В переписке с налоговым органом предприниматель Мельникова Ф.Ф. указала, что не согласна с требованиями налогового органа. Однако после направления налоговым органом в адрес предпринимателя бланка декларации по единому налогу на вмененный доход по форме согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 96н индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. представила 15 марта 2005 года в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года по установленной форме.
    В ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган сделал вывод о том, что декларация не соответствует установленной форме, в связи с чем заместитель руководителя налогового органа 21 апреля 2005 года принял решение N 1298 о привлечении индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 123 рублей 30 копеек за несвоевременное представление названной декларации.
    Индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. не согласилась с решением налогового органа, в связи с чем не произвела уплату штрафа согласно направленному в ее адрес 7 мая 2005 года требованию N 991 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 21 апреля 2005 года N 1298. Налоговый орган, в свою очередь, просил взыскать с предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. неуплаченную сумму штрафа.
    Суд первой инстанции, удовлетворяя требование индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. и отказывая в удовлетворении встречного требования, правомерно исходил из следующего.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учету влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 рублей.
    Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    Индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. в силу статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
    Обязанность по представлению налоговой декларации по данному налогу по итогам налогового периода установлена статьей 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации со сроком представления не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода, то есть не позднее 20 января 2005 года.
    Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льгот и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Декларация может быть представлена в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
    Пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
    Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 ноября 2002 года N БГ-3-22/648 была утверждена форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядок ее заполнения.
    Действовавшим в спорный период времени пунктом 7 статьи 80 Кодекса обязанность по утверждению форм налоговых деклараций возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
    Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 96н утверждены форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Инструкция о порядке ее заполнения, где в пункте 3 указано на необходимость его применения с расчетов за 4 квартал 2004 года. С этого же времени не применяется приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 ноября 2002 года N БГ-3-22/648.
    Судом первой инстанции установлено, что индивидуальный предприниматель Мельникова Ф.Ф. своевременно (11 января 2005 года) направила в налоговый орган декларацию по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года по ранее утвержденной форме. Налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2004 года по новой форме предприниматель Мельникова Ф.Ф. представила в налоговый орган после переписки с ним. При этом в старой форме декларации отражены все предусмотренные пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации данные, связанные с исчислением единого налога, подлежащие заполнению в налоговой декларации по новой форме.
    В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.
    Поскольку статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность за представление налоговой декларации по неустановленной форме не предусмотрена, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерном привлечении индивидуального предпринимателя Мельниковой Ф.Ф. к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном доводе налогового органа о порядке вступления в законную силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2004 года N 96н, однако, выводы суда первой инстанции не повлияли на принятие судом первой инстанции обоснованного решения по настоящему делу.
    Довод налогового органа о том, что представление налогоплательщиками налоговых деклараций по неустановленной форме лишает налоговый орган возможности вносить сведения, отраженные в этих декларациях, в карточки лицевых счетов, не может быть принят во внимание, так как доказательств в подтверждение указанного обстоятельства последним не представлено.
    Государственная пошлина по апелляционной жалобе составляет 300 рублей и подлежит отнесению на заявителя. Поскольку заявитель (налоговый орган) освобожден от ее уплаты в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета не производится.
    Руководствуясь статьями 110, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1) Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 11.07.2005 по делу N А74-1778/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан, - без удовлетворения.
    Настоящее Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск, в течение двух месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий судья
    Е.В.СИЛИЩЕВА
    Судьи
    Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА