от 17 июня 2004 г. Дело N А74-1761/04-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в судебном заседании заявление
Открытого акционерного общества "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего", г. Саяногорск,
к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о признании недействительным решения от 30 января 2004 года N 10-79/17/73 и встречное заявление
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
к Открытому акционерному обществу "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего", г. Саяногорск,
о взыскании штрафной санкции в размере 5871391 рублей 60 копеек.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Семенов А.Н. (по доверенности от 25.05.2004);
Колесников Д.В. (по доверенности от 25.05.2004);
Манакова Н.Т. (по доверенности от 25.05.2004 N 119/1779);
налогового органа: Капутская Ю.В. (по доверенности от 05.05.2004).
Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 8 июня 2004 года объявлена резолютивная часть решения, мотивированное решение составлено 17 июня 2004. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме.
Открытое акционерное общество "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего" (далее в тексте - ОАО "СШ ГЭС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия от 30 января 2004 года N 10-79/17/73. В соответствии с указанным ненормативным актом ОАО "СШ ГЭС" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5871391 рублей 60 копеек.
В ходе судебного разбирательства ОАО "СШ ГЭС" уточнило заявленные требования, которые сводятся к признанию незаконным оспариваемого решения.
По мнению заявителя, решение является незаконным, поскольку статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за неуплату авансовых платежей. Кроме того, ни Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 N 2030-1, ни Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития Российской Федерации, Минфином Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации, не содержат обязательного перечня документов, подлежащих представлению в налоговый орган для получения льготы по налогу на имущество. Те документы, которые представлены налоговому органу, являются надлежащими доказательствами наличия у ОАО "СШ ГЭС" льготы по указанному налогу.
Налоговый орган требования заявителя не признал и обратился со встречным заявлением о взыскании с ОАО "СШ ГЭС" штрафной санкции за неуплату налога на имущество за 9 месяцев 2003 года в сумме 5871391 рубля 60 копеек.
По мнению представителя налогового органа, ОАО "СШ ГЭС" лишается права на льготу в связи с непредставлением полного пакета документов, подтверждающих ее обоснованность.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
30 октября 2003 года ОАО "СШ ГЭС" представило в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия налоговую декларацию по налогу на имущество за 9 месяцев 2003 года.
В соответствии с указанной декларацией налогоплательщик применил льготу по налогу на имущество мобилизационного назначения, объектов пожарной безопасности, объектов сельского хозяйства, жилищно-коммунального и социального назначения, объектов электроэнергетики.
В ходе камеральной проверки налоговый орган пришел к выводу о том, что льгота заявлена неправомерно, в результате чего установлено занижение налогооблагаемой базы на сумму среднегодовой стоимости льготируемого имущества, находящегося на балансе ОАО "СШ ГЭС".
Критерием для такого вывода явилось непредставление ОАО "СШ ГЭС" в налоговую инспекцию полного пакета документов, подтверждающих законность применения льготы.
В соответствии с решением руководителя налоговой инспекции от 30 января 2004 года N 10-79/17/73 ОАО "СШ ГЭС" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Размер штрафа составил 5871391 рублей 60 коп.
Требованиями N 286 и N 287 от 3 февраля 2003 года ОАО "СШ ГЭС" предложено уплатить доначисленную сумму налога на имущество за 9 месяцев 2003 года в сумме 29356958 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в сумме 694772 рублей 08 копеек и штраф в размере 5871391 рублей 60 копеек.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "СШ ГЭС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Налоговый орган, в свою очередь, обратился с требованием о взыскании штрафа, указанного в оспариваемом решении.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, прозвучавшие в ходе судебного разбирательства и отраженные в письменных пояснениях и отзывах на заявленное требование, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Статьей 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", разделом 2 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество" предусмотрено, что объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
Согласно статье 3 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. Пунктом 3 раздела 2 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество" установлено, что среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
В соответствии с пунктами "а", "б", "в", "г", "и" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов; мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.
Уплата налога, согласно статье 8 названного Закона, производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым отчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.
Согласно статьям 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база исчисляется по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и на основании иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что по итогам каждого отчетного периода по налогу на имущество исчисляются авансовые платежи.
Поскольку в статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации прямо указано на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога, арбитражный суд полагает, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ОАО "СШ ГЭС" к налоговой ответственности за неуплату авансовых платежей.
При предъявлении встречного требования налоговый орган сослался на сравнительный анализ материальных основных фондов (основных средств), относящихся к льготируемому имуществу, с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
По мнению налогового органа, к основным фондам, указанным налогоплательщиком в декларации, не относятся некоторые объекты, не связанные непосредственно (исключительно) с использованием в определенной сфере деятельности.
Арбитражный суд не оценивает данный довод налогового органа, поскольку в рассматриваемом случае речь идет о привлечении ОАО "СШ ГЭС" к налоговой ответственности за неуплату авансовых платежей и вывод по этому поводу изложен выше. К тому же данный довод не прозвучал в оспариваемом решении, на основании которого взыскивается налоговая санкция.
С учетом изложенного арбитражный суд полагает удовлетворить требование ОАО "СШ ГЭС" и признать незаконным решение Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия от 30 января 2004 года N 10-79/17/73 в связи с несоответствием его положениям статей 52 - 55, 122 Налогового кодекса РФ.
Соответственно, в удовлетворении встречного заявления Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия о взыскании с ОАО "СШ ГЭС" штрафной санкции за неуплату авансовых платежей по налогу на имущество за 9 месяцев 2003 года в сумме 5871391 рублей 60 копеек следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по данному делу составляет: по первоначальному требованию - 1000 рублей, по встречному требованию - 40956 рублей 95 копеек, и по результатам рассмотрения спора относится на налоговый орган.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, по настоящему делу она не взыскивается.
При обращении в арбитражный суд заявитель по платежному поручению N 877 от 6 апреля 2004 года уплатил госпошлину в сумме 1000 рублей, которая подлежит возврату на основании статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 197, 201, 212, 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Заявление Открытого акционерного общества "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего", г. Саяногорск, удовлетворить.
Признать незаконным решение от 30 января 2003 года N 10-79/17/73 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, как не соответствующее статьям 52 - 55, 122 Налогового кодекса Российской Федерации. 2.В удовлетворении встречного заявления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск, отказать. 3.Возвратить Открытому акционерному обществу "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего", г. Саяногорск, из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 877 от 6 апреля 2004 года.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Вернуть заявителю подлинник платежного поручения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА