Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 24 апреля 2007 года № А47-1240/2007-АК-24

    Индивидуальный предприниматель Ч.Л.А. (г. Оренбург) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга об обязании налогового органа произвести зачет ошибочно уплаченных взносов в размере 7860 рублей и взносы в размере 1762 рублей с одного КБК на другой.
    Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.
    Представитель налогового органа с заявленными требованиями не согласен, считая действия налогового органа законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересы индивидуального предпринимателя.
    Изучив представленные участниками процесса документы, Суд установил следующее.
    25 ноября 2005 года индивидуальный предприниматель Ч.Л.А. обратилась в налоговый орган с заявлением б/н о зачислении переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с КБК 18210202030061000160 в сумме 4860 рублей на КБК 18210202010061000160 и взносы с КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160 в сумме 1762 рублей, как ошибочно перечисленных ввиду неверного указания КБК.
    Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга письмом N 14-28/18696 от 26.12.2005 было отказано индивидуальному предпринимателю Ч.Л.А. в проведении зачета данной суммы. Свой отказ налоговый орган мотивировал тем, что указанные взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не являются налоговыми платежами.
    Таким образом, по мнению налогового органа, у Инспекции отсутствуют полномочия на принятие решения о возврате (зачете) переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная позиция ответчика изложена в отзыве на требование заявителя, приобщенном в дело.
    Индивидуальный предприниматель считает, что данный отказ налогового органа в проведении зачета указанной переплаты противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
    Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
    Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным законом.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 25 вышеуказанного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
    Суд считает, что поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета, либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежит применение положений главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Согласно пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
    Пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обязанность налогового органа о сообщении в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
    Так, в силу пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
    Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
    В пункте 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
    В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону Российской Федерации от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
    Следовательно, обязанность по зачету индивидуальному предпринимателю Ч.Л.А. ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга.
    В ходе судебного заседания от представителя заявителя поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Что касается данного ходатайства заявителя, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то суд, учитывая, что письмо об отказе в исполнении заявления N 14-28/18696 от 26.12.2002 налоговым органом своевременно направлено не было, а вручено Ч.Л.А. по ее просьбе только 25 января 2006 года, считает причину пропуска срока обжалования уважительной, а ходатайство о его восстановлении, соответственно, подлежащим удовлетворению.
    На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме
    Госпошлину в сумме 100 рублей следует возвратить заявителю из федерального бюджета РФ после вступления решения в законную силу, выдав ему справку на возврат госпошлины.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование, установленного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить, признав причину его пропуска уважительной.
    2.Заявленное индивидуальным предпринимателем Ч.Л.А. (г. Оренбург) требование удовлетворить.
    Признать незаконным действия Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга по отказу в проведении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части переплаты по КБК 18210202030061000160 в сумме 4860 рублей на КБК 18210202010061000160 и взносы по КБК 18210202040061000160 на КБК 18210202020061000160 в сумме 1762 рублей, выраженном в письме Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга N 14-28/18696 от 26.12.2005.
    3.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Оренбурга устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
    4.Расходы по государственной пошлине 100 рублей возвратить заявителю из федерального бюджета РФ после вступления решения в законную силу, выдав справку на ее возврат.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.