Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 28 апреля 2004 года № А74-962/04-К1

    от 28 апреля 2004 г. Дело N А74-962/04-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 06.04.2004
    Мотивированное решение составлено 28.04.2004
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Мельник Л.И.
    рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти", г. Черногорск, с участием заинтересованного лица Администрации города Черногорска, г. Черногорск, об установлении факта, имеющего юридическое значение.
    В заседании участвовали:
    заявитель: представитель Кригер Ж.В. по дов. от 20.01.2004.
    Закрытое акционерное общество "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти", г. Черногорск, (далее ЗАО "Черногорская фабрика ПОШ") обратилось в арбитражный суд с заявлением об установлении факта владения на праве собственности земельным участком площадью 203368,66 кв. м (кадастровый номер 19:02:010714:0115), расположенным по адресу: г. Черногорск, ул. Энергетиков, 3 и земельным участком площадью 27961,74 кв. м (кадастровый номер 19:02:010716:0588), расположенным по адресу: г. Черногорск, ул. Энергетиков, 4б.
    Определением от 19 января 2004 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Черногорска.
    Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование, пояснил, что не имеет возможности зарегистрировать право собственности на земельные участки ввиду ошибочного внесения при выдаче свидетельства о праве на землю записи о владении указанными земельными участками на праве коллективной совместной собственности.
    Заинтересованное лицо - Администрация города Черногорска, надлежащим образом уведомленное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, направив в отзыв на заявление и ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие Администрации города Черногорска.
    В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие заинтересованного лица.
    Исследовав представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
    В соответствии со ст. 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
    При этом, в силу ст. 219 Арбитражного процессуального кодекса РФ юридическое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
    Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 арбитражные суды принимают к своему производству и рассматривают заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий:
    1) если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    2) если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду;
    3) если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт;
    4) если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
    Как следует из представленных суду доказательств, на истребуемых заявителем земельных участках расположен имущественный комплекс (предприятие фабрики по первичной обработке немытой овечьей и козьей шерсти), собственником которого является заявитель.
    Право собственности на указанное предприятие заявитель приобрел в процессе его приватизации путем выкупа в соответствии с условиями договора от 25.12.1989 г. аренды предприятия с правом выкупа между трудовым коллективом Черногорской фабрики первичной обработки шерсти и объединением "Овцепром" Госагропрома РСФСР. Указанный способ приватизации был предусмотрен положениями Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и Указом Президента РФ от 14.10.1992 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду".
    После подписания указанного договора аренды и дополнительного соглашения о праве выкупа трудовой коллектив Черногорской фабрики первичной обработки шерсти принял в установленном порядке имущество предприятия, предприятие приобрело статус арендного предприятия как самостоятельного юридического лица.
    В соответствии с п. 4. ст. 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23.11.1989 г. арендное предприятие становится правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия, взятого им в аренду, в том числе и его прав пользования землей. Правоотношения по землепользованию, имевшие место в момент заключения заявителем договора аренды предприятия с правом выкупа, характеризовались социально-экономическими ограничениями по субъектному составу - предприятия пользоваться земельными участками могли лишь на праве бессрочного (постоянного) пользования. Таким образом, при получении заявителем права арендного пользования имущественным комплексом с последующим выкупом последнего, к нему перешло и право пользования земельным участком, на котором расположен указанный имущественный комплекс.
    Право граждан и юридических лиц приобретать земельные участки в собственность при приватизации государственных и муниципальных предприятий было закреплено Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 1992 г. N 301. Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности был утвержден Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 631. По общему правилу объектом продажи являлись земельные участки, на которых расположены приватизированные государственные и муниципальные предприятия.
    В соответствии с п. 4 Порядка N 631 моменту заключения договора купли-продажи земельного участка заявителем предшествовала подача последним 28.12.1992 г. в исполнительный комитет Черногорского городского Совета народных депутатов заявки на приобретение в коллективную собственность земельного участка для хозяйственной и предпринимательской деятельности. Указание заявителем коллективной формы собственности основывается на п. 2 ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде в соответствии с которым, после выкупа арендованного имущества арендное предприятие по решению его трудового коллектива может быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности. Следовательно, общая собственность создавалась в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
    Решением исполнительного комитета Черногорского городского Совета народных депутатов от 01.07.1992 N 355 арендное предприятие "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти" было зарегистрировано как акционерное общество закрытого типа.
    В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. в имуществе, являющемся собственностью коллективного, арендного предприятия, определялись вклады всех его работников. Таким образом, покупателями государственного или муниципального имущества при таком способе приватизации, как выкуп арендованного имущества по договорам, заключенным с организациями арендаторов, созданными трудовыми коллективами предприятий, являлись не арендные предприятия как юридические лица, а члены трудовых коллективов этих предприятий как физические лица, что соответствовало требованиям ст. 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В связи с чем и Учредительным договором, и Уставом АОЗТ "Черногорская фабрика ПОШ" форма собственности на имущество была установлена в виде общей (коллективной) долевой и совместной собственности всех акционеров общества, что соответствовало п. 2 ст. 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", в котором понятия права общей и коллективной собственности были употреблены как равнозначные.
    Следовательно, при подаче заявки на приобретение земельного участка в собственность заявитель не мог указать иной вид собственности, кроме как коллективную, поскольку именно такой вид собственности на имущество был установлен учредительными документами общества. Впоследствии решением общего собрания акционеров АОЗТ "Черногорская фабрика ПОШ" от 29.04.1996 в связи с введением в действие Федерального закона "Об акционерных обществах" был утвержден Устав общества в новой редакции, в соответствии с п. 2.4 которого Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему учредителями при создании Общества, а также имущества, переданного Обществу в оплату акций.
    В соответствии с условиями договора N 1 от 14 января 1993 г. Администрация г. Черногорска, уполномоченная Постановлением N 68 от 25.11.1992 местным Советом народных депутатов г. Черногорска выступать продавцом, продала акционерному обществу закрытого типа "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти" земельный участок для хозяйственной и производственной деятельности общей площадью 231330,4 кв. м. Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Черногорска был выдан государственный акт за N РХ-02-000042 о предоставлении акционерному обществу закрытого типа "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти" в коллективную совместную собственность указанного земельного участка. Акт был зарегистрирован в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 12.
    Постановлением Администрации города Черногорска от 11 февраля 1993 года N 103 предписано перерегистрировать право на земельный участок в коллективно-совместную собственность фабрике ПОШ под производственную базу с выдачей нового Госакта, площадью 231330,4 кв. м, после выкупа земельного участка согласно договору купли-продажи.
    В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного или оспариваемого права является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
    Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" (ст. 4) установил, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, земельные участки могут предоставляться в коллективную (совместную или долевую) собственность. Аналогичные правовые нормы были закреплены и в Земельном кодексе РСФСР от 25 апреля 1991 г. В соответствие с частью третьей ст. 3 Земельного кодекса РСФСР в РСФСР устанавливалась государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая). В общую совместную собственность могли быть переданы земли сельскохозяйственного назначения колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий.
    Как следует из письма Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Черногорску от 16.12.2003 N 341 именно в соответствии с указанными положениями земельного законодательства заявителю был выдан Государственный акт о предоставлении земельного участка в коллективную совместную собственность.
    ЗАО "Черногорская фабрика ПОШ" относится к предприятиям, перерабатывающим, а не производящим сельскохозяйственное сырье. Предметом ее деятельности в момент заключения договора аренды предприятия являлась заготовка, первичная обработки и сбыт шерсти. Данные положения были отражены в Уставе арендного предприятия "Черногорская фабрика ПОШ" и впоследствии - в Уставе АОЗТ "Черногорская фабрика ПОШ".
    Кроме того, как следует из кадастровых планов, испрашиваемые земельные участки относятся к категории земель поселений и не могли быть переданы в коллективную совместную собственность.
    Статьи Земельного кодекса от 25.04.1991 о формах собственности на землю как и Закон РСФСР "О земельной реформе" были отменены 24.12.1993 Указом Президента РФ N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации".
    Постановление Администрации города Черногорска от 11.02.1993 N 103 противоречит нормам законодательства, действовавшего в период его издания.
    Таким образом, внесение 23.02.1999 г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи под номером 19-02-1/1999-094 о регистрации права коллективной совместной собственности АОЗТ "Черногорская фабрика ПОШ" на земельный участок и выдача 03.03.1999 г. правообладателю свидетельства о государственной регистрации права коллективной совместной собственности не соответствовало требованиям действующего гражданского и земельного законодательства, поскольку основано на ненормативном акте органа местного самоуправления, не подлежащего применению.
    Для коллективной совместной собственности характерна множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками права собственности. В Государственном акте N РХ-02-000042 и в приложении N 1 отсутствует указание на иных, кроме заявителя, собственников земельного участка с установлением размера земельной доли каждому из них.
    Кроме того, свидетельство о государственной регистрации права было выдано заявителю в марте 1999 г. одно, хотя в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 3387 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной и общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли без выдела в натуре. Эта правовая норма дает основание для вывода о том, что после выдачи участникам совместной собственности таких свидетельств устанавливается долевая собственность этих лиц на данный земельный участок.
    Как следует из договора купли-продажи земельного участка N 1 от 14 января 1993 г. земельный участок приобретался заявителем в собственность. С момента приобретения земельного участка заявитель владел и пользовался им как единственный собственник на законном основании, никаких заявлений об определении доли в праве собственности на земельный участок и о выделении этих долей в натуре заявителю от участников Общества не поступало, в судебном порядке не устанавливалось. Кроме того, ни учредительными документами, ни отдельными соглашениями участников Общества никогда не устанавливался порядок владения и пользования имуществом, в том числе земельным участком, на праве коллективной собственности, как и порядок возмещения расходов по его содержанию и сохранению соразмерно доли каждого участника.
    Таким образом, и в Государственном акте, и в свидетельстве о государственной регистрации земельный участок должен быть отнесен не к коллективной совместной собственности, а к собственности.
    Поскольку законодательство Российской Федерации о продаже земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, действовавшее в момент приобретения заявителем права собственности на земельный участок, характеризуется бессистемностью и пробелами, документы, свидетельствующие о праве собственности на земельный участок, носят неустранимые пороки.
    Данное обстоятельство служит препятствием для регистрации права собственности на земельный участок в государственном органе регистрации в соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ.
    У заявителя не имеется иной возможности получить документы, подтверждающие право собственности на испрашиваемые земельные участки, и зарегистрировать его, кроме как обращение в суд с заявлением об установлении факта владения недвижимым имуществом на праве собственности.
    С учетом вышеизложенного арбитражный суд находит заявление ЗАО "Черногорская фабрика ПОШ" подлежащим удовлетворению.
    Госпошлина по делу составляет 500 руб., уплачена заявителем в доход федерального бюджета РФ полностью.
    Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 221, 222 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    1.Заявление закрытого акционерного общества "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти", г. Черногорск, удовлетворить.
    Установить факт владения закрытым акционерным обществом "Черногорская фабрика первичной обработки шерсти" на праве собственности объектами недвижимого имущества:
    - земельным участком площадью 203368,66 кв. м (кадастровый номер 19:02:01 07 14:0115), расположенным по адресу: г. Черногорск, ул. Энергетиков, 3;
    - земельным участком площадью 27961,74 кв. м (кадастровый номер 19:02:01 07 16:0588), расположенным по адресу: г. Черногорск, ул. Энергетиков, 4б.
    2.Настоящее решение является основанием для регистрации такого факта и оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.
    Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Л.И.МЕЛЬНИК