Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 14 марта 2005 года № А74-320/2005-К1

    от 14 марта 2005 г. Дело N А74-320/2005-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 5 марта 2005 года
    Решение подготовлено в полном объеме 14 марта 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
    рассмотрел в судебном заседании заявление
    индивидуального предпринимателя Ивантаева Михаила Михайловича, п. Усть-Абакан,
    о признании решения Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, от 19.10.2004 N 838 об отказе в предоставлении земельных участков,
    об обязании Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить в аренду земельные участки и заключить договор аренды,
    при участии:
    заявителя Ивантаева М.М., адвоката Латыповой Г.И. по ордеру от 11.02.2005 N 101,
    от Администрации МО Усть-Абаканский район - представителя Лалетиной Ю.А. по доверенности от 14.12.2004 N 103-д,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Мельник,
    Индивидуальный предприниматель Ивантаев Михаил Михайлович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 19.10.2004 N 838 об отказе в предоставлении земельных участков, обязании Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район предоставить в аренду земельные участки N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м в границах согласно плану границ, расположенные по адресу: пгт. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, 20, для эксплуатации магазина.
    Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 января 2005 года заявление принято к производству.
    В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просил признать незаконным решение Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 19.10.2004 N 838 об отказе в предоставлении земельных участков, обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район в двухнедельный срок утвердить проект границ земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м., необходимых для обслуживания магазина, расположенного по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, 20, принять решение о предоставлении в аренду земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м для обслуживания магазина.
    Руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд принимает уточнение заявителем заявленных требований.
    Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район заявленные требования не признала, в удовлетворении заявления просила отказать, считая решение законным, в связи с тем, что заявителю предоставлен земельный участок, необходимый для использования объекта недвижимого имущества по назначению, необходимость пользования дополнительными участками необоснованна.
    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд установил следующее.
    В предмет доказывания по заявлению о признании незаконным решения органа местного самоуправления входит: несоответствие обжалуемого решения действующему законодательству, нарушение им законных прав и интересов заявителя.
    Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи недвижимого имущества от 19.12.2003 Ивантаев М.М. приобрел у Усть-Абаканского районного потребительского общества здание магазина N 8 со складскими помещениями, расположенное по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, N 20, литера А.
    Право собственности Ивантаева М.М. на здание магазина N 8 со складскими помещениями зарегистрировано в установленном законом порядке 24.12.2003 (номер регистрации 19-01/10-3/2003-675.1, свидетельство от 30.12.2003 серия 19 МЮ N 147737).
    В соответствии с п. п. 3, 4 указанного договора здание магазина расположено на земельном участке размером 225 кв. м, предоставленном продавцу в аренду сроком на два месяца.
    В силу ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на недвижимость, в том числе в результате ее продажи, новый собственник приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, занятой этой недвижимостью и необходимой для ее пользования, на тех же условиях, что и прежний собственник недвижимости. Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право собственника зданий, сооружений или иной недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на приобретение права аренды соответствующего земельного участка.
    В соответствии с п. 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
    Постановлением Главы администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 30.07.2004 N 656-п Ивантаеву М.М. предоставлен земельный участок площадью 225 кв. м в аренду сроком на 49 лет для размещения магазина.
    Ивантаев М.М. обратился в Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район с заявлением о предоставлении ему земельных участков площадью 29 кв. м и 57 кв. м, смежных с ранее предоставленным земельным участком, с целью эксплуатации здания магазина.
    Письмом от 19.10.2004 N 838 Глава администрации муниципального образования Усть-Абаканский район отказал в предоставлении дополнительных земельных участков на основании п. 2 ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что прежний собственник здания оформил право аренды на земельный участок площадью 225 кв. м.
    Согласно п. 2 ст. 35 и п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
    Согласно техническому паспорту на здание магазина N 8 площадь застройки составила 225,4 кв. м.
    Таким образом, Ивантаеву М.М. в аренду предоставлен земельный участок фактически меньшей площадью, чем занятый застройкой.
    СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" устанавливает размер земельного участка предприятия торговли в зависимости от его торговой площади.
    Однако Ивантаеву М.М. вообще не предоставлен земельный участок, необходимый для использования здания магазина.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд считает решение Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район от 19.10.2004 N 838 об отказе в предоставлении земельных участков незаконным, ввиду его несоответствия ст. ст. 273, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Ивантаевым М.М. заявлено требование обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район в двухнедельный срок утвердить проект границ земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м, необходимых для обслуживания магазина, расположенного по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, 20, принять решение о предоставлении в аренду земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м для обслуживания магазина.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
    Согласно статье 1 Федерального закона от 02.02.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами; межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности.
    Доказательств предоставления в Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район кадастрового плана, изготовленного и выданного в установленном законом порядке, заявителем не представлено.
    В соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
    В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
    Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
    На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
    Таким образом, земельный участок как объект права собственности должен быть соответствующим образом индивидуализирован путем определения его размера, границ и местоположения. При этом территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством (пункт 1 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации).
    Кроме того, предоставление земельных участков площадью 57 кв. м и 29 кв. м в отсутствие данных о межевании их границ может привести к нарушению прав и законных интересов третьих лиц - пользователей смежными земельными участками.
    С учетом того, что заявителем не соблюден порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, арбитражный суд считает требование заявителя обязать Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район в двухнедельный срок утвердить проект границ земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м, необходимых для обслуживания магазина, расположенного по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, 20, принять решение о предоставлении в аренду земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м для обслуживания магазина, не подлежащим удовлетворению.
    Индивидуальным предпринимателем Ивантаевым М.М. заявлено ходатайство о взыскании с Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 руб.
    В обоснование требования заявителем представлен договор поручения от 03.02.2005, заключенный им с адвокатом Черногорской коллегии адвокатов Латыповой Г.И.
    Согласно п. 3.1 договора от 03.02.2005 за выполнение поручения доверитель уплачивает поверенному вознаграждение в размере 10000 руб. путем внесения указанной суммы в кассу Черногорской коллегии адвокатов Республики Хакасия.
    Указанная сумма была внесена заявителем в полном объеме в кассу Черногорской коллегии адвокатов Республики Хакасия 22.02.2005, что подтверждается копией квитанции N 000272.
    Согласно рекомендуемым минимальным ставкам некоторых видов адвокатских услуг, утвержденным решением совета палаты от 14.02.2005, стоимость одного судодня в арбитражном суде составила 5000 руб.
    В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд находит требование заявителя о взыскании с Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район судебных расходов в размере 10000 руб. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
    Государственная пошлина по заявлению составляет 100 руб., которая в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Администрацию муниципального образования Усть-Абаканский район.
    Поскольку государственная пошлина в размере 100 руб. уплачена заявителем при подаче заявления в арбитражный суд, а Администрация муниципального образования Усть-Абаканский район, как орган местного самоуправления, в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, заявителю следует возвратить из федерального бюджета уплаченную им государственную пошлину в размере 100 руб.
    Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявление индивидуального предпринимателя Ивантаева Михаила Михайловича, п. Усть-Абакан, удовлетворить частично.
    Признать незаконным решение Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, от 19 октября 2004 года N 8383 об отказе в предоставлении земельных участков, ввиду его несоответствия ст. ст. 273, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 33, 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
    Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя Ивантаева Михаила Михайловича, п. Усть-Абакан, путем рассмотрения заявления предпринимателя Ивантаева М.М. о предоставлении дополнительных земельных участков по существу в соответствии с требованиями законодательства.
    В удовлетворении требования об обязании Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в двухнедельный срок утвердить проект границ земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м, необходимых для обслуживания магазина, расположенного по адресу: п. Усть-Абакан, ул. Гидролизная, 20, принять решение о предоставлении в аренду земельных участков N 1 площадью 57 кв. м и N 2 площадью 29 кв. м для обслуживания магазина.
    2.Возвратить индивидуальному предпринимателю Ивантаеву Михаилу Михайловичу, п. Усть-Абакан, из средств федерального бюджета Российской Федерации 100 руб. государственной пошлины, уплаченной по квитанциям от 03.11.2004, 12.01.2005.
    Выдать справку на возврат государственной пошлины и квитанции от 03.11.2004, 12.01.2005.
    3.Взыскать с Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, в пользу индивидуального предпринимателя Ивантаева Михаила Михайловича, п. Усть-Абакан, 10000 руб. судебных расходов.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Л.И.МЕЛЬНИК