Решение от 10 октября 2008 года № А47-3798/2008АК-104
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 10 октября 2008 года № А47-3798/2008АК-104
(Извлечение)
закрытое акционерное общество "Стимул" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением N 1346/3 от 06.06.2008 г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее по тексту - налоговый орган, ответчик) о признании недействительным требования N 91 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.05.2008 г.
Процессуальные права и обязанности разъяснены в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Отводов судье, секретарю судебного заседания, ведущему протокол судебного заседания, и ходатайств не заявлено.
Изучив материалы дела, суд установил следующее, налоговым органом в отношении общества выставлено требование N 91 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 26.05.2008 г., согласно которому обществу предлагалось уплатить числящуюся за ним задолженность по пени по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 631664,98 руб.
Полагая, что вышеуказанное требование налогового органа является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд, мотивируя свою позицию следующими обстоятельствами: по данным акта сверки, проведенным обществом с налоговым органом по состоянию на 01.01.2008 г., 01.04.2008 г. у общества отсутствует задолженность по налогу на добычу полезных ископаемых. Кроме того, недоимка по срокам, указанным справочно в оспариваемом требовании по данным бухгалтерского учета общества, не значится.
В судебном заседании представитель заявителя настаивает на заявленных требованиях в полном объеме, по основаниям, указанным в заявлении, дополнительно поясняя, что ЗАО "Стимул" исчислил и уплатил в периоды июнь - декабрь 2006 г., 2007 г., январь - февраль 2008 г. налог на добычу полезных ископаемых в полном объеме в соответствующие бюджеты, при этом НДПИ в части газового конденсата был уплачен на КБК нефти 1811070101101000110, а не КБК газового конденсата 1811070101101000110.
Представители ответчика заявленные требования не признают по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на то, что уплата налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата по КБК нефти является основанием для возникновения недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых и соответственно начислению пени в сумме 631664,98 руб. При выставлении оспариваемого требования налоговый орган учитывал все операции, имеющиеся на лицевых счетах налогоплательщика.
Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, считает, что заявленные требования о признании недействительным требования налогового органа N 91 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.05.2008 г., подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 4 ст. 69 НК РФ определен перечень конкретных требований, предъявляемых к содержанию требования об уплате налога, а именно: оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 г. N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации" утверждена форма требования об уплате налогов, сборов, пени, штрафа.
Исходя из анализа вышеуказанных норм назначение требования заключается, во-первых, в информировании налогоплательщика о его обязанности по уплате конкретной суммы налога за определенный период, во-вторых, в побуждении налогоплательщика к уплате данной суммы в указанный срок, в связи с чем документ и именуется требованием.
Таким образом, с момента направления требования об уплате налога у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога, а у налогового органа - право требовать исполнения указанной обязанности.
Согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 337 НК РФ предусмотрено, что видами добытого полезного ископаемого является, в том числе, углеводородное сырье, к которому относится: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная; газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья).
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Конституционный Суд РФ в определении от 04.07.2002 г. N 202-О, указал, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения сумм в срок.
Материалами дела подтверждено и налоговым органом не оспаривается, что общество уплатило налог на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата на КБК нефти 1811070101101000110, а не КБК газового конденсата 1811070101101000110, что и явилось основанием для начисления налоговым органом пени в сумме 631664,98 руб.
С учетом того, что суммы налога на нефть и газовый конденсат подлежит зачислению в федеральный бюджет, КБК 18210701011011000110 "Нефть обезвоженная, обессоленная, стабилизированная" и КБК 18210701013011000110 "Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья прошедшего операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей" являются кодами одного бюджета, уплата обществом налога на добычу полезных ископаемых в части газового конденсата на КБК нефти не привело к возникновению задолженности перед федеральным бюджетом, в связи с чем основания для начисления пеней по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 631664, 98 руб. и направлении оспариваемого требования у налогового органа отсутствовали.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей возлагаются на налоговый орган в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ, п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
1. Требования Закрытого акционерного общества "Стимул" (ИНН 5610029842 / КПП 561350001, юридический адрес: 460536, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Чкалов, здание администрации АО "Уральский посад"), удовлетворить.
Признать недействительным требование N 91 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.05.2008 г., выставленное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (местонахождение: 460021, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 11а). 2.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и охраняемых законом интересов Закрытого акционерного общества "Стимул". 3.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (местонахождение: 460021, Оренбургская область, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, 11а) в пользу Закрытого акционерного общества "Стимул" государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать Закрытому акционерному обществу "Стимул" (ИНН 5610029842 / КПП 561350001, юридический адрес: 460536, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Чкалов, здание администрации АО "Уральский посад") после вступления решения в законную силу. 4.Обеспечительные меры, принятые определением арбитражного суда Оренбургской области от 07.06.2008 г., отменить после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru. или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.