Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 16 февраля 2005 года № А74-77/2005-К2

    от 16 февраля 2005 г. Дело N А74-77/2005-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2005
    Мотивированное решение изготовлено 16.02.2005
    Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Хабибулиной Ю.В.,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
    Открытого акционерного общества "Аскизская хлебная база N 18", село Аскиз,
    к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
    о признании незаконным Постановления от 27 августа 2003 года N 12 в части взыскания страховых взносов и пени в сумме 106061 рубля 55 копеек,
    с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне налогового органа - Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в Аскизском районе Республики Хакасия, село Аскиз.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    заявителя: Ермак Д.А. (доверенность от 01.01.2003);
    налогового органа: Бурлюк Г.Н. (доверенность от 07.02.2005);
    ГУ-УПФ в Аскизском районе РХ: Лихачевская С.О. (доверенность от 11.01.2005).
    Открытое акционерное общество "Аскизская хлебная база N 18" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным Постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия от 27.08.2003 N 12 "О взыскании задолженности по уплате налога (сбора), страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и пеней за счет имущества организаций - налогоплательщика (налогового агента)" в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 106061 рубля 55 копеек, в том числе 79591 рубль 46 копеек - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 11209 рублей 01 копейка - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 13076 рублей 82 копейки сумма пени на страховую часть пенсии и 2184 рубля 26 копеек - сумма пени на накопительную часть пенсии.
    Также представитель Общества заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на оспаривание постановления, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Свое ходатайство представитель Общества обосновывает тем, что до момента судебного разбирательства по делу N А74-4728/2004 по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в Аскизском районе Республики Хакасия о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, решение по которому было вынесено Арбитражным судом Республики Хакасия 06.12.2004, заблуждался относительно правомочий по взысканию страховых взносов. В судебном заседании по делу N А74-4728/2004 сумму задолженности признал полностью. Заявитель полагает, что в данном случае может быть произведено вторичное взыскание задолженности.
    Арбитражный суд рассмотрел доводы, изложенные Обществом в ходатайстве о восстановлении срока, и, руководствуясь частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает необходимым восстановить Предпринимателю срок на обжалование Постановления налогового органа от 27.08.2003 N 12.
    В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Представитель Общества полагает, что у Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия не имелось оснований для вынесения оспариваемого постановления, поскольку взыскание недоимки по страховым взносам и пени осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.12.2004 по делу N А74-4728/2004 указанная выше сумма недоимки и пеней взыскана с заявителя.
    Представитель налогового органа в судебном заседании ходатайствовал о проведении процессуального правопреемства Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия.
    Данное ходатайство обосновано тем, что, в соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия от 22 ноября 2004 года N 271, Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия была реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия путем слияния.
    Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 31 декабря 2004 года серии 19 N 0261239.
    В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном правоотношении (реорганизации юридического лица) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
    Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
    Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил (часть 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает необходимым произвести замену ответчика - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция).
    Представитель Налоговой инспекции требования Общества не признал, указав на то, что сумма недоимки и пеней по страховым взносам по оспариваемому постановлению налоговым органом не взыскивается, сославшись при этом на письмо Налоговой инспекции от 14 января 2005 года N ГА-03-40/117.
    Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании пояснил, что спорная сумма недоимки и пеней по страховым взносам взыскана Пенсионным фондом с заявителя в судебном порядке, что подтверждается решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.12.2004 по делу N А74-4728/2004.
    Пояснения заявителя, ответчика и третьего лица, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
    Открытое акционерное общество "Аскизская хлебная база N 18" зарегистрировано Администрацией Аскизского района 22 января 1999 года, занесено в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1021900758978.
    27 августа 2003 года заместителем руководителя Налоговой инспекции вынесено постановление N 12 о взыскании с заявителя задолженности по уплате налога (сбора), страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и пеней за счет имущества Общества на сумму 1706644 рубля 81 копейка, в том числе страховых взносов по коду бюджетной классификации 1010610 на страховую часть пенсии в сумме 79591 рубля 46 копеек, по коду 1010620 бюджетной классификации на накопительную часть пенсии в сумме 11209 рублей 01 копейки и пеней, соответственно, в сумме 13076 рублей 82 копеек, 2184 рублей 26 копеек.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4728/2004 от 6 декабря 2004 года с ОАО "Аскизская хлебная база N 18" в пользу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Аскизском районе Республики Хакасия взыскано 252582 рубля 59 копеек, в том числе: 234107 рублей 99 копеек недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 и 2003 годы (206650 рублей 38 копеек - на страховую часть пенсии, 27457 рублей 61 копейку - на накопительную часть пенсии) и пени за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 18474 рублей 60 копеек (16345 рублей 87 копеек - пени на страховую часть пенсии, 2128 рублей 73 копейки - пени на накопительную часть пенсии).
    14 января 2005 года Налоговой инспекцией направлено в адрес Аскизского подразделения Службы судебных приставов письмо N ГА-03-40/117, согласно которому налоговый орган сообщает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. В связи с этим налоговый орган просит службу судебных приставов-исполнителей исполнять Постановление N 12 от 27.08.2003 в части оставшейся суммы согласно приложению N 1. Приложение N 1 к вышеназванному письму не содержит суммы недоимки по страховым взносам и пеней.
    Пояснений по вопросу, за какой период времени, согласно оспариваемому постановлению, взыскиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и пени, налоговый орган в судебном заседании не дал, однако уточнил, что сумма недоимки и пеней по страховым взносам по оспариваемому постановлению вошла в сумму недоимки и пеней, взысканных по решению Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4728/2004 от 06.12.2004.
    Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд полагает, что требования Общества подлежат удовлетворению.
    Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
    Согласно пункту 1 статьи 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
    При этом пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
    Статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика или налогового агента. Взыскание налога производится путем направления постановления налогового органа судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
    Исходя из буквального толкования изложенных норм, арбитражный суд полагает, что вынесение налоговым органом постановления в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации не является формой налогового контроля.
    Таким образом, Налоговая инспекция не обладает полномочиями на вынесение постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, так как их взыскание производится судом на основании соответствующих заявлений органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
    Довод Налоговой инспекции о том, что согласно письму от 14.01.2005 N ГА-03-40/117, направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, взыскание недоимки и пеней по страховым взносам налоговым органом уже не производится, не влияет на вывод суда о незаконности в части оспариваемого постановления. Постановление N 12 от 27 августа 2003 года налоговым органом до настоящего времени не отменено, указанное письмо налогового органа содержит в себе всего лишь просьбу к судебному приставу-исполнителю не исполнять оспариваемое постановление в части взыскания страховых платежей и пеней.
    При таких обстоятельствах арбитражный суд считает Постановление налогового органа N 12 от 27 августа 2003 года в части взыскания страховых взносов и пеней незаконным и необоснованным, а также нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
    Государственная пошлина по настоящему спору составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на Налоговую инспекцию, но взысканию в доход федерального бюджета не подлежит, поскольку, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты.
    Руководствуясь статьями 48, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Провести замену заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия, село Аскиз, его правопреемником - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск.
    2.Заявление Открытого акционерного общества "Аскизская хлебная база N 18", село Аскиз, удовлетворить.
    Признать незаконным Постановление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия от 27 августа 2003 года N 12 "О взыскании задолженности по уплате налога (сбора), страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и пеней за счет имущества организаций - налогоплательщика (налогового агента)" в части взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в сумме 106061 рубля 55 копеек, в том числе 79591 рубль 46 копеек - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 11209 рублей 01 копейка - страховые взносы на накопительную часть пенсии, 13076 рублей 82 копейки сумма пени на страховую часть пенсии и 2184 рубля 26 копеек - сумма пени на накопительную часть пенсии.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА