Решение от 04 октября 2005 года № А47-9236/2005-АК-30
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 04 октября 2005 года № А47-9236/2005-АК-30
Индивидуальный предприниматель К.А.Н., г. Оренбург (далее по тексту - предприниматель К.А.Н.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Оренбургской таможне о признании незаконными действий должностных лиц Оренбургской таможни.
При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее.
В ходе проведения специальной таможенной ревизии предпринимателя К.А.Н. в соответствии со ст. 376 Таможенного кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) Оренбургской таможней установлено, что предпринимателем при осуществлении внутренней перевозки груза, нарушены условия, предусмотренные Приказом ГТК РФ и Минтранса России от 08.09.2003 N 970/187, Постановления Правительства РФ N 147 от 11.03.2003, ст. 271 Таможенного кодекса РФ в части места загрузки товара, предназначенного для вывоза с таможенной территории РФ, по результатам которой составлен акт N 10409000/16050/00014 от 16.05.2005 специальной таможенной ревизии.
На основании данного акта заместителем начальника таможни выставлены требования об уплате таможенных платежей N 15 от 25.05.2005 на сумму 409161 руб. 48 коп. и N 17 от 25.05.2005 на сумму 409144 руб. 90 коп.
Данные требования были направлены в адрес заявителя, однако, в установленный в требованиях срок не исполнены.
Предпринимателем К.А.Н. были поданы письменные ходатайства о предоставлении отсрочки взыскания таможенных платежей от 24.06.2005 и от 08.07.2005.
Согласно представленному в материалы дела ответу Оренбургской таможни от 13.07.2005, сообщено, что в связи с неисполнением в добровольном порядке предпринимателем К.А.Н. требования об уплате таможенных платежей, на основании ст. 351 Таможенного кодекса РФ принято решение о взыскании в бесспорном порядке денежных средств со счетов в банке, за исключением ссудных счетов. Кроме того, в предоставлении отсрочки отказано, в связи с тем, что таможенным законодательством не установлена норма, предусматривающая возможность отсрочить взыскание таможенных платежей.
Предприниматель К.А.Н. считает, что данные действия таможенного органа нарушают его права и законные интересы, просит суд признать их незаконными.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
К.А.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации серии "ЮО" N 17075, выданного Администрацией Ленинского района г. Оренбурга 29.11.2001, что также подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004 серии 56 N 000643305 от 27.02.2004.
Как установлено в заседании, на основании разрешения Оренбургской таможни от 15.03.2004 N 21-27/0008 предпринимателем были ввезены и помещены под таможенный режим временного ввоза по грузовой таможенной декларации N 10409070/250304/0000573 грузовые автомобили "SCANIA" VIN XLER6X20004496283, VIN XLER6X20004496161 и прицепы KRONE ZZP18ZLT-BW WKEZZP18011391456, WKEZZP18011391758, в отношении которых таможенным органом предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и указанием в таможенной декларации на то, что товар является условно выпущенным и допускается использование транспортных средств только для международных перевозок.
В ходе специальной таможенной проверки выявлены нарушения предпринимателем условий пользования ввезенным товаром, а именно: автомобилями, которые установлены таможенным законодательством при условном выпуске товаров. В результате чего, таможенным органом сделан вывод о несоблюдении ограничений, установленных Таможенным кодексом РФ при предоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, что и послужило основанием для начисления заявителю таможенных пошлин, налогов и пени.
Требования об уплате таможенных платежей от 25.05.2005 N 15 и N 17 направлены в адрес заявителя.
Согласно норм Таможенного кодекса РФ, допускается изменение срока уплаты таможенных платежей в двух формах - отсрочки и рассрочки.
Отсрочка и рассрочка - это наиболее простые формы изменения срока уплаты налогов и сборов. По истечении срока, на который предоставлена отсрочка, сумма задолженности уплачивается налогоплательщиком единовременно и в полном объеме. В случае предоставления рассрочки сумма задолженности погашается поэтапно в течение периода, на который была предоставлена рассрочка. График погашения задолженности по рассрочке утверждается, как правило, при принятии решения об изменении срока уплаты налогов и сборов.
Решение об изменении срока уплаты таможенных пошлин принимает ГТК России и уполномоченные им таможенные органы (п. 1 ст. 333 ТК РФ). Для этого плательщик таможенных платежей подает в соответствующий таможенный орган заявление в письменной форме о предоставлении отсрочки или рассрочки.
Заявителем были поданы ходатайства о предоставлении отсрочки взыскания таможенных платежей от 24.06.2005 и от 08.07.2005.
Таможенный кодекс РФ воспринял норму Налогового кодекса РФ о том, что отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки рассматривается компетентным таможенным органом. Решение по заявлению должно быть принято в течение 15 дней со дня его подачи (п. 5 ст. 333 ТК РФ).
В предоставлении отсрочки или рассрочки может быть отказано только в том случае, если в отношении лица, претендующего на такую отсрочку или рассрочку, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, или возбуждена процедура банкротства (ст. 335 ТК РФ).
Принимая решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, таможенный орган обязан руководствоваться следующими предписаниями ТК РФ: - отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от одного до шести месяцев (в ТК РФ 1993 г. максимальный срок предоставления отсрочки или рассрочки составлял два месяца); - отсрочка или рассрочка может быть предоставлена только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей в порядке, предусмотренном ТК РФ (ст. 337 - 347).
Таможенный орган доводит до сведения заявителя свое решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении. Соответствующая информация должна быть представлена заявителю в письменной форме. В решении должен быть указан срок, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, а также может содержаться график погашения задолженности в случае предоставления рассрочки.
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки должно быть мотивированным и содержать причину такого отказа.
Согласно письму N 01-23/К-587 от 11.07.2005, адресованному заявителю, Оренбургская таможня отказала в предоставлении предпринимателю К.А.Н. отсрочки взыскание таможенных платежей, в связи с тем, что таможенным законодательством не установлена норма, предусматривающая возможность отсрочить взыскание таможенных платежей.
Довод Оренбургской таможни о том, что отсрочка может быть предоставлена лишь по основаниям, предусмотренным ст. 334 ТК РФ необоснован.
В соответствии со ст. 334 ТК РФ отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа; товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче; осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Суд считает, что перечень оснований, предусмотренный данной статьей Таможенного кодекса РФ, не является исчерпывающим.
Статья 334 содержит те основания, при наличии которых таможенный орган обязан предоставить отсрочку взыскания таможенных платежей. Суд полагает, что таможня, исходя из обстоятельств, указанных в заявлении о предоставлении отсрочки, не лишена права разрешить данный вопрос по основаниям, не указанным в ст. 334 ТК РФ.
Отсрочка или рассрочка не может быть предоставлена: если в отношении лица, обратившегося в таможенный орган с соответствующим заявлением, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ); если в отношении такого лица возбуждена процедура банкротства (ст. 335 ТК РФ).
Норма ст. 335 ТК РФ также предусматривает условия, при наличии которых отсрочка либо рассрочка взыскания таможенных платежей не предоставляется.
Исследовав материалы дела и заслушав представителей сторон, суд считает, что при рассмотрении заявления предпринимателя К.А.Н. таможенным органом неверно истолкованы и применены нормы права. Кроме того, в представленном письме от 11.07.2005 Оренбургская таможня не мотивировала основания отказа в предоставлении отсрочки.
Довод ответчика о том, что предпринимателем не предприняты меры по своевременной уплате таможенных платежей в установленный в требованиях N 15 и N 17 срок, суд считает неправомерным, в силу нижеизложенного:
В представленном в материалы дела отзыве таможенный орган не отрицает факт отсутствия в течение длительного периода времени в Оренбургской таможне уведомления о вручении требований об уплате таможенных платежей, первоначально направленных в адрес заявителя, в связи с чем, "в целях соблюдения таможенного законодательства требования N 15 и N 17 были повторно направлены письмом от 08.06.2005 и получены адресатом 11.06.2005".
Согласно штемпелю почты письмо получено почтовым отделением 11.06.2005, а, следовательно, доставлено адресату 12.06.2005. Срок, установленный в требованиях для добровольной уплаты таможенных платежей - до 13.06.2005, тем самым суд считает, что таможенным органом нарушено право плательщика на добровольную уплату сумм таможенных платежей, т.к. данный срок не является реальным для выполнения обязанности по уплате платежа.
В соответствии со ст. 351 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 30 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.
В связи с неуплатой в добровольном порядке сумм, указанных в требованиях от 25.05.2005 N 15 и N 17, таможенным органом были вынесены решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке N 3 и N 4 от 20.06.2005 с одновременным выставлением инкассовых поручений на счета предпринимателя.
Суд считает данные действия таможенного органа незаконными, в силу непредставления заявителю реального срока для добровольной уплаты таможенных платежей по требованиям N 15 и N 17 от 25.05.2005.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В пункте 5 статьи 200 Кодекса указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), то есть в данном случае на таможенный орган.
Суд считает, что таможенным органом правомерность совершенных действий не доказана.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, действия должностных лиц Оренбургской таможни признанию незаконными.
Расходы по государственной пошлине возложить на ответчика, однако, взыскание не производить в силу ст. 333.37 НК РФ.
Государственную пошлину в размере 2000 руб. возвратить заявителю, выдав справку на возврат после вступления решения в законную силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 65, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
1. Требования индивидуального предпринимателя К.А.Н. удовлетворить.
2.Признать незаконными действия Оренбургской таможни по вынесению решений о взыскании денежных средств в бесспорном порядке N 3 и N 4 от 20.06.2005 и выставлению инкассовых поручений на счета предпринимателя К.А.Н. 3.Государственную пошлину в размере 2000 руб. возвратить заявителю, выдав справку на возврат после вступления решения в законную силу.
Решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.