от 6 марта 2006 г. Дело N А74-273/2006
Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2006
Решение в полном объеме изготовлено 06.03.2006
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Мельник Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
отряда Государственной противопожарной службы N 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия
о признании действий Администрации муниципального образования Ширинский район, п. Шира, незаконными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представителей Тутаркова Г.М. по дов. от 01.01.2006, Немежикова А.С. по дов. от 10.11.2005,
от МО Ширинский район - представителей Уваровой Р.А. по дов. от 11.01.2006, Шаманской Л.М. по дов. от 11.01.2006,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мельник Л.И.,
Отряд Государственной противопожарной службы N 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - ОГПС-7 МЧС России по РХ) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий Администрации муниципального образования Ширинский район, выраженных в отказе финансировать содержание пожарных частей поселка Жемчужный, поселка Коммунар и поселка Туим, незаконными, а также об обязании Администрации муниципального образования Ширинский район в порядке восстановления нарушенного права погасить задолженность по заработной плате перед личным составом пожарных частей, образовавшуюся в результате действия отмененного Постановления Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 17.12.2004 N 1595.
Определением арбитражного суда от 10 января 2006 года заявление принято к производству.
В судебном заседании 21 февраля 2006 года в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявитель уточнил требования: просит, в порядке восстановления нарушенного права, обязать Администрацию муниципального образования Ширинский район увеличить объем финансирования ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия по местному бюджету за март - декабрь 2005 года на сумму 658515,96 руб.
Уточнение принято арбитражным судом.
В судебном заседании представитель ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия полностью поддержал свои требования.
Представитель Администрации муниципального образования Ширинский район полагает заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд пришел к выводу, что требования ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия не подлежат удовлетворению.
Фактические обстоятельства дела следующие:
Постановлением Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 17 декабря 2004 года N 1595 "Об упорядочении штатных расписаний пожарных частей п. Жемчужный, п. Туим, п. Коммунар Ширинского района" начальникам пожарных частей с 01.03.2005 установлен 7 разряд единой тарифной сетки, водителям пожарных частей установлен 5 разряд единой тарифной сетки.
В соответствии с названным Постановлением проведены мероприятия по понижению тарифных ставок личному составу пожарных частей с внесением изменений в штатные расписания учреждений.
Постановлением Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 12.10.2005 N 1374 Постановление от 17.12.2004 N 1595 "Об упорядочении пожарных частей п. Жемчужный, п. Туим, п. Коммунар Ширинского района" отменено.
В соответствии с судебными приказами мирового судьи судебного участка N 2 Ширинского района Республики Хакасия с ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия взыскано в пользу личного состава пожарных частей 629555,30 руб.
После отмены Постановления Главы администрации муниципального образования Ширинский район от 17 декабря 2004 года N 1595 "Об упорядочении штатных расписаний пожарных частей п. Жемчужный, п. Туим, п. Коммунар Ширинского района" ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия обратился к Администрации муниципального образования Ширинский район с заявлением о выплате сложившейся задолженности по заработной плате личного состава пожарных частей.
28 октября 2005 года администрация муниципального образования отказала в выплате образовавшейся задолженности по заработной плате перед личным составом за период действия отмененного Постановления, сославшись на отсутствие финансирования.
Действия Администрации муниципального образования Ширинский район, выразившиеся в выплате образовавшейся задолженности по заработной плате перед личным составом пожарных частей, оформленные письмом от 28.10.2005, ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия оспорил в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из перечисленных норм следует, что суд при рассмотрении дела об оспаривании действия (бездействий) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия закону, нарушения прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие одного из элементов предмета доказывания влечет отказ в удовлетворении требования о признании ненормативного акта недействительным.
Согласно Положению "Об Отряде государственной противопожарной службы N 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия" ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия является подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданным в целях защиты жизни и здоровья граждан, материальных ценностей от пожаров, осуществления мер по пожарной безопасности охраняемых организаций, а также руководства деятельностью подразделений, входящих в состав отряда.
В соответствии с п. п. 2.2 Положения ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия осуществляет реализацию единой государственной политики в области пожарной безопасности на территории муниципального образования Ширинский район.
Согласно Положению ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия финансируется за счет средств, поступающих из бюджетов Республики Хакасия, а также из внебюджетных источников и иных источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Источником формирования имущества являются поступления из средств республиканского и местного бюджетов, средств организаций по заключенным договорам, добровольные взносы и пожертвования, средства от оказания платных услуг.
Таким образом, в силу Положения ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия не запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность, однако доходы от такой деятельности могут использоваться на формирование имущества ОГПС-7 МЧС России в Республике Хакасия.
ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия не представило суду доказательств того, что оспариваемые действия Администрации муниципального образования Ширинский район нарушили его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложили на него какие-либо обязанности либо создали иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической.
Оспариваемые действия Администрации муниципального образования Ширинский район касаются вопроса финансирования ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия в части восстановления (изменения) финансирования 2005 года по статье, предусматривающей расходы по заработной плате личного состава пожарных частей.
Вопросы финансирования, в том числе изменения сметы расходов и доходов, изменение финансирования, восстановление финансирования регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации и разрешаются в порядке, устанавливаемом указанным Кодексом.
Таким образом, оспариваемые действия Администрации муниципального образования Ширинский район не связаны с экономической и иной предпринимательской деятельностью ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия и не затрагивают права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, оснований к удовлетворению заявления не имеется.
В соответствии со ст. ст. 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб. и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия.
Требование ОГПС-7 МЧС России по Республике Хакасия о взыскании судебных издержек в сумме 2000 руб. (по 1000 руб. каждому представителю) не подлежит удовлетворению, поскольку не подлежит удовлетворению заявление о признании действий Администрации муниципального образования Ширинский район незаконными, а также в связи с непредставлением доказательств расходов заявителя по оплате услуг представителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.В удовлетворении заявления Отряда Государственной противопожарной службы N 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, п. Шира, о признании действий Администрации муниципального образования Ширинский район, выраженных в отказе финансировать содержание пожарных частей поселка Жемчужный, поселка Коммунар и поселка Туим, незаконными отказать. 2.Взыскать с Отряда Государственной противопожарной службы N 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, п. Шира, в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу (через Арбитражный суд Республики Хакасия).
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Л.И.МЕЛЬНИК