Постановление от 17 марта 2004 года № А47-4756/2003-12ГК
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Постановление от 17 марта 2004 года № А47-4756/2003-12ГК
Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе:
Председательствующего Дмитриенко Т.А.,
Судей: Галиаскаровой З.И., Савиновой М.А.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шальневой Н.В.
В соответствии с п. 37 Регламента арбитражных судов в составе суда произведена замена отсутствующей по уважительной причине судьи Деревягиной Л.А. на судью Галиаскарову З.И.
С участием представителем сторон:
от Министерства финансов РФ - Сапон О.А., главного специалиста, (дов. пост.);
от Управления федерального казначейства МФ РФ по Оренбургской области - Сапон О.А., главного специалиста, (дов. пост.);
от Финансового управления Администрации Оренбургской области - Копыловой И.И., консультанта юридического отдела, (дов. пост.);
от МУП Оренбурггортепло" - Михеевой Л.Ю., юриста (дов. пост.);
от Администрации города Оренбурга - Ворожко А.С., главного специалиста, (дов. от 05.01.04 N 6, пост.);
от Финансового управления Администрации г. Оренбурга - Калмыкова С.Г., главного специалиста (дов. от 30.08.02 N 690, пост.);
от Управления жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга - Жукова Д.Г., начальника юридического отдела (дов. от 05.01.04 пост.)
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. В деле имеются доказательства, подтверждающие их надлежащие извещение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Лицам, участвующим в деле, права и обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом, разъяснены. Отводы составу суда, кому-либо из судей, помощнику судьи не заявлены. Ходатайства не поступали.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Оренбургской области на решение арбитражного суда Оренбургской области от 16.07.03 по делу N А47-4756/2003-12ГК по иску МП "Оренбурггортепло", г. Оренбург к Министерству финансов РФ, г. Москва; Финансовому управлению Администрации Оренбургской области, г. Оренбург; Государственному предприятию "Облжимколхоз", г. Оренбург; Главному управлению социальной защиты населения по Оренбургской области, г. Оренбург, с участием третьих лиц: Управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ, г. Москва; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга; Муниципальное учреждение по обработке коммунальных платежей, г. Оренбург, Администрация города Оренбурга, Финансовое управление Администрации города Оренбурга о взыскании 92394 рулей,
Решением от 16.07.03 (судья Лапшина Н.Ю.) требования истца удовлетворены частично. В пользу Муниципального предприятия "Оренбурггортепло", г. Оренбург с Финансового управления Администрации Оренбургской области за счет средств бюджета субъекта взысканы убытки в размере 92394 руб. В отношении Министерства финансов РФ, Главного управления социальной защиты населения по Оренбургской области, Государственного предприятия "Облжимкомхоз" в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, Финансовое управление Администрации Оренбургской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права. Заявитель в обоснование своих доводов ссылается на то, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" не указаны источники финансирования льгот инвалидам. Исходя из пункта 15 статьи 5 Закона вытекает, что за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются льготы, установленные непосредственно на территории субъекта РФ законом субъекта РФ, поскольку истцом предоставлялись льготы на основании Федерального закона, то и возмещение должно осуществляться из федерального бюджета. Кроме того, из смысла ст. 17 Закона и п. 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.96 N 901 следует, что по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду расходы, связанные с предоставлением по оплате этого жилья и коммунальных услуг, должны возмещаться в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в 2002 году осуществлял реализацию тепловой энергии, предоставляя льготы по оплате данных услуг в размере 50 % инвалидам 1, 2, 3 группы, а также семьям, имеющим детей инвалидов, проживающим в частном жилом фонде, на основании ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов", в результате чего фактически оказанные услуги остались не оплаченными на сумму предоставленных льгот 92394 рулей, (выпадающие доходы), которые истец считает убытками.
Согласно статьям 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки являются мерой гражданской ответственности и подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых на себя обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, а также размер убытков.
Сумма понесенных убытков Финансовым управлением Администрации Оренбургской области не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Статьей 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Кроме того, данной нормой предусмотрено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, где п. 16 предусмотрено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются:
по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета;
по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита и социальное обеспечение населения.
Статьей 85 Бюджетного кодекса РФ финансирование социальной защиты населения отнесено к совместным расходам бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьями 4 и 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на федеральные органы государственной власти и органы субъектов Российской Федерации возложены обязанности по формированию соответствующих бюджетов в части расходов на финансирование мероприятий по социальной защите населения.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194 "О федеральном бюджете на 2002 год" и Порядком предоставления расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 предусматривается предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из Фонда компенсаций на реализацию данных законов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" размер субсидий для Оренбургской области в рамках Фонда компенсаций для реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составил 181982000 рублей 00 копеек. Указанные средства поступили из федерального бюджета в субъект в полном объеме, что подтверждается Финансовым управлением администрации Оренбургской области (т. 2 л.д. 16).
В соответствии с Постановлением Оренбургской области от 10.02.01 N 12-п "О порядке возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Государственным предприятием "Облжилкомхоз" возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется на договорной основе с Главным управлением социальной защиты населения Оренбургской области.
В разделе 2 приложения N 6 к Постановлению Администрации Оренбургской области от 10.02.01 N 12-п указано, что финансирование на возмещение расходов, произведенных в связи с предоставлением льгот по 50-процентной скидке на оплату жилищно-коммунальных услуг, осуществляется ГУСЗН за счет средств федерального и областного бюджета.
Поскольку, как указано выше, средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, из федерального бюджета поступили в полном объеме, а доказательства, свидетельствующие о выделении денежных средств на реализацию данного Закона из бюджета субъекта РФ Финансовым управлением администрации Оренбургской области не представлены, суд первой инстанции обосновано взыскал сумму убытков, заявленную истцом, за счет средств бюджета области.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отменено, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине относятся на заявителя жалобы, однако в силу статьи 5 Федерального закона "О государственной пошлине" ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение арбитражного суда Оренбургской области от 16.01.2004 по делу N А47-4756/2003-12ГК оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Т.А.ДМИТРИЕНКО
Судьи:
З.И.ГАЛИАСКАРОВА
М.А.САВИНОВА