Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 21 мая 2008 года № А47-10861/2007АК-36

    (Извлечение)
    При рассмотрении дела в открытом судебном заседании арбитражный суд
    инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция, ответчик) проведена выездная налоговая проверка Закрытого акционерного общества "Оренбургнефтехиммонтаж" (далее - ЗАО "Оренбургнефтехиммонтаж", общество, заявитель, налогоплательщик) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов.
    По результатам проверки налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки от 29.08.2007 г. N 15-34/1344 и принято решение N 15-34/62755 от 03.10.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ООО "Оренбургнефтехиммонтаж" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа за неполную уплату: налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2004 г. - в размере 62361,40 руб., НДС за декабрь 2004 г. - 29319 руб., НДС за январь 2005 г. - 26992 руб., НДС за февраль 2005 г. - 4653,60 руб., НДС за июнь 2005 г. - 6980,60 руб., НДС за декабрь 2005 г. - 74461,20 руб., за неуплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы - 857,84 руб. Также обществу предложены к уплате пени: по НДС - 92794,74 руб., по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Фонд социального страхования - 601,79 руб., по налогу на доходы физических лиц - 3714,58 руб. Налогоплательщику предложено уплатить доначисленные НДС в сумме 1023839 руб. и единый социальный налог в части зачисляемой в Фонд социального страхования - 4289,20 руб.
    Не согласившись с принятым решением Закрытое акционерное общество "Оренбургнефтехиммонтаж" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, просит решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга N 15-34/62755 от 03.10.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признать недействительным.
    В ходе судебного разбирательства стороной заявленные требования уточнены, общество просит признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга N 15-34/62755 от 03.10.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неуплаты НДС в размере 1023839 руб., штрафа в размере 204767,80 руб. и пени в размере 92794,74 руб.
    С учетом ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные заявленные требования приняты судом к производству.
    Как следует из материалов дела основанием для вынесения решения в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о необоснованном предъявлении налогоплательщиком к вычету НДС на сумму разницы между номинальной стоимостью векселей и стоимостью их приобретения.
    Свои требования о недействительности решения в оспариваемой части заявитель мотивирует тем, что соблюдены все условия для предъявления к налоговому вычету сумм НДС в проверяемые периоды. Налогоплательщик указывает на то, что сумма НДС, подлежащая вычету, рассчитывается из балансовой стоимости передаваемых активов, а балансовая стоимость вытекает из цены сделки (договорная стоимость реализации), соответственно и исключение из стоимости налога не требуется.
    Налоговый орган требования заявителя не признал, в представленном отзыве свою позицию мотивировал теми же основаниями, которые лежат в основе оспариваемого решения, ссылаясь на то, что общество при передаче поставщику в счет оплаты за приобретенные товары векселей вправе предъявить к вычету НДС по этим товарам только в пределах фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
    Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
    Как следует из статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных отношений), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты. При приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им за товары (работы, услуги).
    Статья 172 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок применения налоговых вычетов. Пунктом 1 этой статьи установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
    Пунктом 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе, векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.
    Таким образом, право плательщика налога на добавленную стоимость на налоговый вычет поставлено в зависимость от факта уплаты суммы налога при приобретении товара (работы, услуги). В случае если в качестве оплаты налогоплательщик передает не денежные средства, а иное имущество, сумма налога, уплаченная фактически налогоплательщиком, определяется не по стоимости товара (работ, услуг), оплачиваемого налогоплательщиком, а исходя из балансовой стоимости имущества, переданного в счет оплаты.
    Налоговое законодательство не содержит определения балансовой стоимости, поэтому согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации этот термин следует определять в том значении, в каком он используется в нормативных актах по бухгалтерскому учету.
    Согласно статье 11 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оценка имущества и обязательств производится для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
    Таким образом, при использовании в расчетах векселя третьего лица право на налоговый вычет возникает при условии, если этот вексель получен налогоплательщиком в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги, либо если за него фактически уплачены денежные средства. При этом сумма налога на балансе налогоплательщика принимается к вычету только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных налогоплательщиком своему покупателю, за которые им был получен вексель, либо только в пределах фактически перечисленных денежных средств.
    В силу п.п. 8, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утв. Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. N 126н фактически произведенные расходы не включают в себя суммы налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.
    Следовательно, при использовании в расчетах за товары (работы, услуги) векселя третьего лица размер налогового вычета определяется исходя из стоимости ранее оплаченного этим векселем имущества за минусом налога на добавленную стоимость.
    Как усматривается из решения налогового органа, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга не приняты к вычету суммы налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ООО "Энергохимремонт", ООО "Стройтехсервис", ЗАО "Заводэнергострой", ООО "Оренбургтеплоизоляция", ООО "Аврора", ООО "Хунор", ООО "Газстроймонтаж", ООО "Оренбургтехстрой", ПК "Теплострой", ООО "Ресурсы Урала", ПК "Трасса", ДОАО "Электрогаз" Филиал "Оренбургэлектрогаз" ОАО "Газпром", ООО "Стройпромпроект", ООО "УМР "ОНХМ", и оплаченным налогоплательщиком векселями третьих лиц (ЗАО "Газпромбанк", АКБ "Пересвет", ОАО "Сбербанк России").
    Представленные в дело документы, в том числе акты приема-передачи векселей, свидетельствуют о том, что указанные векселя были получены Закрытым акционерным обществом "Оренбургнефтехиммонтаж" в счет оплаты выполненных налогоплательщиком работ от ЗАО "Оренбурггазпром" и других заказчиков в лице генподрядчика, которые впоследствии передало своим контрагентам в счет оплаты за выставленные счета-фактуры по номиналу, предъявив к вычету налог на добавленную стоимость, исчисленный исходя из номинальной стоимости векселей.
    При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что общество необоснованно предъявило к вычету налог на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным ООО "Энергохимремонт", ООО "Стройтехсервис", ЗАО "Заводэнергострой", ООО "Оренбургтеплоизоляция", ООО "Аврора", ООО "Хунор", ООО "Газстроймонтаж", ООО "Оренбургтехстрой", ПК "Теплострой", ООО "Ресурсы Урала", ПК "Трасса", ДОАО "Электрогаз" Филиал "Оренбургэлектрогаз" ОАО "Газпром", ООО "Стройпромпроект", ООО "УМР "ОНХМ", в размере 1023839 рублей с суммы разницы между номинальной стоимостью векселей и фактическими затратами на их приобретение.
    Доводы заявителя о том, что балансовая стоимость приобретенных векселей равна их номинальной стоимости, так как в бухгалтерском учете была отражена в сумме, равной цене приобретения, суд отклоняет в силу следующего.
    Правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 126н.
    Согласно пунктам 3, 8 и 9 названного Положения финансовые вложения (к которым в том числе относятся векселя) принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой, в свою очередь, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение.
    В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н, для обобщения информация о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций обобщается на счете 58 "Финансовые вложения".
    Из приведенных норм следует, что балансовая стоимость приобретенных векселей, отражаемая на счете 58 "Финансовые вложения", формируется на момент их приобретения и составляет сумму фактических затрат на их приобретение.
    Таким образом, неправильное отражение Обществом на счете 58 "Финансовые вложения" балансовой стоимости векселей (с учетом налога на добавленную стоимость) не влияет на изменение размера фактических понесенных Обществом затрат на приобретение векселей.
    Таким образом следует признать, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга правомерно доначислен ЗАО "Оренбургнефтехиммонтаж" налог на добавленную стоимость на сумму разницы между номинальной стоимостью векселей и стоимостью их приобретения (балансовой стоимостью) в размере 1023839 руб.
    В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
    Согласно п. 1 ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
    Судом расчет пени проверен и является обоснованным. Заявителем возражений относительно правильности расчета пени или имеющихся в нем арифметических ошибок также не представлено.
    В связи с этим суд приходит к выводу, что налоговый орган обоснованно привлек налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 204767,80 руб. и начислил пени в размере 92794,74 руб.
    При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований и признания недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга N 15-34/62755 от 03.10.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неуплаты НДС в размере 1023839 руб., штрафа в размере 204767,80 руб. и пени в размере 92794,74 руб. отсутствуют.
    В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.
    На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 49, 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
    1.Ходатайство Закрытого акционерного общества "Оренбургнефтехиммонтаж" (г. Оренбург) об уточнении заявленных требований удовлетворить.
    2.В удовлетворении требований Закрытого акционерного общества "Оренбургнефтехиммонтаж" (г. Оренбург) отказать.
    Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.