-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 24 марта 2005 года № А74-5257/2004-К1
от 24 марта 2005 г. Дело N А74-5257/2004-К1
Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2005
Решение изготовлено в полном объеме 24.03.2005
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Мельник Л.И.
рассмотрел исковое заявление Аскизского муниципального предприятия "Служба заказчика", с. Аскиз,
к Республиканскому государственному образовательному учреждению "Аскизская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, VIII вида", с. Аскиз,
о взыскании 8861,24 руб.,
третьи лица:
Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва,
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия,
Администрация муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз,
при участии в заседании:
от истца: представителей Тахтобиной В.П. по дов. от 01.09.2004, Иптышевой З.Н. по дов. от 01.02.2005;
Министерства финансов и экономики Республики Хакасия: представителя Голощапова Д.В. по дов. от 27.04.2004,
Министерства финансов РФ - представителя Брагина Р.В. по дов. от 27.01.2005;
МО Аскизский район - представителя Ачитаева А.А. по дов. от 01.11.2004.
Аскизское муниципальное предприятие "Служба Заказчика", с. Аскиз, (далее Аскизское МП "Служба Заказчика"), Республиканскому государственному образовательному учреждению "Аскизская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии, VIII вида", с. Аскиз, (далее школа-интернат) о взыскании 8861,24 руб. возмещения стоимости предоставленных коммунальных услуг работникам школы-интерната в декабре 2002 г. - марте 2003 г.
Определением арбитражного суда от 1 декабря 2004 года исковое заявление принято к производству.
Определением арбитражного суда от 21 декабря 2004 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, г. Москва (далее Минфин РФ), Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, (далее Минфин РХ) и Администрация муниципального образования Аскизский район, с. Аскиз (далее Администрация МО).
Ответчик - школа-интернат в отзыве на иск указал, что в период с 01.09.2002 по 15.05.2003 в селе Аскиз коммунальные услуги оказывало общество с ограниченной ответственностью "Стройкомплекс-А". Все предъявленные за указанный период времени счета по оплате льгот педагогам школы-интерната оплачены школой своевременно и в полном объеме. Аскизское МП "Служба Заказчика" коммунальные услуги в указанный период не оказывало, предъявив счета на оплату услуг, оказанных ООО "Стройкомплекс-А".
Третье лицо - Минфин РФ в отзыве на иск указало, что оплата льгот работникам школы-интерната подлежит за счет средств субъекта РФ - Республики Хакасия и за счет средств местного бюджета.
Третье лицо - Минфин РХ в отзыве на иск указало, что в 2003 году предоставление льгот квалифицированным работникам в сельской местности осуществлялось в соответствии с Порядком, утвержденным разделом 14 приложения 2 Постановления Правительства РХ "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год", оплата предоставленных льгот производилась непосредственно бюджетными учреждениями и организациями по месту работы специалистов на основании утвержденных смет расходов.
Третье лицо - Администрация МО в отзыве на иск указало о том, что финансирование льгот по оплате коммунальных услуг школе-интернату осуществлялось из республиканского бюджета, Администрация МО никакого отношения к указанным средствам не имела.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:
В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.30 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" медицинские, ветеринарные, сельскохозяйственные работники и работники просвещения, проживающие в сельской местности, имеют право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.1998 N 10-03-02 разъяснен порядок реализации прав на льготу, установленную Постановлением ВЦИК И СНК РСФСР, согласно которому жилая площадь квалифицированным работникам предоставляется по нормам, установленным в данной местности, а необходимые средства включаются в смету соответствующего учреждения, предприятия, организации.
16.04.1992 Совет Министров Республики Хакасия принял Постановление "О льготах по оплате жилой площади и коммунальных услуг для квалифицированных работников в сельской местности и рабочих поселках", которым закрепил право педагогических работников сельской местности и рабочих поселков Республики Хакасия на бесплатную жилую площадь и льготы по коммунальным услугам.
В соответствии с п. 3 Постановления квалифицированные работники сельской местности обеспечиваются следующими видами бесплатных коммунальных услуг:
- жилая площадь из расчета 12 кв. м на каждого члена семьи,
- центральное водяное отопление, канализация, водопровод, если они имеются,
- топливо из расчета 0,45 кубометров дров или 0,12 тонны угля на 1кв. м жилой площади,
- освещение из расчета 7 кВт. часов в год на 1 кв. м жилой площади.
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года ввел понятие социальной нормы жилья - "размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Социальная норма устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Впоследствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 621 закреплен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья: 18 кв. м на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек и 33 кв. м на одиноко проживающего человека.
Аналогичная социальная норма жилой площади установлена Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 18.02.1998 N 115-6.
Во исполнение вышеназванных нормативных документов Администрацией Аскизского района 04.04.2000 принято Постановление о порядке предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и электроэнергии квалифицированным работникам в сельской местности, согласно которому квалифицированным работникам сельской местности Аскизского района предоставляются бесплатно коммунальные услуги из расчета 18 кв. м на одного члена семьи из трех и более человек, 42 кв. м на семью из двух человек и 33 кв. м на одиноко проживающего человека.
Главой МО Аскизского сельского совета Аскизского района от 06.12.2001 N 330 принято Постановление об утверждении нормативов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для жителей дома по ул. Таштыпская, 70.
Постановлением Главы МО Аскизского сельского совета Аскизского района от 31.07.2002 переданы функции сбора платы за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение) с жителей муниципального жилищного фонда с. Аскиз (за исключением дома N 70 по ул. Таштыпская, домов NN 76, 78, 80 по ул. Победы, домов NN 153, 156, 157, 158 по ул. Советская) ООО "Стройкомплекс-А" с 1 сентября 2002 года.
Сбор платы за коммунальные услуги жителям дома N 70 по ул. Таштыпская, домов NN 76, 78, 80 по ул. Победы, домов NN 153, 156, 157, 158 по ул. Советская оставлен за Аскизским МП "Служба Заказчика".
1 сентября 2002 года ООО "Стройкомплекс-А" и школа-интернат заключили договор N 1-л о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг на период до 11 февраля 2003 года. В соответствии с договором ООО "Стройкомплекс-А" приняло на себя обязательство предоставить льготы по оплате коммунальных услуг в объеме, предусмотренном законодательством, вносить каждого получателя льгот в реестр установленного образца, а школа-интернат приняла на себя обязательство перечислять денежные средства, контролировать обоснованность предоставления льгот.
Школа-интернат согласно письму ООО "Стройкомплекс-А" предоставила списки лиц, имеющих право на получение льгот на декабрь 2002 года и на 2003 год.
Из материалов дела усматривается, что Аскизское МП "Служба Заказчика" в декабре 2002 г. - марте 2003 г. предоставило льготу квалифицированным работникам школы-интерната на основании Постановления Совета Министров Республики Хакасия от 16.04.1992 и Постановления Администрации Аскизского района от 04.04.2000, а также на основании договора от 01.09.2001, заключенного между истцом и ответчиком, на общую сумму 8861,24 руб., а именно: Ачитаевой Олесе Николаевне, Сагалаковой Елене Семеновне, Угдыжековой Анфисе Павловне, Ачитаевой Галине Ивановне, Ачитаевой Людмиле Вениаминовне, Иптышевой Абакерии Игнатьевне, Комарчевой Нине Никитичне, Чепсараковой Людмиле Вениаминовне.
В обоснование суммы предоставленных льгот Аскизское МП "Служба Заказчика" представило список работников школы-интерната, пользующихся коммунальными услугами на 2002 год, счета-фактуры от 13 декабря 2002 года N 285 на сумму 4336,50 руб., от 24 января 2003 года N 14 на сумму 3113,12 руб., от 29 апреля 2003 года N 44 на сумму 1411,62 руб., реестры фактически предоставленных льгот за указанный период, справки школы-интерната, выданные работникам, имеющим право на получение льгот, лицевые счета.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из договоров и т.д.
Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.1998 и Постановлению Совета Министров Республики Хакасия от 16.04.1992 работникам сельской местности предоставляются льготы по коммунальным услугам в учреждениях и организациях, в смету которых включаются необходимые средства на предоставление льгот.
Таким образом, поскольку Аскизским МП "Служба Заказчика" предоставлены бесплатные коммунальные услуги работникам ответчика, у ответчика возникла обязанность компенсировать истцу сумму предоставленных услуг, не оплаченную лицами, имеющими право на получение льгот.
Для взыскания суммы предоставленных услуг, не оплаченных непосредственно лицами, имеющими право на получение льгот, Аскизское МП "Служба Заказчика" в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязано доказать факт предоставления коммунальных услуг, наличие оснований для предоставления льгот у конкретных лиц, размер средств, подлежащих компенсации в связи с предоставлением льгот.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных элементов доказывания влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно списку лиц, имеющих право на льготы на 2002 год, предоставленного Аскизским МП "Служба Заказчика":
- Ачитаева Олеся Семеновна, Сагалакова Елена Семеновна, Ачитаева Людмила Вениаминовна, Чепсаракова Людмила Вениаминовна в число лиц, имеющих право на льготы, не включены;
- Ачитаева Галина Ивановна значится проживающей по адресу: ул. Горького, 1а, кв. 12; Угдыжекова Анфиса Павловна значится проживающей по адресу: ул. Красноармейская, 30, кв. 14; Иптышева Абакерия Игнатьевна значится проживающей по адресу: ул. Октябрьская, 3, кв. 1; Каморчева Нина Никитична значится проживающей по адресу: ул. Победы, 78, кв. 4.
Из копий лицевых счетов усматривается:
- Иптышева Абакерия Игнатьевна проживает по ул. Октябрьская, 3, кв. 1,
- Чепсаракова Людмила Вениаминовна проживает по ул. Октябрьская, 12, кв. 36,
- Ачитаева Олеся Николаевна проживает по ул. Таштыпская, 70, кв. 14,
- Каморчева Нина Никитична проживает по ул. Победы, 78, кв. 4,
- Угдыжекова Анфиса Ивановна проживает по ул. Первомайская, 2, кв. 1, (один лицевой счет) и по ул. Первомайская, 12, кв. 1 (второй лицевой счет),
- Ачитаева Галина Ивановна проживает по ул. Первомайская, 20, кв. 6,
- Ачитаева Людмила Вениаминовна проживает по ул. Октябрьская, 12, кв. 36,
- Сагалакова Елена Семеновна проживает по ул. Таштыпская, 70, кв. 11.
Согласно справкам, выданным школой-интернатом от 8, 28 октября 2002 г., 30 сентября 2002 года Ачитаева Олеся Николаевна работает учителем, Сагалакова Елена Семеновна работает воспитателем.
Справки на право получения льгот Чепсараковой Людмилы Вениаминовны и Ачитаевой Людмилы Вениаминовны отсутствуют.
Согласно справкам, выданным Администрацией Аскизского сельского совета:
- Ачитаева Олеся Николаевна с семьей проживает по пер. Набережный, 21,
- Сагалакова Елена Семеновна с семьей проживает по ул. Таштыпская, 70, кв. 11 (без прописки).
Согласно списку лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, предоставленного ООО "Стройкомплекс-А" на декабрь 2002 года:
- Ачитаева Галина Ивановна значится проживающей по адресу: ул. Горького, 1а, кв. 12, Угдыжекова Анфиса Павловна значится проживающей по адресу: ул. Красноармейская, 30, кв. 14,
- Ачитаева Олеся Николаевна, Сагалакова Елена Семеновна, Ачитаева Людмила Вениаминовна, Иптышева Абакерия Игнатьевна, Каморчева Нина Никитична, Чепсаракова Людмила Вениаминовна в число лиц, имеющих право на льготы, не включены.
Согласно списку лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, предоставленного ООО "Стройкомплекс-А" на 2003 год:
- Ачитаева Галина Ивановна значится проживающей по адресу: ул. Горького, 1а, кв. 12,
- Угдыжекова Анфиса Павловна, Ачитаева Олеся Николаевна, Сагалакова Елена Семеновна, Ачитаева Людмила Вениаминовна, Иптышева Абакерия Игнатьевна, Каморчева Нина Никитична и Чепсаракова Людмила Вениаминовна в список лиц, имеющих право на льготы, не включены.
Справки о том, что названные лица (Угдыжекова А.П., Ачитаева О.Н., Сагалакова Е.С., Ачитаева Л.В., Иптышева А.И., Каморчева Н.Н. и Чепсаракова Л.В.) по состоянию на январь 2003 года работают в школе-интернате и имеют право на получение льгот, не имеется.
Учитывая представленные сторонами документы, арбитражный суд приходит к выводу о необоснованности заявленного Аскизским ПМ "Служба Заказчика" требования, исходя из следующего:
- доказательств наличия у Чепсараковой Л.В. права на получение льгот не имеется,
- доказательств наличия у Угдыжековой А.П., Ачитаевой О.Н., Сагалаковой Е.С., Ачитаевой Л.В., Иптышевой А.И., Каморчевой Н.Н. и Чепсараковой Л.В. права на получение льгот в 2003 году не имеется,
- доказательств наличия оснований для предоставления льгот Ачитаевой О.Н., Угдыжековой А.П., Ачитаевой Г.И., Ачитаевой Л.В., Иптышевой А.И., Сагалаковой Е.С. (с учетом данных о месте жительства и регистрации) именно Аскизским МП "Служба Заказчика" не представлено.
Таким образом, Аскизским МП "Служба Заказчика" не доказаны факт предоставления коммунальных услуг лицам, поименованным в реестре, наличие оснований для предоставления льгот конкретным лицам, размер средств, подлежащих компенсации в связи с предоставлением льгот.
На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу о неправомерности предъявленных истцом требований.
Государственная пошлина по иску составляет 443,06 руб., которая на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.В удовлетворении иска отказать.
2.Взыскать с Аскизского муниципального предприятия "Служба Заказчика", с. Аскиз, в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 443,06 руб.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд, принявший решение, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Л.И.МЕЛЬНИК