Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 07 июля 2006 года № А47-623/2006-АК-29

    от 7 июля 2006 г. Дело N А47-623/2006-АК-29
    Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2006
    Решение изготовлено в полном объеме 07.07.2006
    (Извлечение)
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Оренбургэнерго" о признании частично недействительным решения N 180564 от 30.12.2005, принятого Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга.
    В судебном заседании приняли участие:
    от заявителя: С.Е.А. - юрисконсульт (доверенность от 05.10.2005 N 209-23, постоянная);
    от налогового органа: З.А.Ю. - главный специалист (доверенность от 29.04.2006, постоянная).
    При рассмотрении дела Арбитражный суд установил следующее.
    Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет налогов за 2003 г. - ноябрь 2004 г.
    По результатам проверки 14.12.2005 составлен акт N 472 выездной налоговой проверки.
    30.12.2005 вынесено решение N 180564 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 55534216, 2 рублей; по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 12893 рублей и по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 2850 рублей.
    Согласно подпункта 2.1 "б" п. 2 резолютивной части решения налогоплательщику предложено уплатить налоги в сумме 277739618 рублей, в том числе налог на прибыль в размере 150740958 рублей, транспортный налог - 2146 рублей, земельный налог - 1925 рублей, налог на имущество - 160709 рублей, налог на добавленную стоимость - 126731774 рублей, налог на доходы физических лиц - 64465 рублей, единый социальный налог - 37641 рубль.
    В соответствии с подпунктом 2.1 "в" налогоплательщику предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 1159407,32 рублей, единого социального налога - 6911,17 рублей, налога на прибыль - 5864826 рублей, налога на имущество - 29867 рублей, налога на добавленную стоимость - 28912045, 41 рубля.
    13 февраля 2006 года заместитель руководителя инспекции принял изменения в решение (N 15-23/14477). Согласно данного решения суммы доначисленных: а) налогов уменьшены по налогу на прибыль на 150103502 рубля; по НДС на 123914 345 рублей; по налогу на доходы физических лиц на 1212 рублей; б) пени за несвоевременную уплату налогов уменьшены: по налогу на прибыль на 5852174 рублей; по НДС на 28657314 рублей; по налогу на доходы физических лиц на 284 рублей 15 копеек. Кроме того, уменьшена сумма штрафа на 55492153, 4 рублей.
    Заявитель, согласно уточненных требований, просит признать недействительным решение инспекции N 180564, с учетом изменения в решение (N 15-23/14477), в части подпункта "а" п. 1 по единому социальному налогу в размере 436 рублей 40 копеек, по налогу на доходы физических лиц в размере 18 рублей 80 копеек; подпункта "б" п. 2.1 налог на доходы физических лиц в размере 94 рублей, единый социальный налог в размере 2182 рублей; подпункта "в" п. 2.1 пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 1143678,5 рублей, по единому социальному налогу в размере 237,06 рублей.
    Налоговый орган требования не признал, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
    Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
    Налоговым органом в результате выездной налоговой проверки начислен единый социальный налог (в части Фонда социального страхования РФ) в размере 2182 рублей за 2003 г., в результате невключения в налоговую базу сумм дохода, выплаченного Т.В.П., работающего по договору гражданско-правового характера, но фактически работающего на условиях трудового договора, заключаемого со штатным персоналом.
    В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Пунктом 1 ст. 237 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты. В силу п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации), помимо выплат, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
    Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
    Как следует из материалов дела, Т.В.П. выполнял работы для заказчика (ОАО "Оренбургэнерго" в лице Ириклинская ГРЭС) на основании договоров гражданско-правового характера, а именно по договору подряда.
    Налоговым органом не доказано, что Т.В.П. выполнял трудовые функции по определенной специальности, квалификации или должности, подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка, работодателем на него ведется трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ). Ссылка налогового органа на выполнение работ на постоянной основе в течение 2003 г. - 2004 г., выдачу спецодежды, спецпитания, средств гигиены не является основанием для квалификации отношений как трудовых, так как стороны гражданско-правового договора вправе установить в нем любые права и обязанности, не запрещенные законодательством.
    С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно начислил ЕСН в размере 2182 рублей, а, учитывая положения ст. 75 НК РФ и ч. 1 ст. 122 НК РФ, также неправомерно начислены пени в размере 237,06 рублей и штраф в размере 436 рублей 40 копеек.
    Налоговым органом в результате выездной налоговой проверки начислен налог на доходы физических лиц в размере 94 рублей, в результате не включения в облагаемый доход работников выплат в возмещение командировочных расходов по оплате дополнительных услуг гостиниц (холодильник, телевизор, телефон, душ).
    Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
    Как следует из материалов дела, в счетах, выставленных гостиницами, отдельно выделялись платежи за проживание, холодильник, телевизор, душ. Исключению из дохода физического лица, подлежащего налогообложению, подлежат расходы по найму жилого помещения в целом, а не расходы за услуги проживания, то есть указание гостиницей в счете отдельной строкой иных услуг, непосредственно связанных с наймом данного жилого помещения, не может являться основанием для их налогообложения, так как данные платежи осуществляются независимо от желания физического лица, а являются в большинстве случаев стандартным набором обстановки жилого помещения гостиницы, иное налоговым органом не доказано.
    С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно начислил НДФЛ в размере 94 рублей, а, учитывая положения ст. 75 НК РФ и ч. 1 ст. 122 НК РФ, также неправомерно начислены пени в размере 21 рубля 42 копеек и штраф в размере 18 рублей 80 копеек.
    Налоговым органом в результате выездной налоговой проверки начислены пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет пропорционально выплаченной заработной плате по аппарату Управления ОАО "Оренбургэнерго" в сумме 1138768 рублей 40 копеек, в результате перечисления НДФЛ, удержанного с выплаченных доходов руководителей структурных подразделений не по месту нахождения данных структурных подразделений, а по месту нахождения ОАО "Оренбургэнерго".
    В соответствии с п. 4 ст. 58 НК РФ конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом.
    В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Налоговые агенты - российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
    Таким образом, налог, удержанный с выплаченных доходов руководителей структурных подразделений, должен уплачиваться по месту нахождения данных структурных подразделений.
    Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). В силу приложений N 2 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральному закону от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" налог на доходы физических лиц отчисляется полностью в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В приложениях N 2 к Закону Оренбургской области от 31.12.2002 N 492/75-III-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" и к Закону Оренбургской области от 31.12.2003 N 731/99-III-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" установлены нормативы отчислений между областным и местными бюджетами по налогу на доходы физических лиц.
    Заявитель уплачивал удержанный НДФЛ в г. Оренбурге, а согласно нормативам отчисления в областной бюджет перечислялось в 2003 г. - 48,8 %, а в 2004 г. - 61 %. То есть налоговый орган при исчислении пени должен был учитывать нормативы отчислений в областной бюджет по месту нахождения структурных подразделений, а именно, в случае отчисления части налога в областной бюджет на данной территории, пени не должны начисляться на сумму, не превышающую норматив, установленный в соответствующем году по г. Оренбургу, так как фактически данные суммы поступили в соответствующий бюджет, соответственно отсутствуют основания для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.
    С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно начислил пени в сумме 498377 рублей 02 копеек и правомерно начислил в размере 640391 рубля 38 копеек.
    Налоговым органом в результате выездной налоговой проверки начислены пени в сумме 4888 рублей 68 копеек за неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в сумме 60532 рублей по структурному подразделению Северные электрические сети (далее СЭС).
    Заявитель согласен с начислением пени в сумме 2998 рублей 67 копеек за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 54018 рублей за период с 11.11.2004 по 04.03.2005, что подтверждается записью в протоколе судебного заседания.
    Данная сумма налога была уплачена платежным поручением N 38971 от 04.03.2005 (сумма 88010 рублей), что подтверждается расчетом начисления пени по СЭС (подразделение Бугурусланский район). Соответственно налоговый орган неправомерно исчислил пени за неуплату НДФЛ в сумме 54018 рублей за период с 05.03.2005 по 30.12.2005.
    Сумма налога в размере 6514 рублей была заявителем перечислена 07.09.2004 платежным поручением N 21359, но налоговым органом разнесена в карточку лицевого счета по НДФЛ Асекеевского участка Бугурусланского отделения ОП "Энергосбыт" ОАО "Оренбургэнерго" вместо Асекеевского РЕС СЭС ОАО "Оренбургэнерго". В последующем, согласно письма МРИ ФНС России N 1 по Оренбургской области от 03.07.2006 N 08-06/41274@, данная сумма на основании заявления налогоплательщика от 11.05.2006 была перенесена в лицевую карточку Асекеевского РЕС СЭС ОАО "Оренбургэнерго", то есть, с учетом положений ст. 75 НК РФ у налогового органа отсутствуют основания для начисления пени за неуплату НДФЛ в сумме 6514 рублей, так как фактически налог был уплачен своевременно в соответствующий бюджет, а по ошибке налоговой инспекции проведен по лицевому счету неверно.
    С учетом изложенного, налоговый орган неправомерно начислил пени в сумме 1890 рублей 01 копейки.
    Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на налоговый орган, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально удовлетворенным требованиям, но взысканию не подлежат в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ и ч. 5 ст. 333.40 НК РФ.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
    1.Требования Открытого акционерного общества "Оренбургэнерго" удовлетворить частично.
    Признать недействительным решение N 180564 от 30.12.2005, с учетом изменения в решении от 13.02.2006 (N 15-23\14477) в части подпункта "а" пункта 1 налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ по единому социальному налогу в размере 436 рублей 40 копеек, по ст. 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц в размере 18 рублей 80 копеек; подпункта "б" 2.1 пункта 2 налог на доходы физических лиц в размере 94 рублей, единый социальный налог в размере 2182 рублей; подпункта "в" 2.1. пункта 2 пени по налогу на доходы физических лиц в размере 500288 рублей 45 копеек, по единому социальному налогу в размере 237 рублей 06 копеек.
    2.В остальной части отказать.
    3.Возвратить ОАО "Оренбургэнерго" государственную пошлину в размере 800 рублей, уплаченную по платежному поручению N 71309 от 12.01.2006, после вступления решения в законную силу.
    Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.