-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 01 февраля 2005 года № А74-5150/2004-К2
от 1 февраля 2005 г. Дело N А74-5150/2004-К2
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2005 года
Полный текст решения изготовлен 1 февраля 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Парфентьевой О.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
к муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе N 10 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, г. Саяногорск,
о взыскании налоговой санкции в сумме 14914 рублей 30 копеек.
Протокол судебного заседания вела судья Парфентьева О.Ю.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Гараева С.А. по доверенности от 24.01.2005;
МОУ СОШ N 10: Баженова В.И. по доверенности от 17.12.2004 N 2.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 10 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (далее - МОУ СОШ N 10) 14914 рублей 30 копеек, составляющих сумму штрафа, начисленного на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления в налоговый орган декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2003 год (далее - декларация по страховым взносам).
Представитель налогового органа в судебном заседании заявила ходатайство о замене в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, предоставив документы, подтверждающие реорганизацию налоговых органов.
Представитель заявителя не возражает против процессуального правопреемства.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд произвел замену Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала заявленные требования, приведя те же доводы, что в заявлении и в письменных пояснениях.
Представитель МОУ СОШ N 10 требования налогового органа не признала, пояснив, что декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год была предоставлена одновременно с налоговой декларацией по единому социальному налогу 4 марта 2004 года. Однако налоговый орган нарушил процедуру приема деклараций и не поставил соответствующую отметку на декларации по страховым взносам. Факт своевременного предоставления декларации по страховым взносам налоговому органу подтверждается письмами Пенсионного фонда от 21.06.2004 N 10/2874 и от 28.01.2005 N 10/595.
Представитель МОУ СОШ N 10 полагает, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем налоговая инспекция не вправе была применять статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, представитель МОУ СОШ N 10 при вынесении решения просит учесть, что МОУ СОШ N 10 полностью находится на бюджетном финансировании, доходы от внебюджетной деятельности составляют только 0,2%, что в суммарном выражении за год составило 10820 руб. По состоянию на 01.01.2005 имеется кредиторская задолженность в сумме 701494 руб.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 10 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией города Саяногорска 19.02.1996 (регистрационное свидетельство N 556) и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия.
17 мая 2004 года МОУ СОШ N 10 представило в налоговую инспекцию декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 2003 год, в соответствии с которой сумма начисленных взносов составила 99428 рублей 64 копейки.
Решением руководителя налогового органа от 7 июня 2004 года N 10-71/45/452 МОУ СОШ N 10 привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления в налоговую инспекцию налоговой декларации, в виде взыскания штрафа в сумме 14914 рублей 30 копеек.
10 июня 2004 года МОУ СОШ N 10 направлено требование от 9 июня 2004 года N 560 о добровольной уплате штрафа в срок до 19 июня 2004 года и 11 июня 2004 года вручено (почтовое уведомление N 105756).
Поскольку в установленный в требовании срок штраф не уплачен, налоговый орган обратился за его взысканием в арбитражный суд.
Арбитражный суд полагает, что требования налогового органа о взыскании штрафа являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.
МОУ СОШ N 10 привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Таким образом, статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации имеет специфический субъектный состав, а именно - к ответственности по данной норме может быть привлечен только налогоплательщик.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Таким образом, налоговые платежи не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в федеральный бюджет.
В то время как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, силу статьи 3 Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 167-ФЗ), определены законодателем как индивидуально возмездные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном счете.
Из положений Федерального закона N 167-ФЗ и Федерального закона от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога.
Обязанность по уплате страховых взносов установлена Федеральным законом N 167-ФЗ и возложена на лиц, являющихся страхователями в соответствии со статьей 6 названного Закона.
Из положений статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации также следует, что ответственность налогоплательщика наступает за непредоставление именно налоговой декларации в сроки, установленные налоговым законодательством.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи налоговая декларация представляется налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов и сборов.
Обязанность по представлению декларации по страховым взносам установлена пунктом 6 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ, который не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, декларация по страховым взносам не подпадает под определение налоговой декларации, приведенное в статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации, а плательщик страховых взносов (страхователь) не является налогоплательщиком, и, соответственно, в отношении него не может быть применена ответственность, установленная статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что декларации по страховым взносам представляются в налоговые органы, обусловлено тем, что законодатель в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 167-ФЗ возложил на налоговые органы обязанность по осуществлению контроля за уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вместе с тем, данные обстоятельства не могут свидетельствовать о придании страховым взносам статуса налоговых платежей, а страхователям - статуса налогоплательщиков.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает необоснованным привлечение МОУ СОШ N 10 к налоговой ответственности на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований налогового органа.
Госпошлина по настоящему делу составляет 696 рублей 57 копеек и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент обращения с заявлением в арбитражный суд) относится на заявителя. Поскольку налоговые органы в силу положений подпункта 5 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" освобождены от ее уплаты, госпошлина с заявителя не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, частью 2 статьи 176, статьей 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА