от 9 июля 2004 г. Дело N А74-1408/04-К1
Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2004
Решение изготовлено в полном объеме 09.07.2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Федулкиной А.А. рассмотрел в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", п. Копьево Орджоникидзевского района,
к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан,
о взыскании 73616 руб. 30 коп.
Третьи лица: Управление труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, п. Копьево,
Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район, п. Копьево.
В заседании принимали участие:
от истца: Боргоякова Т.В., дов. от 30.01.2004
от ответчика МФ РХ: Махагарова А.В., дов. от 28.10.2003
Общество с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", п. Копьево Орджоникидзевского района, обратилось с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, Управлению труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, п. Копьево, Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, п. Копьево, о взыскании 73616 руб. 30 коп., составляющих компенсацию предоставленных ветеранам льгот в 2003 году по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, в рамках реализации ФЗ "О ветеранах". Впоследствии истец уточнил, что сумма выпадающих доходов в связи с льготным обслуживанием ветеранов является для него убытками.
Поскольку истец к Управлению труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район и Администрации муниципального образования Орджоникидзевский район материально-правовых требований не обозначил, названные лица по заявлению истца привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.
Ответчик - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия (далее по тексту - Минтруда РХ) в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор рассматривается в отсутствие одного из ответчиков.
В отзыве на иск Минтруда РХ исковые требования не признало, пояснив, что финансирование ООО "МПО ЖКХ" п. Копьево в 2003 году произведено полностью в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в размере полученного от Минфина Республики Хакасия финансирования - 452 тыс. руб.
Ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее по тексту - Минфин РХ) исковые требования истца не признал. Представитель Минфина РХ указал, что Министерство финансов и экономики Республики Хакасия не совершило незаконных действий или бездействий, следовательно, оснований для взыскания с него убытков не имеется. По мнению ответчика, иск не подлежит удовлетворению также потому, что истец не предъявил требований о включении расходов по реализации льгот при формировании бюджета 2003 - 2204 гг., вследствие чего эта сумма в расходах бюджета не учтена.
Кроме того ответчик заявил о необоснованности предъявления к возмещению недополученного дохода с учетом налога на добавленную стоимость, вследствие чего истцом необоснованно предъявлена сумма 10687 руб. 75 коп.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Третье лицо - Управление труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район, п. Копьево - подтвердило наличие задолженности перед истцом в рамках реализации Закона "О ветеранах", в сумме 73616 руб. 30 коп., при этом пояснило, что счета-фактуры на возмещение льгот были предъявлены истцом в Управление труда только в декабре 2003 года. Поскольку к этому времени полученные в пределах лимитов бюджетных обязательств денежные средства были распределены между получателями, Управление труда не имело возможности оплатить счета-фактуры ООО "МПО ЖКХ".
Третье лицо - Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район считает исковые требования подлежащими удовлетворению за счет Минфина РХ на основании ст. 10 ФЗ "О ветеранах".
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
01.08.2003 ООО "МПО Жилищно-коммунальное хозяйство", п. Копьево, Управление труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район и Администрация муниципального образования Орджоникидзевский район заключили договор, согласно которому ООО "МПО ЖКХ" обязалось предоставить льготы в рамках ФЗ "О ветеранах", а Управление приняло на себя обязательство оплачивать предоставленные истцом льготы ветеранам по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, в пределах утвержденных лимитов на 2003 год.
Из материалов дела следует, что истец надлежащим образом выполнял принятые обязательства, предоставляя ветеранам в 2003 году 50% скидку на оплату жилья и коммунальных услуг, что подтверждается реестрами льготников и выписанными на основании их счетами-фактурами.
Согласно акту сверки расчетов между истцом и Управлением труда по состоянию на 01.01.2004 у истца образовались убытки в сумме 79483 руб. 09 коп. в связи с недополучением компенсации предоставленных ветеранам льгот. Однако истец просит взыскать убытки в сумме 73616 руб. 30 коп. на основании счетов-фактур N 801 от 08.12.2003, N 818 от 15.12.2003, N 810 от 17.12.2003, N 474 от 23.12.2003, N 810 от 10.12.2003, N 467 от 19.12.2003.
В силу ст. 15 ГК Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Согласно ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения указанных расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы Закона Правительство Республики Хакасия Постановлением от 17.04.2001 N 88 утвердило Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям, где предусмотрело, что перечисление средств, направляемых на реализацию ФЗ "О ветеранах", осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, а распорядителем бюджетных средств по данному направлению является Минтруда РХ.
Сумма лимитов бюджетных обязательств, выделенных в 2003 г. в рамках Закона "О ветеранах" по статье "жилищно-коммунальные услуги", Управлению труда и социальной поддержки администрации муниципального образования Орджоникидзевский район составила 452 тыс. руб. (уведомление о лимитах от 16.01.2004). Однако, как усматривается из материалов дела, предоставленных Республикой Хакасия на реализацию ФЗ "О ветеранах" денежных средств оказалось недостаточно, вследствие чего арбитражный суд считает требования истца законными и обоснованными.
В силу ст. 10 ФЗ "О ветеранах" на субъект Российской Федерации - Республику Хакасия - возложена обязанность финансирования мер социальной защиты ветеранов в виде оплаты жилья и коммунальных услуг ветеранов за счет средств бюджета Республики Хакасия.
Республика Хакасия свои обязанности по ФЗ "О ветеранах" исполнила ненадлежащим образом, профинансировав расходы на предоставление льгот менее размера фактически предоставленных ООО "МПО ЖКХ" льгот, вследствие чего истцу причинены убытки.
Неисполнение субъектом Российской федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков. В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации.
Поскольку в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ), арбитражный суд считает Минфин РХ надлежащим ответчиком по делу, за счет которого подлежат удовлетворению требования истца.
Факт предоставления льгот истцом на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств, по мнению суда, не может служить основанием для освобождения Республики Хакасия от обязанности возместить сумму предоставленных льгот полностью, поскольку ФЗ "О ветеранах" предусмотрено предоставление льгот за счет субъекта Российской Федерации всем лицам, подпадающим под действие названного Закона, без какого-либо ограничения, вследствие чего ответственность субъекта Российской Федерации за неисполнение федерального закона не может ограничиваться суммой лимитов бюджетных обязательств.
Признав правомерность предъявленного требования, арбитражный суд, вместе с тем, удовлетворяет иск частично.
Арбитражный суд согласился с доводом ответчика о том, что истцом необоснованно исчислена сумма убытков с учетом налога на добавленную стоимость. Как усматривается из материалов дела, расчет убытков произведен истцом исходя из утвержденных тарифов на коммунальные услуги, включающих НДС. Между тем, недополученный истцом доход в результате предоставления ветеранам 50-процентной скидки от стоимости коммунальных услуг не является объектом налогообложения. Следовательно, из предъявленной к возмещению истцом суммы подлежит исключению сумма НДС - 10687 руб. 54 коп.
На основании изложенного иск подлежит удовлетворению в сумме 62928 руб. 76 коп.
В иске к Минтруда РХ следует отказать, поскольку на него законом не возложена ответственность за убытки, причиненные истцу в рассматриваемом правоотношении.
Госпошлина по иску составляет 2808 руб. 50 коп., которая в соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика - Минфин РХ, в сумме 2469 руб. 15 коп. и на истца - в сумме 419 руб. 35 коп.
Государственная пошлина с ответчика не подлежит взысканию в силу п/п 6 п. 3 статьи 5 Федерального закона "О госпошлине".
С истца госпошлина взыскивается в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 8, 15, 126, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан, за счет казны Республики Хакасия, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", п. Копьево Орджоникидзевского района, 62928 руб. 76 коп.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. 2.В иске к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, отказать. 3.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства", п. Копьево Орджоникидзевского района, в доход федерального бюджета 419 руб. 35 коп. госпошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд, принявший решение, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
А.А.ФЕДУЛКИНА