-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 09 июля 2004 года № А74-1304/04-К2
от 9 июля 2004 г. Дело N А74-1304/04-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.,
при ведении протокола судьей Гигель Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального предприятия "АЖПЭТ-2", г. Абакан,
о признании недействительными лимитов на размещение отходов, утвержденных Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Хакасия в части лимита на смет с придомовых территорий в размере 708,7 тонн.
В судебном заседании принимали участие представители Управления природных ресурсов Новиков А.П. и Макаревич А.Д.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 2 июля 2004 г.
Муниципальное предприятие "АЖПЭТ-2" (далее Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными лимитов на размещение отходов, утвержденных для предприятия Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - Управление) 23.01.2004.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству заявитель уточнил требования и просит признать недействительными утвержденные лимиты на размещение отходов недействительными в части лимита на смет с придомовой территории в количестве 708,7 тонн.
В судебном заседании 9 июня 2004 г. представитель заявителя поддержал требования.
В судебное заседание 2 июля 2004 г. Предприятие своего представителя не направило, заявив ходатайство о рассмотрении спора без участия Предприятия.
Учитывая, что Предприятие надлежащим образом уведомлено о времени и месте судебного разбирательства определением арбитражного суда от 9 июня 2004 г., арбитражный суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает спор без участия Предприятия.
Управление в отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, требования не признало.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, арбитражный суд установил следующее:
23 января 2004 г. (исх. N 43) заместителем начальника Управления Парамоновым С.Д. утверждены лимиты на размещение отходов для муниципального предприятия "АЖПЭТ-2" на срок до 31.12.2008, в соответствии с которыми лимит на размещение смета с территорий составил 719,8 тонн, в том числе: 708,7 тонн - смет с придомовых территорий и 11,1 тонн - смет с собственных территорий. Указанные лимиты действуют с 01.01.2004.
Лимиты утверждены на основании проекта, разработанного ГУ "Государственный экологический центр Республики Хакасия" по заказу Предприятия.
Предприятие оспаривает лимиты в части смета с придомовых территорий, поскольку полагает, что не является субъектом, для которого данные лимиты могут быть установлены. При этом Предприятие ссылается на то обстоятельство, что придомовые территории находятся на балансе Муниципального учреждения "Служба заказчика", а вывоз мусора в соответствии с распоряжением Мэра города Абакана N 311 от 27.06.2002 осуществляет Муниципальное предприятие "Спецавтобаза ЖКХ".
Доводы Управления сводятся к тому, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на размещение отходов производства устанавливаются для юридических лиц - природопользователей, а Предприятие в процессе осуществления своей производственной деятельности - обслуживания придомовых территорий, производит отходы, именуемые "смет с территории".
Оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Нормами вышеназванного Закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным; формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, и размещение отходов производства и потребления (статья 16); в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (статья 22); за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в зависимости от причиненного окружающей среде вреда, несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 24).
Согласно статьям 11 и 18 Закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение и согласовывать их со специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 названного Закона обращение с отходами представляет собой деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно части 2 статьи 18 того же Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Компетенция Управления как территориального органа Министерства природных ресурсов России, специально уполномоченного в области обращения с отходами, в части полномочий по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, закреплена в подпункте 105 пункта 7 Положения об Управлении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 установлены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В соответствии с пунктом 4 указанных Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов разрабатывают проекты нормативов образования отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.
Как следует из обстоятельств дела, Предприятие в соответствии с вышеназванными Правилами разработало проект нормативов образования отходов и сопроводительным письмом от 22.10.2003 N 305 направило его на утверждение в Управление. Лимиты на размещение смета с придомовых территорий утверждены Управлением в соответствии с представленным проектом, без корректировки. Указанные обстоятельства Предприятием не отрицаются.
В соответствии с Уставом Предприятия оно создано с целью оказания услуг по эксплуатации и обслуживанию жилого фонда.
Согласно договору исполнения муниципального заказа на услуги по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий от 18.05.2001, заключенному с Муниципальным учреждением "Служба заказчика", Предприятие приняло на себя обязанности по санитарному содержанию придомовых территорий.
Факт оказания таких услуг Предприятием не оспаривается. В разделе 2 проекта лимитов Предприятие заявило о производстве мусора в виде смета с придомовых территорий.
При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает правомерным довод Управления о том, что отходы в виде смета с придомовых территорий жилищного фонда образуются в результате хозяйственной деятельности Предприятия по оказанию услуг по санитарному содержанию придомовых территорий, в связи с чем Предприятие осуществляет деятельность в области обращения с отходами - их производит, а следовательно, установление ему лимитов на размещение отходов соответствует положениям Федеральных законов "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления".
Законно установленные лимиты не могут нарушать прав и охраняемых законом интересов заявителя, в связи с чем у арбитражного суда не имеется оснований для признания их недействительными.
Госпошлина по настоящему делу составляет 1000 рублей и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя.
Поскольку госпошлина в полном объеме уплачена Предприятием при подаче заявления, ее взыскание арбитражным судом не производится.
Руководствуясь статьями 110, 169 - 170, частью 2 статьи 176, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
- Отказать Муниципальному предприятию "АЖПЭТ-2" в удовлетворении требований о признании недействительными лимитов на размещение отходов, утвержденных Управлением природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Хакасия, в части смета с придомовых территорий в размере 708,7 тонн, как несоответствующих положениям пункта 3 статьи 22 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.В.ГИГЕЛЬ