-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 26 апреля 2005 года № А74-188/2005-К2

    от 26 апреля 2005 г. Дело N А74-188/2005-К2
    Резолютивная часть Постановления объявлена 21.04.2005
    Мотивированное Постановление изготовлено 26.04.2005
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе
    председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
    судей Сидельниковой Т.Н., Журба Н.М.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда имущества Республики Хакасия, город Абакан,
    на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 марта 2005 года по делу N А74-188/2005, принятое судьей Каспирович Еленой Владимировной,
    при участии в заседании:
    от Налоговой инспекции - представителя Сергеева В.П. (доверенность от 12.01.2005);
    от Фонда - представителей Капичниковой Ю.Н. (доверенность от 21.05.2004 N 9), Пискуновой О.А. (доверенность от 21.04.2005 N 2).
    Протокол судебного заседания вела судья Сидельникова Т.Н.
    Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия - правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Фонда имущества Республики Хакасия (далее - Фонд) налоговых санкций в размере 660 рублей 70 копеек, в том числе:
    - 360 рублей 70 копеек - предусмотренных пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока деклараций по налогу на имущество предприятий за 2001, 2002, 2003 годы;
    - 300 рублей - предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы расчетов по налогу на имущество предприятий за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002, 2003 годов.
    Решением от 4 марта 2005 года арбитражный суд удовлетворил требования Налоговой инспекции в полном объеме.
    Не согласившись с решением арбитражного суда, Фонд имущества Республики Хакасия обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части и отказать налоговому органу в части взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы расчетов по налогу на имущество предприятий за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002, 2003 годов и в части взыскания налоговой санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока декларации по налогу на имущество предприятий за 2001 год.
    Налогоплательщик ссылается на совокупность обстоятельств в подтверждение требования об отмене судебного акта в части:
    - арбитражный суд неправильно применил пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Днем обнаружения налогового правонарушения по непредставлению в установленный срок налоговой декларации является следующий день после установленной даты для представления декларации, а не следующий день после фактического представления декларации;
    - арбитражный суд неправильно применил пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расчет по налогу на имущество предприятий является приложением к налоговой декларации по налогу на имущество. Следовательно, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, не может применяться отдельно в отношении приложения к налоговой декларации, в дополнение к ответственности, установленной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации;
    - арбитражный суд не применил часть 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Моментом привлечения нарушителя к налоговой ответственности следует считать момент вступления в силу решения арбитражного суда;
    - арбитражный суд неверно определил факт повторного налогового правонарушения, установленное арбитражным судом налоговое правонарушение совершено впервые, поскольку на момент вынесения решения арбитражным судом отсутствовали вступившие в законную силу решения арбитражного суда о привлечении к налоговой ответственности, следовательно арбитражным судом первой инстанции мог быть уменьшен размер взыскиваемых налоговых санкций по ходатайству налогоплательщика в связи с наличием обстоятельств, смягчающих ответственность;
    - требование о взыскании налоговой санкции вынесено налоговым органом с нарушением статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Налоговый орган полагает, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является законным и обоснованным, арбитражным судом дана оценка всем доводам сторон и всесторонне исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
    В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, уточнении к апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
    Дело по апелляционной жалобе рассматривается в соответствии с порядком, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    При рассмотрении дела установлено:
    Фонд имущества Республики Хакасия создан Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15 июня 1994 года N 114-п и состоит на учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия. Фонд действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2001 года N 101, и является специализированным государственным учреждением, осуществляющим функции, переданные ему на основании действующего законодательства в соответствии с договором с Российским фондом федерального имущества.
    Приказом председателя Фонда от 28 апреля 2001 года N 7 создан филиал Фонда имущества Республики Хакасия по реализации конфискованного и арестованного имущества, расположенный в поселке Расцвет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
    Данный филиал имеет Положение о филиале Фонда, утвержденное председателем Фонда, и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Хакасия.
    Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, 13 июля 2004 года в Налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет филиала Фонда были представлены декларации по налогу на имущество предприятий за 2001, 2002, 2003 годы, а также расчеты по налогу на имущество предприятий за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002, 2003 годов.
    28 июля 2004 года Налоговая инспекция по результатам камеральной налоговой проверки представленных деклараций и расчетов решением руководителя Налоговой инспекции N 43 привлекла Фонд к налоговой ответственности в виде штрафов, на сумму 660 рублей 70 копеек, из них: на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 177 рублей 50 копеек за непредставление налоговой декларации за 2001 год, 83 рублей 20 копеек за непредставление в установленный срок налоговой декларации за 2002 год, 100 рублей за непредставление налоговой декларации за 2003 год; на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 150 рублей за непредставление расчетов по налогу на имущество предприятий за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002 года, 150 рублей за непредставление расчетов по налогу на имущество предприятий за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2003 года.
    Данное решение и требование от 2 августа 2004 года N 2042 об уплате штрафа в добровольном порядке получены Фондом, что им не оспаривается. В связи с неуплатой в добровольном порядке налоговых санкций Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам:
    В соответствии с подпунктами 4, 5, 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а также в предусмотренных законодательством случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах.
    Как правильно указал в своем решении арбитражный суд первой инстанции, плательщиками налога на имущество предприятий в 2001 - 2003 годах являлись юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
    Наличие у филиала Фонда в 2001, 2002, 2003 годах имущества Фондом не оспаривается и подтверждается имеющимися в деле декларациями и расчетами, в которых указана стоимость этого имущества.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Фонд, являющийся плательщиком налога на имущество и наделивший свой филиал имуществом, обязан был в установленные сроки представить налоговые декларации и расчеты по налогу на имущество в налоговый орган по месту нахождения филиала.
    Законодательством установлены сроки подачи квартальных расчетов и годовых деклараций по налогу на имущество, что нашло отражение в статье 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", которой установлена обязанность организаций представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года.
    Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. В случае непредставления деклараций в течение более 180 дней по истечении установленного срока с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
    Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
    Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
    Из материалов дела усматривается, что спорные налоговые декларации и квартальные расчеты по налогу представлены в Налоговую инспекцию 13 июля 2004 года, то есть с нарушением установленного срока, расчет налоговых санкций произведен Налоговой инспекцией в соответствии с требованиями статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом периода пропуска срока представления деклараций и расчетов, и исходя из указанных в декларациях сумм налога, начисленных к уплате в бюджет, а также с учетом требований статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Как следует из отметки на заявлении, Налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд 30 декабря 2004 года, то есть в пределах шестимесячного срока, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, что явилось основанием для удовлетворения ее требований арбитражным судом.
    Исчисление Фондом срока давности для обращения Налоговой инспекции в арбитражный суд, начиная со следующего дня после наступления срока для представления декларации по налогу, квартальных расчетов, арбитражный суд апелляционной инстанции считает неосновательным, так как законодатель исчисление срока связывает с моментом обнаружения правонарушения.
    Как следует из отметок на представленных декларациях по налогу, квартальных расчетах, декларации и расчеты поступили в Налоговую инспекцию 13 июля 2004 года, налоговый инспектор провел камеральную проверку 27 июля 2004 года, в результате которой им установлены сроки непредставления деклараций, расчетов, данные сведения являются основополагающими для квалификации правонарушения и исчисления налоговой санкции.
    Согласно статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности). Как предусмотрено пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленных Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.
    Руководителем Налоговой инспекции решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено 28.07.2004. Следовательно, правомочным является привлечение к ответственности за действия, совершенные после 28.07.2001. Налоговым периодом по налогу на имущество является год, налоговый период по налогу на имущество за 2001 год завершился 31.12.2001. При таких обстоятельствах у Налоговой инспекции были все основания для привлечения Фонда к ответственности за непредставление налоговой декларации по налогу на имущество за 2001 год.
    Форма квартального расчета налога на имущество предприятий утверждена Государственной налоговой службой Российской Федерации и является приложением N 1 к Инструкции от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". Расчет налога на имущество предприятий должен содержать сведения о среднегодовой стоимости имущества, налоговой базе, налоговой ставке, исчисленной сумме налога и сумме налога, подлежащей уплате в бюджет.
    Таким образом, представленные по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев 2002, 2003 годов налогоплательщиком квартальные расчеты по налогу на имущество являются расчетом по авансовым платежам, не подпадающим под признаки налоговой декларации.
    В силу вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о правильности квалификации налоговым органом данного правонарушения по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Не принят во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции довод заявителя о несоответствии требования об уплате налоговой санкции положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии со стороны Налоговой инспекции нарушений норм налогового законодательства при составлении оспариваемого требования.
    Ссылка заявителя на неправильное определение арбитражным судом первой инстанции факта повторного налогового правонарушения признана арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельной, так как пунктом 3 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
    Решением руководителя Налоговой инспекции N 42 от 28 июля 2004 года Фонд привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 150 рублей на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по целевому сбору на содержание муниципальной милиции за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2002 года.
    Решением руководителя Налоговой инспекции N 44 от 29 июля 2004 года Фонд привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на сумму 158975 рублей на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года, август 2002 года.
    Указанные решения Налоговой инспекции в судебном порядке заявителем не были оспорены, вышестоящим налоговым органом или судом не отменены, на момент вынесения решения арбитражным судом первой инстанции решения налогового органа о применении налоговой санкции вступили в силу, что свидетельствует о том, что Фонд ранее был привлечен к ответственности за аналогичные правонарушения.
    Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции признал правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, и невозможности в связи с этим уменьшения размера штрафа в порядке статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает оставить решение арбитражного суда от 4 марта 2005 года без изменения, а апелляционную жалобу Фонда имущества Республики Хакасия - без удовлетворения.
    Государственная пошлина по апелляционной жалобе составляет 1000 рублей.
    В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
    Фонду имущества Республики Хакасия при подаче апелляционной жалобы представлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
    По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1000 рублей относится на Фонд имущества Республики Хакасия.
    Руководствуясь статьями 110, 176, частью 4 статьи 208, статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
    1.Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 марта 2005 года по делу N А74-188/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда имущества Республики Хакасия, город Абакан, - без удовлетворения.
    2.Взыскать с Фонда имущества Республики Хакасия, зарегистрированного Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15 июня 1994 года N 114-п (свидетельство о государственной регистрации от 21 ноября 2002 года), находящегося по адресу: город Абакан, улица Ленина, 67, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
    3.Выдать исполнительный лист.
    Настоящее Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий судья
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА
    Судьи
    Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА
    Н.М.ЖУРБА