-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 16 февраля 2007 года № А47-11724/2006АК-26
(Извлечение)
- ЗАО "Оренбургнефтеотдача" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием к Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Оренбургской области (далее - налоговый орган) о признании частично недействительным решения налогового органа об отказе (частично) в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость от 21.08.2006 года N 11-14/46648 - в части суммы НДС в размере 159721 рубль 74 копейки.
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, указывая на то, что у общества отсутствует право на возмещение НДС в оспариваемой сумме.
В открытом судебном заседании арбитражным судом установлено следующее:
Обществом 22.05.2006 года представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2006 года. Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации, по результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 21.08.2006 года N 11-14/46648, оспариваемым решением обществу возмещена сумма НДС в размере 2191504 рубля, в возмещении суммы НДС в размере 225443 рублей обществу отказано.
Обществом оспаривается отказ налогового органа в возмещении суммы НДС в размере 159721 рубль 74 копейки, в том числе: по деятельности с ООО "КазаньНефтьКомплект" в сумме 33874 рублей 78 копеек, с ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" в сумме 100677 рублей 96 копеек, ООО "БайТекс" в сумме 25169 рублей.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ суммы, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), названных подп. 1 - 6 п. 1 ст. 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с п. 6 ст. 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
На основании п. 1, 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные данной нормой налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренные ст. 171 Кодекса в отношении операций по реализации экспортируемых товаров, производятся только при представлении в налоговые органы отдельной налоговой декларации, документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с положениями Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной нормой права (п. 1 ст. 176 Кодекса).
Налог возмещается при представлении налогоплательщиком налоговой декларации и документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Согласно учетной политике общества на 2005 год, утвержденной приказом от 31.12.2004 года N 76-р, на предприятии установлен порядок определения сумм НДС, подлежащих вычету по приобретенным материально-производственным запасам, основным средствам, нематериальным активам, работам, услугам, использованным при производстве экспортной продукции - пропорционально объемам реализации продукции на внутренний рынок и на экспорт за отчетный период.
Основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС по деятельности с ООО "КазаньНефтьКомплект" в сумме 33874 рубля 78 копеек явились материалы встречной проверки.
Из материалов дела следует, что по накладной на отпуск материалов на сторону от 26.10.2006 года N 40 ООО "КазаньНефтьКомплект" отпустило обществу трубы на общую сумму 504700 рублей. Обществу был выставлен счет-фактура от 26.10.2006 года N 48 на сумму 504700 рублей, в том числе НДС в сумме 76988 рублей 14 копеек. Платежным поручением от 25.10.2006 года общество произвело оплату товара на счет ООО "КазаньНефтьКомплект" в сумме 504700 рублей, в том числе НДС в сумме 76988 рублей 14 копеек.
По месту постановки ООО "КазаньНефтьКомплект" на налоговый учет в Межрайонную инспекцию ФНС N 14 по Республике Татарстан налоговым органом направлен запрос о проведении встречной проверки от 28.06.2006 года N 09-71/40908. Согласно полученным ответам от 13.07.2006 года N 03-01-11/9822дсп и от 04.09.2006 года N 03-01-11/12363дсп, ООО "КазаньНефтьКомплект" состоит на налоговом учете, последний отчет по НДС представлен за октябрь 2005 года, требование о представлении документов возвратилось с отметкой органа почты "отсутствие адресата по указанному адресу", в органы милиции направлено письмо об обеспечении явки руководителя в налоговый орган.
Материалами дела подтверждены соблюдение обществом таможенного режима экспорта продукции, уплата НДС поставщику, представление в налоговый орган документов, указанных в ст. 165 НК РФ, и соответствие счетов-фактур требованиям, предусмотренным ст. 169 НК РФ.
Злоупотребление правом и недобросовестность в действиях налогоплательщика при уплате налога поставщику продукции судом не установлены.
Ссылка налогового органа на фактическое отсутствие поставщика по адресу, указанному в счете-фактуре, а также на то, что в бюджете не сформирован источник возмещения НДС, судом не принимается, поскольку при отсутствии доказательств недобросовестности действий общества указанные обстоятельства не влияют на правомерность использования им при реализации товаров на экспорт ставки налогообложения 0 процентов (ст. 164, 165, 171, 172 и 176 НК РФ).
Названными нормами право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками товаров (работ, услуг), не устанавливается и обязанность налогоплательщика подтвердить эти обстоятельства при предъявлении НДС к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога при экспорте товаров производится не позднее трех месяцев со дня представления в налоговый орган декларации по ставке 0 % и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных поставщиками товаров (работ, услуг).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 года N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
В соответствии со статьями 32, 82 и 87 НК РФ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства и вправе принимать меры, обеспечивающие принудительное исполнение поставщиками налогоплательщика, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации обязанностей.
С учетом изложенного, заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.
По деятельности с ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" налоговым органом отказано в возмещении НДС в сумме 100677 рублей 96 копеек.
Из материалов дела следует, что обществом с ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" 16.06.2005 года заключен договор подряда N ОВ-184 на производство работ по строительству эксплуатационных скважин на Кирсановском, Пашкинском и Черновском нефтяных месторождениях (объект работ) глубиной от 1360 м до 1560 м. Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за февраль 2006 года, стоимость простоя из-за отсутствия электроэнергии составила 1500000 рублей, в том числе НДС - 228813 рублей 55 копеек. В соответствии со сметным расчетом стоимости простой буровой бригады N 1 из-за отсутствия электрической энергии за февраль 2006 года, в стоимость простоя ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" включены следующие затраты: зарплата буровой бригады, амортизация бурового оборудования, транспортировка вахт, вахтовый метод, накладные расходы и плановые накопления, аренда буровой установки и НДС. По акту от 28.02.2006 года N 02/003 обществом приняты работы (услуги) - простой из-за отсутствия электроэнергии.
Подрядчиком 28.02.2006 года в адрес общества выставлен счет-фактура N 02/003 на оплату простоя из-за отсутствия электроэнергии в сумме 1500000 рублей, в том числе НДС - 228813 рублей 55 копеек. Платежным поручением от 11.05.2006 года N 605 ОАО РМНТК "Нефтеотдача" по договору займа от 20.04.2006 года N 472.06-3 произвело оплату подрядчику суммы 1500000 рублей за общество.
Обществом в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2006 года заявлена сумма НДС к возмещению из бюджета в размере 100677 рублей 96 копеек по счету-фактуре ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" от 28.02.2006 года N 02/003.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что в этой части заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Из п. 4 этой статьи следует, что работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса. Пунктом 6 этой статьи установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Из п. 1 ст. 172 НК РФ следует, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Таким образом, оплата обществом простоя буровой бригады ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" является возмещением причиненных убытков.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В рассматриваемом случае суммы денежных средств, перечисленные в счет возмещения убытка за простой, не связаны с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) и, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Доказательств того, что по счету-фактуре ООО "Радужнинская нефтяная буровая компания" от 28.02.2006 года N 02/003 обществом были приобретены какие-либо работы, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей ЗАО "Оренбургнефтеотдача" в судебное заседание не представлены. Простой, даже если он произошел по вине общества, нельзя признать выполнением работ для общества.
По деятельности с ООО "БайТекс" налоговым органом отказано в возмещении НДС в сумме 25169 рублей.
Из материалов дела следует, что 31.12.2004 года обществом с ООО "БайТекс" заключен договор на оказание услуг по подготовке нефти N 23. Согласно акту о приеме-сдаче нефти от 01.07.2005 года, ООО "БайТекс" сдано обществу 1849 тонн подготовленной нефти. В адрес общества ООО "БайТекс" выставлен счет-фактура от 30.06.2005 года N 00000084 за услуги по подготовке нефти за июнь 2005 года в сумме 360894 рубля 74 копейки, в том числе НДС - 55051 рубль 74 копейки. ООО "БайТекс" обратилось в общество с письмом от 13.10.2005 года N 01-Б-01 о необходимости погашения задолженности. Платежным поручением от 15.11.2005 года N 870 общество перечислило по письму за услуги по обработке нефти 300000 рублей, в том числе НДС - 45762 рубля 71 копейку.
Согласно карточки счета 60.1 контрагенты ООО "Байтекс", по состоянию на 01.10.2005 года задолженность общества перед поставщиком составляла 903886 рублей 42 копейки, перечисленная денежная сумма в размере 300000 рублей зачтена обществом в счет частичной оплаты счета-фактуры от 30.06.2005 года N 00000084 за услуги по подготовке нефти за июнь 2005 года в сумме 360894 рублей 74 копеек, в том числе НДС - 55051 рубль 74 копейки. В книге покупок общества частичное погашение суммы задолженности по счету-фактуре от 30.06.2005 года N 00000084 отражено обществом за ноябрь 2005 года.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом у ООО "БайТекс" истребованы документы по деятельности с обществом. Согласно представленным документам, отгрузка по счету-фактуре от 30.06.2005 года N 00000084 обществом не оплачена, общество выступает дебитором по данному счету-фактуре, платеж по платежному поручению общества от 15.11.2005 года N 870 в сумме 300000 рублей, в том числе НДС - 45762 рубля 71 копейка, ООО "БайТекс" был зачтен в счет погашения задолженности общества, возникшей в более ранний период.
Таким образом, между обществом и поставщиком имеются разногласия относительно оплаты спорного счета-фактуры при отсутствии в платежном поручении указания на точное назначение платежа: обществом платеж зачтен в счет частичного погашения задолженности по счету-фактуре от 30.06.2005 года N 00000084, поставщиком - в счет погашения задолженности, образовавшейся в более ранние периоды.
Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 года за N 2-П утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте РФ 23 декабря 2002 года N 4068, далее - Положение).
Согласно преамбуле Положения, оно разработано в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и иными федеральными законами Российской Федерации, регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов.
Из п. 3.1 Положения следует, что платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
В приложении N 4 к Положению указано описание полей платежного поручения. Согласно данному приложению, в поле "назначение платежа" указывается: назначение платежа, наименование товаров, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров, налог (выделяется отдельной строкой, или делается ссылка на то, что налог не уплачивается), также может быть указана другая необходимая информация, в том числе срок уплаты налога или сбора, срок оплаты по договору.
Таким образом, именно плательщик (в нашем случае - общество) определяет назначение платежа в платежном поручении. В платежном поручении от 15.11.2005 года N 870 указано следующее назначение платежа: "гашение задолженности за услуги по обработке нефти по письму 01-Б-01 от 13.10.2005, в т.ч. НДС (18 %) - 45762-71". В учетных документах (карточка счета 60.1, книга покупок за ноябрь 2005 года) и в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2006 года данный платеж учтен в счет частичной оплаты по счету-фактуре от 30.06.2005 года N 00000084.
Из материалов дела также следует, что после вынесения оспариваемого решения обществом в книгу покупок за ноябрь 2005 года внесены изменения: согласно дополнительному листу книги покупок N 1 исключен счет-фактура от 30.06.2005 года N 00000084 N и включены счета-фактуры N 51 от 30.04.2005 года, N 52 от 30.04.2005 года и N 65 от 02.05.2005 года, всего на сумму 300000 рублей, в том числе НДС 45762 рубля 79 копеек. Указанные изменения в книгу покупок никаким образом не повлияли на размер налоговых вычетов за ноябрь 2005 года.
При таких обстоятельствах заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.
Довод налогового органа о том, что в учете ООО "БайТекс" не отражено поступление денежных средств в счет оплаты счета-фактуры от 30.06.2005 года N 00000084, судом не принимается. Общество "БайТекс" при получении денежных средств по платежному поручению от 15.11.2005 года N 870, в котором подробно не указано назначение платежа, не обратилось в общество с заявлением об уточнении назначения платежа, а самостоятельно учло его в счет погашения задолженности, образовавшейся в более ранний период. Кроме того, имеющиеся разногласия относительно оплаты спорного счета-фактуры при отсутствии в платежном поручении указания на точное назначение платежа сторонами договора после окончания камеральной налоговой проверки устранены.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Налоговые органы от уплаты государственной пошлины освобождены на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Государственная пошлина в сумме 1000 рублей относится на общество. Государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату обществу из федерального бюджета РФ после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
1.Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным п. 3 решения Межрайонной инспекции ФНС N 1 по Оренбургской области от 21.08.2006 года N 11-14/46648 об отказе (частично) в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, вынесенного в отношении ЗАО "Оренбургнефтеотдача", в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 59043 рублей 78 копеек.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС N 1 по Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО "Оренбургнефтеотдача".
2.В остальной части заявленных требований отказать.
3.Возвратить ЗАО "Оренбургнефтеотдача" из федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 1000 рублей, выдав справку после вступления решения суда в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.