-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 05 июля 2004 года № А74-4051/03-К2
от 5 июля 2004 г. Дело N А74-4051/03-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
Открытого акционерного общества "Хакасэнерго", г. Абакан,
к 1. Управлению социальной защиты населения администрации, г. Абакан,
2.Министерству финансов Республики Хакасия, г. Абакан, о взыскании убытков в размере 15428 рублей 20 копеек
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков к участию в деле привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан.
В судебном заседании принимали участие представители:
истца: Чудогашев В.П. (по доверенности от 14.10.2003 N 119-470);
Управления социальной защиты населения: отсутствовал,
Министерства финансов и экономики РХ: Голощапов Д.В. (по доверенности от 16.05.2003 N 17-д),
Министерства труда и социального развития РХ: отсутствовал.
Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23 апреля 2004 года объявлена резолютивная часть решения. Мотивированное решение составлено 5 июля 2004 года.
Открытое акционерное общество "Хакасэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана и Министерству финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании убытков в размере 15428 рублей 20 копеек, возникших в связи с предоставлением в период с апреля по декабрь 2001 года льгот, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечено Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил размер исковых требований, сославшись на перерасчет суммы убытков в соответствии с установленными нормативами. Согласно своду предъявленных требований в связи с перерасчетом норм потребления за период с апреля по декабрь 2001 г. истец уменьшил сумму иска на 1766 рублей 47 копеек. Окончательная сумма требований в связи с уточнением составила 13661 рубль 74 копейки.
Обратившись в арбитражный суд, истец сослался на следующие обстоятельства:
- согласно Постановлению Правительства РФ N 209 от 23 февраля 1981 г. все члены семьи ветерана пользуются льготой по оплате коммунальных услуг, в соответствии со статьей 11 Закона "О ветеранах" льготы, ранее установленные законодательством СССР и Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены,
- по отоплению в летние месяцы должны быть применены нормативы отпуска тепла,
- по лицам, которые не указаны в реестрах (указаны только их удостоверения), должны быть взысканы убытки в связи с тем, что льготы фактически предоставлены.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия иск не признало. Представитель ответчика пояснил, что льготы предусмотрены членам семей ветеранов только в случаях, которые прямо указаны в законе. Льгота по оплате за теплоэнергию предоставляется только ветеранам, указанным в законе. Кроме того, по мнению ответчика, истец неверно определил норматив потребления тепла в летние месяцы.
В отзыве на иск Минфин РХ сослалось также на то, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2001 N 88 перечисление средств на оплату льгот осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Поскольку истцом не представлены доказательства предъявления требований о включении расходов по реализации льгот при формировании бюджетов Республики Хакасия на 2002, 2003, 2004 годы, то во избежание нарушений бюджетного законодательства фактические расходы истца, превышающие размер утвержденных лимитов, должны учитываться по итогам финансового года и заявляться при утверждении бюджета Республики Хакасия на следующий год.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия в отзыве на иск указало на то, что по Федеральному закону "О ветеранах" со второго квартала 2001 года от Министерства финансов РХ поступило 10029,8 тыс. рублей при утвержденных лимитах на сумму 12771,0 тыс. рублей. Указанная сумма была перечислена в Управление социальной защиты населения города Абакана.
Из отчета об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам по состоянию на 1 января 2002 года, представленного Минтруда РХ в судебное заседание, видно, что на 2001 год по статье "расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам" утверждены бюджетные ассигнования на сумму 30139700 рублей, фактическое финансирование составило 14710500 рублей, хотя фактические расходы составили 30518570 рублей.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:
Как пояснил представитель истца в судебном заседании, с 1 апреля по декабрь 2001 года Энергосбыт ОАО "Хакасэнерго" предоставлял льготы по оплате тепловой энергии ветеранам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и ежемесячно направлял в Управление социальной защиты населения (далее в тексте - УСЗН) счета на возмещение расходов по льготам и реестры льготников.
В материалы дела представлены счета N 7 от 23.04.2001 на сумму 1793 рублей, N 11т от 23.05.2001 на сумму 480 рублей 23 копеек, N 15т от 22.06.2001 на сумму 459 рублей 01 копейки, N 19т от 23.07.2001 на сумму 509 рублей 24 копеек, N 23т от 23.08.2001 на сумму 434 рублей 96 копеек, N 27т от 24.09.2001 на сумму 509 рублей 20 копеек, N 31т от 23.10.2001 на сумму 2676 рублей 54 копеек, N 35т от 22.11.2001 на сумму 3475 рублей 40 копеек, N 39т от 19.12.2001 на сумму 5090 рублей 62 копеек.
К указанным счетам прилагались реестры льготников с указанием Ф.И.О. льготника, адреса, номера документа, удостоверяющего право на льготу, количества общей и льготируемой площади, начислений по отоплению и горячей воде с указанием суммы льготы.
6 мая 2002 года истец обратился в Министерство финансов Республики Хакасия с письмом N 772 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам на общую сумму 23091 рубля 97 копеек.
Не дождавшись ответа из Министерства финансов РХ, 06.09.2002 истец направил письмо N 1844 в адрес Управления социальной защиты населения администрации города Абакана, в котором просил оплатить счета, касающиеся расходов по льготам инвалидам и ветеранам на общую сумму 23091 рубля 97 копеек, в том числе по ветеранам - на сумму 15428 рублей 20 копеек. К письму были приложены счета и реестры льготников.
В ответе на указанное письмо начальник УСЗН отметил, что в республиканском бюджете не предусмотрены лимиты по оплате льгот ветеранам с учетом затрат, понесенных в 2001 году, и, ссылаясь на отсутствие заключенного с ОАО "Хакасэнерго" договора, отказывает в оплате предъявленных счетов.
Не получив из бюджета возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в указанных суммах, ОАО "Хакасэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает иск ОАО "Хакасэнерго" удовлетворить частично по следующим основаниям:
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставляется социальная защита в виде системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
При исследовании представленных реестров и счетов арбитражный суд установил, что льготы предоставлялись ветеранам, инвалидам Великой Отечественной войны (ВОВ), вдовам инвалидов и участников ВОВ.
К категории ветеранов относятся лица, поименованные в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", к категории инвалидов - в статье 4 названного Закона. Меры социальной защиты указанных лиц определены в главе II Закона.
В пункте 10 статьи 21 Закона установлены меры социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
Как видно из представленных реестров и счетов, истец предоставлял льготы не только лицам, указанным в Законе, но и членам семей инвалидов, ссылаясь при этом на пункт 3 статьи 11 Закона, согласно которому права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 было утверждено Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, согласно пункту 17 которого инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей, а также семьям, получающим пенсии по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, предоставляется скидка в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией. В случае смерти инвалида Отечественной войны льготы, предусмотренные настоящим пунктом, сохраняются за его женой.
Арбитражный суд полагает правомерным предоставление льгот указанным категориям лиц, руководствуясь при этом определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 423-О "По запросу Конституционного суда Республики Татарстан о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах". Следуя основным положениям данного Определения, арбитражный суд приходит к выводу о том, что льготы, поименованные в Законе "О ветеранах" и касающиеся инвалидов ВОВ, должны распространяться и на совместно проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств. Именно об этом и идет речь в пункте 3 статьи 11 Закона "О ветеранах".
Постановлением N 88 от 17 апреля 2001 г. "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" Правительство Республики Хакасия утвердило порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям. Раздел 2 "Социальная политика" посвящен предоставлению и расходованию средств на исполнение федеральных законов, в том числе Федерального закона от 19.05.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из указанного Постановления следует, что распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, средства зачисляются по уведомлениям Министерства финансов РХ для дальнейшего перечисления на лицевой счет учреждений социальной защиты, перечисление средств осуществляется в пределах выделенных лимитов.
Как отмечалось выше, ОАО "Хакасэнерго" не заключило договор с Управлением социальной защиты населения о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (теплоэнергии), поэтому такие затраты не были предусмотрены в выделенных и доведенных до УСЗН лимитах бюджетных обязательств Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что отношения, возникающие при возмещении из бюджета расходов по предоставлению социальных льгот, установленных федеральным законодательством, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
Федеральный закон "О ветеранах" не предусматривает обязанности по заключению договоров на возмещение расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
При выяснении источника финансирования затрат, связанных с предоставлением льгот, арбитражный суд установил, что на 2001 год по статье "расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг ветеранам" утверждены бюджетные ассигнования на сумму 30139700 рублей, фактическое финансирование составило 14710500 рублей, хотя фактические расходы составили 30518570 рублей. В целом по Республике Хакасия, согласно информации Министерства финансов РХ, исполнение Закона "О ветеранах" в части реализации льгот составило 37,7%, в том числе по оплате жилищно-коммунальных услуг - 54%.
По данным Министерства труда и социального развития РХ, Абаканскому отделу социальной защиты населения был установлен лимит по Закону "О ветеранах" в сумме 12771 тыс. рублей, фактическое финансирование составило 10029,8 тыс. рублей.
Между тем, согласно Закону Республики Хакасия от 8 июля 2002 г. N 36 "Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2001 год" финансовая помощь республике из федерального бюджета в виде дотаций на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О ветеранах" составила 19783 тыс. рублей, что составляет 100% от запланированного.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении Республикой Хакасия взятых на себя обязательств по исполнению бюджета в части реализации льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
В ходе судебного разбирательства представитель Министерства финансов РФ заявил о несоблюдении истцом нормативов социальной площади жилья и теплоснабжения для граждан.
Исследовав этот довод, арбитражный суд установил следующее:
Нормы водопотребления холодной и горячей воды были утверждены Постановлением Мэра города Абакана от 21.09.1999 N 1118. Для жилых домов с ваннами, оборудованными душем, норма водопотребления горячей воды составила 105 литров в сутки.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением и принимаемых в расчет жилищных компенсаций по теплоснабжению утверждены Постановлением Мэра города Абакана от 17.04.2000 N 484 и составили для граждан, проживающих в частном секторе, 0,24 Гкал на 1 кв. м общей площади жилья в год. Социальная норма площади жилья установлена пунктом 1 приложения N 2 к Постановлению от 17.04.2000.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей, рассчитывающихся с ОАО "Хакасэнерго", утверждены решением Региональной энергетической комиссии Республики Хакасия N 10 от 05.02.2001. Согласно этому решению с 15 февраля 2001 года установлены тарифы для частных домов в сумме 97 рублей за Гкал, для прочих потребителей, не перечисленных в пункте 5 решения, - в сумме 190 рублей за Гкал (по горячей воде и пару).
С 15 июня 2001 г. утверждены тарифы соответственно 123,6 рублей за Гкал - для частных домов и 255 рублей за Гкал - для прочих потребителей.
При расчете стоимости оказанных коммунальных услуг за горячую воду и отопление ОАО "Хакасэнерго" руководствовалось Порядком расчетов за услуги тепловодоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Мэра города Абакана от 06.11.2001 N 1619 и Строительными нормами и правилами (СНиП) 2.04.07-86*. Время отопительного сезона определено в соответствии с Порядком с 1 октября по 1 мая из расчета 24 часов в сутки.
Уточненный расчет суммы убытков соответствует указанным правовым актам, поэтому арбитражный суд принимает его в качестве надлежащего доказательства понесенных Обществом затрат в сумме 13661 рубля 74 копеек в связи с предоставлением льгот по Закону "О ветеранах".
Одним из доводов ответчика при рассмотрении дела явилось указание истцом в реестрах только на номер удостоверения и адреса без упоминания ФИО льготника (Буйко, Волков, Звягина, Чудина). Действительно, в нескольких случаях данное нарушение имело место. Однако в ходе судебного разбирательства по делу истец представил необходимые документы, позволяющие идентифицировать льготников и установить фактическую сумму предоставленных льгот, поэтому арбитражный суд признает данные нарушения несущественными и не влияющими на исход дела.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
На основании приведенных выше обстоятельств арбитражный суд полагает удовлетворить требование ОАО "Хакасэнерго" о взыскании убытков, возникших в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах", в сумме 13661 рубля 74 копеек за счет казны Республики Хакасия. В остальной сумме иска следует отказать.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
При обращении в арбитражный суд истец по платежному поручению N 954 от 13.10.2003 уплатил госпошлину в сумме 717 рублей 28 копеек, в то время как следовало уплатить 717 рублей 13 копеек. По результатам рассмотрения дела госпошлина в сумме 635 рублей 17 копеек (с учетом переплаченной суммы) подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку в силу пункта 5 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" Министерство финансов РХ как финансовый орган освобождено от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
1.Иск удовлетворить частично.
2.Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в пользу Открытого акционерного общества "Хакасэнерго", г. Абакан, убытки в сумме 13661 рублей 74 копеек, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", за период с апреля по декабрь 2001 года.
3.Во взыскании остальной суммы иска отказать.
4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
5.Возвратить Открытому акционерному обществу "Хакасэнерго" в лице Энергосбыта ОАО "Хакасэнерго", г. Абакан, из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 635 рублей 17 копеек, уплаченную по платежному поручению N 954 от 13.10.2003, подлинник которого находится в деле.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.М.ЖУРБА