Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 18 октября 2004 года № А74-3079/2004-К2

    от 18 октября 2004 г. Дело N А74-3079/2004-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2004 года
    Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2004 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Каспирович Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
    Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений", город Саяногорск,
    к: 1. Государственному учреждению "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия", город Абакан,
    2.Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, о признании незаконными действий по начислению пени, отказе в списании пени и обязании налогового органа произвести списание пени в размере 5225289 рублей.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    заявителя: Судейкина Н.Н., доверенность от 3 января 2004 года N 3/01-04;
    ОПФ РФ по РХ: Канзычаков В.Н., доверенность от 5 января 2004 года;
    налоговой инспекции: Бурлюк Г.Н., доверенность от 19 января 2004 года.
    Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений" (далее - Общество или ООО "СУОС") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия" (далее - Отделение Пенсионного фонда) и к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными действий Пенсионного фонда по начислению пени за период с 1 января 1999 года до 18 августа 1999 года в размере 5225289 рублей и отказу в ее списании и обязании налоговой инспекции провести списание данной пени.
    Представитель ООО "СУОС" в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав при этом, что действия Отделения Пенсионного фонда и налоговой инспекции по отказу в списании пени в размере 5225289 рублей противоречат статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей с 1 января 1999 года до 18 августа 1999 года, и статье 8 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 147) в редакции от 9 июля 1999 года N 155-ФЗ.
    Отделение Пенсионного фонда и налоговая инспекция в письменных отзывах возражают против удовлетворения заявления, указывая, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд РФ) до введения в действие части второй НК РФ не были включены в систему налогов и сборов, в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не названы. Поэтому в спорный период времени пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должны начисляться в соответствии со специальными нормами пенсионного законодательства.
    Пенсионный фонд РФ, по мнению ответчиков, стал участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, только с 18 августа 1999 года, после вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
    Отделение Пенсионного фонда также заявляет о том, что заявитель имел право обратиться за списанием пени только с 1 июля 1999 года по 18 августа 1999 года, но не воспользовался этим правом, в связи с чем пропустил срок, установленный для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
    Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией города Саяногорска 22 апреля 1998 года, имеет свидетельство о государственной регистрации N 678, состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия.
    В соответствии со статьями 6, 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" заявитель является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
    Согласно справке о задолженности, подписанной заявителем и Государственным учреждением "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске Республики Хакасия", по состоянию на 18 августа 1999 года задолженность Общества составила 18744165 рублей, в том числе: страховые взносы - 6759438 рублей, пени - 11984727 рублей.
    7 июня 2004 года ООО "СУОС" со ссылкой на статью 8 ФЗ N 147 обратилось в Отделение Пенсионного фонда и в налоговую инспекцию с заявлением о пересчете и списании излишне начисленной пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 5225289 рублей.
    Письмами от 24 июня 2004 года N 09-24/10865 и от 25 июня 2004 года N 06-10/1199 ответчиками было фактически отказано в пересчете пеней.
    Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Оценив доводы сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, арбитражный суд полагает требования удовлетворить по следующим основаниям.
    Заявление Отделения Пенсионного фонда о пропуске Обществом срока, установленного для обращения в арбитражный суд с заявлением, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
    В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
    Материалы дела свидетельствуют, что заявителю стало известно о нарушении его прав в момент получения отказов Отделения Пенсионного фонда и налоговой инспекции на заявления о списании спорной пени, то есть 24 и 25 июня 2004 года.
    С соответствующим заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 13 июля 2004 года.
    Из изложенного следует, что трехмесячный срок для обжалования действий, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Обществом не пропущен.
    Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, на этот фонд возложена обязанность обеспечения контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов.
    Согласно пункту 7 статьи 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 НК РФ. В соответствии с этой нормой в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.
    В соответствии с действующим законодательством страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности.
    Следовательно, при установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав плательщиков.
    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 года N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования на 1997 год в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" отметил, что по содержательным признакам, обязательности и целевому характеру, порядку контроля и ответственности за нарушения страховые взносы в социальные внебюджетные фонды аналогичны налоговым платежам.
    На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что отношения между плательщиками страховых взносов и Пенсионным фондом РФ, кроме специального законодательства, должны регулироваться нормами законодательства о налогах и сборах.
    В соответствии со статьей 75 НК РФ в редакции, действовавшей с 1 января 1999 года до 18 августа 1999 года, сумма пени не могла превышать неуплаченной суммы налога.
    Более того, согласно статье 8 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в редакции от 9 июля 1999 года N 155-ФЗ, суммы пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) или не взысканные с него к моменту введения в действие части первой НК РФ, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) или взыскиваются с него в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора).
    Указанное ограничение в отношении суммы уплачиваемых пеней действовало в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18 августа 1999 года.
    Таким образом, пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, а также с 1 января 1999 года по 18 августа 1999 года, уплачиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.
    Вышеизложенные нормы законов, а также анализ правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 февраля 1998 года N 7-П, позволяют сделать вывод о том, что пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ должны были рассчитываться с учетом положений статьи 75 НК РФ в первой редакции и статьи 8 ФЗ N 147.
    Ссылки ответчиков на положения Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в том числе на статью 10 данного Закона, могут быть приняты во внимание.
    Однако смысл названного Закона необходимо определять с учетом статьи 7 ФЗ N 147, согласно которой федеральные законы и иные нормативные акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Закона, действуют в части не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
    По этой же причине не принимаются доводы ответчиков о том, что до 1 января 2001 года спорные отношения регулировались Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1, и другими нормами пенсионного законодательства и что Пенсионный фонд РФ стал участником отношений, регулируемых НК РФ, только с 18 августа 1999 года.
    Как следует из статьи 7 ФЗ N 147, специальные акты законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления взносов и сроков их уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части первой НК РФ.
    То есть отношения Отделения Пенсионного фонда с плательщиками взносов по начислению спорной пени, как указывалось выше, регулировались частью первой НК РФ.
    Довод Отделения Пенсионного фонда о неправильном расчете заявителем излишне начисленной пени расценивается судом как несостоятельный.
    Расчет Общества спорной пени соответствует положениям статьи 75 НК РФ в редакции, действовавшей с 1 января 1999 года до 18 августа 1999 года, и статье 8 ФЗ N 147.
    Поскольку ограничение в отношении суммы уплачиваемых пеней действовало в период с 1 января 1999 года до 18 августа 1999 года, пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, а также с 1 января 1999 года по 18 августа 1999 года, должны уплачиваться в размере, не превышающем сумму недоимки на соответствующую дату.
    Как следует из справки о задолженности по состоянию на 18 августа 1999 года, сумма неуплаченных Обществом страховых взносов составляла 6759438 рублей, пеней - 11984727 рублей.
    Таким образом, заявитель правомерно исчислил спорную сумму, отняв от суммы пеней, исчисленных на 18 августа 1999 года, страховые взносы, начисленные на эту же дату (11984727 - 6759438 = 5225289).
    Отделение Пенсионного фонда, в свою очередь, ошибочно рассчитывает спорную сумму путем вычитания страховых взносов, начисленных на 18 августа 1999 года, из суммы пеней, исчисленных на 1 января 1999 года.
    Учитывая вышеприведенное, арбитражный суд расценивает как обоснованное требование заявителя о незаконности действий Отделения Пенсионного фонда, выразившихся в начислении пени по страховым взносам в сумме 5225289 рублей и в отказе в ее списании.
    Поскольку согласно статье 9 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, а также взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов осуществляется с 1 января 2001 года налоговыми органами, арбитражный суд полагает возможным возложить обязанность по списанию спорной пени на налоговую инспекцию.
    Государственная пошлина по настоящему спору составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
    Учитывая, что ответчики освобождены от уплаты госпошлины в соответствии с подпунктами 1 и 6 части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", ее взыскание с них не производится.
    Таким образом, уплаченная при подаче заявления ООО "СУОС" госпошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений" удовлетворить.
    Признать незаконными действия Государственного учреждения "Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия", выразившиеся в начислении пени по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 5225289 рублей и в отказе в ее списании, как не соответствующие статье 8 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Налогового кодекса Российской Федерации.
    2.Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия в четырнадцатидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу произвести списание пени, начисленной Обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений" за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 5225289 рублей.
    3.Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Строительное управление основных сооружений" государственную пошлину в размере 2000 рублей, выдать справку на возврат государственной пошлины и оригинал платежного поручения от 20 июля 2004 года N 465, копию которого оставить в материалах дела.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Е.В.КАСПИРОВИЧ