от 14 июля 2005 г. Дело N А74-1811/2005-К2
Резолютивная часть решения объявлена 8 июля 2005 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Силищевой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", г. Саяногорск,
к Хакасской таможне, Абакан,
о признании незаконным бездействия по зачету излишне уплаченных таможенных платежей.
Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
В судебном заседании 1 июля 2005 года принимали участие представители:
Открытого акционерного общества "Саяногорский Алюминиевый Завод":
Рыбец О.В., доверенность от 08.02.2005 N 19 АА 130313.
Хакасской таможни:
Потапова М.В., доверенность от 11.01.2005 N 21-01/19.
В судебном заседании 1 июля 2005 года в соответствии с частью 4 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объявлял перерыв до 9 часов 8 июля 2005 года с целью представления сторонами письменных пояснений и дополнительных доказательств в обоснование требования и возражений.
В судебном заседании 8 июля 2005 года после перерыва принимали участие представители:
Открытого акционерного общества "Саяногорский Алюминиевый Завод":
Рыбец О.В., доверенность от 08.02.2005 N 19 АА 130313.
Хакасской таможни:
Потапова М.В., доверенность от 11.01.2005 N 21-01/19.
Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
Открытое акционерное общество "Саяногорский Алюминиевый Завод", город Саяногорск (далее - ОАО "СААЗ"), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Хакасской таможни по зачету излишне уплаченных таможенных платежей (сборов) в сумме 202690 рублей 76 копеек, в том числе 151500 рублей 42 копейки - по заявлению от 15.03.2005 N 34/1-183, 51190 рублей 34 копейки - по заявлению от 15.03.2005 N 34/1-184.
В судебном заседании представитель ОАО "СААЗ" поддержал заявленное требование, пояснив, что излишняя уплата таможенных платежей (сборов) произошла в результате корректировки таможенной стоимости, которая в декларации указана предварительно в соответствии с контрактами на переработку алюминия. Корректировка осуществлялась в целях определения окончательной стоимости товара, вывозимого за пределы Российской Федерации в режиме переработки на таможенной территории с применением периодического декларирования. Представитель ОАО "СААЗ" считает, что после завершения отгрузки в течение месяца всех товарных партий, представления сведений о фактически отгруженном алюминии, корректировки таможенной стоимости, о чем в периодической таможенной декларации делается отметка, декларант вправе обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сборов согласно действующему таможенному законодательству.
Заявитель возразил против применения ограничений, установленных пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, так как сведения, влияющие на величину сборов за таможенное оформление, корректировались после принятия таможенной декларации, но не в ходе проверки, а в порядке пункта 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель полагает, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенный в действие с 01.01.2005, не может быть применен к спорным взаимоотношениям, поскольку правоотношения возникли до внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, а именно в 2004 году в момент подачи периодической таможенной декларации. В 2004 году действующее законодательство не запрещало таможенным органам производить возврат излишне уплаченных таможенных сборов на основании представленного заявления.
Представитель Хакасской таможни заявленное требование не признала, пояснив, что корректировка сведений, касающихся таможенной стоимости продукции (алюминия) таможенным органом принята, однако возврат излишне уплаченных сумм сборов не произведен с указанием на то обстоятельство, что в вышестоящий таможенный орган направлен запрос о применении статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации. По существу заявленного требования пояснила, что согласно пункту 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации сумма таможенных сборов, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, не возвращается и дополнительно не взыскивается в случае, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление. Поскольку при представлении формы корректировки грузовой таможенной декларации такие сведения изменились, то оснований для рассмотрения заявления декларанта положительно не имеется. С доводами заявителя о том, что при представлении декларантом дополнительных документов и сведений, в частности, при корректировке таможенной стоимости, проверка не проводится, а заканчивается в момент проверки представления декларации, представитель таможенного органа не согласилась. При этом указала, что завершение проверки документов и сведений, заявленных в декларации, при периодическом декларировании заканчивается после подачи формы корректировки к ГТД путем сопоставления сведений, содержащихся в декларации и в форме корректировки.
Арбитражный суд установил: 01.12.2003 ОАО "СААЗ" заключило контракты N 1195/3-620-2004-18, N 1195-620-2004-19 с иностранной фирмой на переработку продукции (глинозем металлургический, кокс нефтяной прокаленный, кремний) в сплавы алюминиевые.
30.12.2003 заявителем в Хакасской таможне получены лицензии N 10604/701203/51009, N 10604/701203/510010 на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.
Платежным поручением от 21.12.2004 N 2137 ОАО "СААЗ" в счет авансовых платежей за таможенное оформление экспортных и импортных грузов перечислило на специальный счет Хакасской таможни 10000000 рублей.
Во исполнение вышеуказанных контрактов заявителем представлены грузовые таможенные декларации с указанием в графе 44 "Исчисление таможенных пошлин и сборов" сумм сборов, подлежащих уплате: - по контракту N 1195-620-2004-19: - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001975 (сумма сборов 16729 руб. 13 коп., 18364 руб. 57 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001977 (сумма сборов 283816 руб. 02 коп., 141908 руб. 01 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001980 (сумма сборов 18354 руб. 57 коп., 9182 руб. 28 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001981 (сумма сборов 9460 руб. 53 коп., 4730 руб. 27 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001982 (сумма сборов 56763 руб. 20 коп., 28381 руб. 60 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001983 (сумма сборов 47302 руб. 67 коп., 23651 руб. 34 коп.); - 17.01.2005 - N 10604020/271204/0000022 (сумма сборов 7500 руб.); - 21.01.2005 - N 10604020/271204/0000051 (сумма сборов 7500 руб.); - 26.01.2005 - N 10604020/271204/0000089 (сумма сборов 50000 руб.). - по контракту N 1195/3-620-2004-18: - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001984 (сумма сборов 116827 руб. 60 коп., 58418 руб. 80 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001985 (сумма сборов 17446 руб. 34 коп., 8723 руб. 17 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001986 (сумма сборов 53925 руб. 04 коп., 26962 руб. 52 коп.); - 27.12.2004 - N 10604020/271204/0001987 (сумма сборов 17975 руб. 02 коп., 5987 руб. 51 коп.); - 29.12.2004 - N 10604020/291204/0002014 (сумма сборов (29024 руб. 88 коп., 14512 руб. 44 коп.); - 17.01.2005 - N 10604020/170105/0000021 (сумма сборов 50000 руб.); - 21.01.2005 - N 10604020/210105/0000050 (сумма сборов 20000 руб.).
В этих декларациях в соответствии с порядком, определенным в пункте 4 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункте 13 "Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление", утвержденной приказом Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 07.06.2004 (действовавшей до 01.01.2005), ОАО "СААЗ" распорядилось об использовании авансовых платежей в качестве оплаты сборов в сумме 51190 рублей 34 копеек и, соответственно, 151500 рублей 42 копеек (Графа 44 "Исчисление таможенных пошлин и сборов").
После представления формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, заключений Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия ОАО "СААЗ" 15.03.2005 обратилось в Хакасскую таможню с заявлениями N 34/1-183 и N 34/1-184 о проведении корректировки таможенной стоимости алюминия, отправленного по вышеназванным контрактам, и по результатам корректировки о зачете в счет будущих платежей излишне уплаченных сборов в сумме 202690 рублей 76 копеек, составляющих: - по контракту N 1195-620-2004-19 - 151500 рублей 42 коп, в том числе: - 14860 рублей 21 коп. - по таможенной декларации N 10604020/271204/0001975; - 90897 рублей 99 коп. - N 10604020/271204/0001977; - 9654 рубля 16 коп. - N 10604020/271204/0001980; - 2656 рублей 81 коп. - N 10604020/271204/0001981; - 23445 рублей 43 коп. - N 10604020/271204/0001982; - 7985 рублей 82 коп. - N 10604020/271204/0001983; - 2000 рублей - N 10604020/271204/0000022; - 0 рублей - N 10604020/271204/0000051; - 0 рублей - N 10604020/271204/0000089. - по контракту N 1195/3-620-2004-18 - 51190 рублей 34 копейки: - 42782 рубля 28 коп. - N 10604020/271204/0001984; - 782 рубля 28 коп. - N 10604020/271204/0001985; - 2123 рубля 03 коп. - N 10604020/271204/0001986; - 950 рублей 64 коп. - N 10604020/271204/0001987; - 4552 рубля 11 копеек - N 10604020/291204/0002014; - 0 рублей - N 10604020/170105/0000021; - 0 рублей - N 10604020/210105/0000050.
Учитывая, что с 01.01.2005 внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации (глава 33 Таможенные сборы), Хакасская таможня письмом от 22.03.2005 N 05-03/1040 сообщила о проведенной корректировке таможенной стоимости алюминия, однако до настоящего времени вопрос о зачете излишне уплаченных сборов за таможенное оформление либо об отказе не решен.
В связи с названным обстоятельством ОАО "СААЗ" обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа по зачету излишне уплаченных таможенных платежей (сборов).
Арбитражный суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает требование ОАО "СААЗ" подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 136 Таможенного кодекса Российской Федерации при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить подачу одной таможенной декларации (периодической) на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
Статья 124 Таможенного кодекса Российской Федерации определяет, что декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, которые, в свою очередь, должны сопровождаться представлением документов, подтверждающих заявленные сведения. Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации (п. 1, п. 5 статьи 131 Кодекса).
При периодическом декларировании декларант представляет одну таможенную декларацию на весь вывозимый в течение определенного времени товар, в которой содержатся плановые цифры о количестве товара, примерное описание характеристик товара, а уточняются после фактического его вывоза путем представления формы корректировки к грузовой таможенной декларации в порядке, предусмотренном пунктом 15 Инструкции "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной приказом Государственного Таможенного Комитета России от 21.08.2003 N 915. С указанной формой также представляются дополнительные документы, подтверждающие заявленные сведения, подлежащие проверке таможенным органом.
Учитывая, что изменяемые сведения, вносимые в форму корректировки грузовой таможенной декларации согласно пункту 15 Инструкции Государственного Таможенного Комитета России от 21.08.2003 N 915 являются неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации, арбитражный суд пришел к выводу, что при периодическом декларировании такая форма таможенного контроля, как проверка, начинается в момент подачи грузовой таможенной декларации и заканчивается представлением формы корректировки ГТК и сопровождающих документов и проверки всех заявленных в ней сведений, то есть носит длящийся характер.
Из материалов дела следует, что ОАО "СААЗ" производило вывоз товара в режиме "Переработка на таможенной территории" с применением периодического декларирования.
Декларации, перечисленные выше, были поданы 27 - 29 декабря 2004 года, за исключением деклараций N 10604020/271204/0000022, N 10604020/271204/0000051, N 10604020/271204/0000089 - по контракту N 1195-620-2004-19 и N 10604020/170105/0000021, N 10604020/210105/0000050 - по контракту N 1195/3-620-2004-18, период представления которых выпал на январь 2005 года.
Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся таможенных сборов, в частности введена в действие с 01.01.2005 глава 33.1 "Таможенные сборы", регулирующая порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов.
Пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
Пункт 15 Инструкции "О взимании таможенных сборов за таможенное оформление", утвержденной приказом Государственного Таможенного Комитета России от 07.06.2004 N 640 (действовавшей до 01.01.2005), позволял таможенному органу производить возврат таможенных сборов в соответствии с правилами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года для таможенных пошлин.
Согласно статье 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили средства. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Анализ норм Таможенного кодекса Российской Федерации и названной Инструкции в части осуществления возврата (зачета) таможенных сборов и условий возврата позволяет сделать вывод, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2005, значительно ухудшает положение декларанта, поскольку до 01.01.2005 излишне уплаченная сумма таможенных сборов возвращалась.
Исходя из общего смысла статей 54, 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение лиц, их исполняющих, обратной силы не имеют.
Согласно статье 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Учитывая, что таможенные декларации, за исключением деклараций N 10604020/271204/0000022, N 10604020/271204/0000051, N 10604020/271204/0000089 - по контракту N 1195-620-2004-19 и N 10604020/170105/0000021, N 10604020/210105/0000050 - по контракту N 1195/3-620-2004-18, представлены ОАО "СААЗ" в декабре 2004 года, ограничения, введенные в действие статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации с 01.01.2005, не распространяются на спорные правоотношения, следовательно, бездействие Хакасской таможни по зачету излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих платежей в размере 200690 рублей 76 копеек, составляющих: - по заявлению от 15 марта 2005 года N 34/1-183 - 149190 рублей 34 коп., в том числе: - 14860 рублей 21 коп. - по таможенной декларации N 10604020/271204/0001975; - 90897 рублей 99 коп. - N 10604020/271204/0001977; - 9654 рубля 16 коп. - N 10604020/271204/0001980; - 2656 рублей 81 коп. - N 10604020/271204/0001981; - 23445 рублей 43 коп. - N 10604020/271204/0001982; - 7985 рублей 82 коп. - N 10604020/271204/0001983; - по заявлению от 15 марта 2005 года N 34/1-184 - 151500 рублей 42 копейки: - 42782 рубля 28 коп. - N 10604020/271204/0001984; - 782 рубля 28 коп. - N 10604020/271204/0001985; - 2123 рубля 03 коп. - N 10604020/271204/0001986; - 950 рублей 64 коп. - N 10604020/271204/0001987; - 4552 рубля 11 копеек - N 10604020/291204/0002014, являются незаконными.
В части требования о признании бездействия Хакасской таможни о зачете излишне уплаченных сборов в счет будущих платежей по таможенной декларации N 10604020/271204/0000022 в сумме 2000 рублей следует ОАО "СААЗ" отказать, поскольку указанная декларация была представлена в таможенный орган 17 января 2005 года. Таким образом, правоотношения возникли после введения в действие изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, и стороны при решении вопроса о зачете излишне уплаченных платежей обязаны руководствоваться условиями, определенными в пункте 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Государственная пошлина согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 2000 рублей 00 копеек. В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на стороны следующим образом: 19 рублей 73 копейки - на открытое акционерное общество "Саяногорский алюминиевый завод", 1980 рублей 27 копеек - на Хакасскую таможню.
При обращении с заявлением ОАО "СААЗ" произвело уплату государственной пошлины в размере 2000 рублей, в связи с чем согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1980 рублей 27 копеек, уплаченную по платежному поручению N 290 от 6 мая 2005 года, подлинник которого остается в деле. Выдать справку.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с Хакасской таможни по настоящему делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявление Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, удовлетворить частично.
Признать бездействие Хакасской таможни, город Абакан, по зачету излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущих платежей в сумме 200690 рублей 76 копеек, в том числе по заявлению от 15 марта 2005 года N 34/1-183 - 149190 рублей 34 коп, по заявлению от 15 марта 2005 года N 34/1-184 - 151500 рублей 42 копеек, незаконными в связи с несоответствием статьям 54, 57 Конституции Российской Федерации, статьям 4, 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации. 2.Обязать Хакасскую таможню, город Абакан, в месячный срок со дня принятия решения рассмотреть заявления Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод" от 15 марта 2005 года N 34/1-183 о зачете в счет будущих платежей 149190 рублей 34 коп., от 15 марта 2005 года N 34/1-184 о зачете таможенных сборов в счет будущих платежей в сумме 151500 рублей 42 копеек, перечисленных на счет Хакасской таможни платежным поручением от 23 декабря 2004 года N 2137. 3.В удовлетворении остальной часть заявления Открытому акционерному обществу "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, отказать. 4.Предложить Хакасской таможне, город Абакан, сообщить арбитражному суду об исполнении настоящего решения. 5.Возвратить Открытому акционерному обществу "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, государственную пошлину в сумме 1980 рублей 27 копеек, уплаченную по платежному поручению N 290 от 6 мая 2005 года, подлинник которого остается в деле. Выдать справку. 6.Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Е.В.СИЛИЩЕВА