Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 16 июля 2004 года № А74-3126/03-К2

    от 16 июля 2004 г. Дело N А74-3126/03-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
    Открытого акционерного общества "Хакасэнерго" в лице Саяногорского межрайонного отделения Энергосбыта, город Саяногорск,
    к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан,
    о взыскании убытков в размере 521486 рублей 35 копеек.
    В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика к участию в деле привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан, Департамент социальной защиты населения администрации города Саяногорска, город Саяногорск, и Бюджетно-финансовое управление администрации города Саяногорска.
    В судебном разбирательстве принимали участие представители:
    истца: Золотых Д.В. (по доверенности от 08.10.2003 N 119-465);
    ответчика: Боярский М.Г. (по доверенности от 11.04.2003 N 9-д);
    Министерства труда и социального развития РХ: отсутствовал;
    Департамента соцзащиты г. Саяногорска: Елкина Л.Л. (по доверенности от 06.01.2004 N 16);
    Бюджетно-финансового управления: отсутствовал.
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    Открытое акционерное общество "Хакасэнерго" в лице Саяногорского межрайонного отделения Энергосбыта обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании убытков в размере 521486 рублей 35 копеек, возникших в связи с предоставлением в 2001 году льгот по оплате электрической энергии лицам, перечисленным в Федеральном законе РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    На стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Департамент социальной защиты населения г. Саяногорска и Бюджетно-финансовое управление администрации города Саяногорска.
    В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования по основаниям возникновения и просил взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия следующие суммы:
    - 516998 рублей 75 копеек - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах",
    - 4009 рублей 10 копеек - убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.07.2000 N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан",
    - 478 рублей 50 копеек - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот по Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28.08.1996 N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия".
    Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее в тексте - Минфин РХ) иск не признало, сославшись на то, что не заключало никаких договоров с истцом, не получало от последнего реестры льготников, счета к оплате, не подписывало с ним акты сверок. Кроме того, ответчик полагает, что истец не привел доказательств в подтверждение того, что незаконными действиями Минфина РХ ему причинен ущерб в заявленной сумме.
    В ходе судебного разбирательства представитель Минфина РХ указал на то, что при сверке представленных реестров льготников с базой данных Департамента социальной защиты населения г. Саяногорска обнаружилось, что истец неправильно применял нормативы потребления электроэнергии, неправомерно указал в реестрах и расчетах большее количество потребленной гражданами электроэнергии, чем они фактически использовали, кроме того, не во всех случаях правильно указаны документы, на основании которых предоставлялись льготы, частично льготы рассчитывались на лиц, умерших или убывших. По мнению ответчика, в счетах неправомерно был предъявлен к уплате налог на добавленную стоимость.
    В отзыве на иск Минфин РХ сослалось также на то, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2001 N 88 перечисление средств на оплату льгот осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Поскольку истцом не представлены доказательства предъявления требований о включении расходов по реализации льгот при формировании бюджета Республики Хакасия на 2001 год, то во избежание нарушений бюджетного законодательства фактические расходы истца, превышающие размер утвержденных лимитов, должны учитываться по итогам финансового года и заявляться при утверждении бюджета Республики Хакасия на следующий год, представитель Минфина РХ указал также на то, что Департаменту социальной защиты населения не предоставлено право на изменение (увеличение) лимитов, в связи с чем он не вправе был принимать к оплате счета по суммам, которые превышают установленный лимит обязательств Минфина РХ.
    Департамент социальной защиты населения города Саяногорска (далее в тексте - ДСЗН) считает требования ОАО "Хакасэнерго" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
    В отзыве на иск и в ходе судебного разбирательства представитель ДСЗН указал на то, что в 1 квартале 2001 года финансирование льгот по Федеральному закону "О ветеранах" осуществлялось через городской финансовый отдел Администрации города Саяногорска. Из Горфо в ДСЗН поступило в указанный период времени 1481200 рублей. Из указанной суммы ОАО "Хакасэнерго" было выделено 40832 рубля 95 копеек. Фактическая сумма предоставленных Обществом льгот составила 120603 рубля 80 копеек.
    В Законе Республики Хакасия от 7 марта 2001 года N 3 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" было предусмотрено выделение средств из республиканского бюджета на реализацию Закона "О ветеранах", поэтому требования истца, по мнению третьего лица, следует удовлетворить за счет казны Республики Хакасия.
    Представители Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана пояснили в судебном заседании и указали в своем отзыве на иск, что финансовый отдел Администрации города Саяногорска денежные средства на оплату льгот по Федеральному закону "О ветеранах" получал от Министерства финансов Республики Хакасия только в 1 квартале 2001 года. Все полученные денежные средства - 1481200 рублей - были перечислены Департаменту социальной защиты населения города Саяногорска. В дальнейшем средства на реализацию федеральных законов о льготах поступали от Минфина РХ в Министерство труда РХ, а оттуда - Департаменту социальной защиты населения. Документы, подтверждающие доводы третьего лица, приобщены к материалам дела.
    Министерство труда и социального развития Республики Хакасия подтвердило пояснения Бюджетно-финансового управления о порядке финансирования льгот в 1 квартале 2001 года. В дальнейшем в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия N 88 от 17.04.2001 и заключенным с ДСЗН договором от 10.04.2001 в Управлении федерального казначейства был открыт лицевой счет Минтруда, и со второго квартала 2001 г. финансирование осуществлялось через Минтруда РХ. Свои обязательства по перечислению средств ДСЗН Министерство труда считает исполненными в том объеме, в котором поступило финансирование из Министерства финансов и экономики РХ.
    При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:
    15 января 2001 года Саяногорское межрайонное отделение Энергосбыта АО "Хакасэнерго" заключило с Департаментом социальной защиты населения города Саяногорска договор на оказание услуг по льготной оплате электроэнергии гражданами.
    Согласно договору в обязанности отделения входило предоставление населению льготы по оплате потребленной электроэнергии в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В обязанности Департамента вменялось ежемесячное предоставление Энергосбыту перечней категорий льготников и оплата выставленных им счетов.
    10 апреля 2001 года между Министерством труда и социального развития РХ и Департаментов социальной защиты населения города Саяногорска был заключен договор о совместной деятельности по реализации Порядка предоставления и расходования средств на исполнение Федеральных законов о льготах.
    В пункте 1.2 договора предусмотрено, что Минтруда РХ обязуется перечислять средства на реализацию льгот, в том числе на льготную оплату коммунальных услуг, в пределах лимитов бюджетных обязательств. На Департамент возложена обязанность по заключению договоров с предприятиями, предоставляющими льготы гражданам.
    17 апреля 2001 г. Правительством Республики Хакасия было принято Постановление N 88, которым был утвержден Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям.
    Согласно Порядку средства на оплату льгот Департамент должен получать от Минтруда РХ в пределах лимитов бюджетных обязательств.
    Во исполнение Постановления N 88 ОАО "Хакасэнерго" был направлен проект договора на оказание услуг по льготной оплате электроэнергии льготными категориями граждан. Однако договор подписан не был, и разногласия по нему не были урегулированы до конца 2001 года.
    Тем не менее, счета на оплату льгот ежемесячно направлялись в ДСЗН для оплаты: за январь 2001 года - счет N 1 от 19.02.2001 на сумму 40832 рубля 95 копеек, за февраль - счет N 4 от 28.02.2001 на сумму 40029 рублей 70 копеек, за март - счет N 9 от 28.03.2001 на сумму 45174 рубля 15 копеек, за апрель - счет N 13 от 14.05.2001 на сумму 45155 рублей 25 копеек, за май - счет N 15 от 05.06.2001 на сумму 45136 рублей 75 копеек, за июнь - счет N 18 от 05.07.2001 на сумму 47680 рублей 1 копейка, за июль - счет N 20 от 03.08.2001 на сумму 47581 рубль 14 копеек, за август - счет N 26 от 03.09.2001 на сумму 50204 рублей 14 копеек, за сентябрь - счет N 31 от 03.10.2001 на сумму 50117 рублей 44 копейки, за октябрь - счет N 32 от 05.11.2001 на сумму 50284 рубля 84 копейки, за ноябрь 2001 г. - счет N 33 от 04.12.2001 на сумму 50250 рублей 69 копеек, за декабрь 2001 г. - счет N 34 от 04.01.2002 на сумму 49972 рубля 24 копейки.
    Общая сумма, предъявленная к оплате, составила 562319 рублей 30 копеек, с учетом уплаченной ДСЗН суммы в размере 40832 рублей 95 копеек, сумма задолженности составила 521486 рублей 35 копеек.
    Не получив из бюджета возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в указанных суммах, ОАО "Хакасэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
    Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает иск ОАО "Хакасэнерго" удовлетворить частично по следующим основаниям:
    Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставляется социальная защита в виде системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
    Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы.
    Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    6 июля 2000 года Правительство Республики Хакасия приняло Постановление N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан".
    Названным Постановлением с 1 мая 2000 года для граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, установлены льготы согласно пункту 1, подпунктам 5 - 6, 9 - 10, 12 - 13, 16 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", в том числе по оплате жилья.
    На граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, распространено положение пункта 1 части 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 "О дополнительных мерах по социальной поддержке ветеранов боевых действий на территории других государств" в части предоставления 50% скидки в оплате коммунальных услуг (в том числе, электрической и тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, устанавливаемых органами местного самоуправления).
    Финансирование расходов по предоставлению льгот гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, предусмотрено осуществлять в порядке, определенном пунктом 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38.
    Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 финансирование расходов по предоставлению данных льгот осуществляется за счет средств, выделяемых в соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 71 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2000 год и отчете об исполнении бюджета за 1998 год" и нормативами отчислений финансовых ресурсов для муниципальных образований.
    28 августа 1996 г. Президиум Верховного Совета Республики Хакасия принял Постановление N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия", в пункте 4 которого указано на то, что действие статей 22, 24 Закона РФ "О ветеранах" распространяется на граждан, получивших звание "Ветеран труда Республики Хакасия", с 1 января 1997 года.
    Согласно указанным статьям Федерального закона "О ветеранах" лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются льготы, в том числе оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
    Пунктом 5 Постановления N 117-п установлено, что меры социальной защиты ветеранов труда Республики Хакасия следует осуществлять за счет бюджета Республики Хакасия.
    Как отмечалось выше, Постановлением N 88 от 17 апреля 2001 г. "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" Правительство Республики Хакасия утвердило Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям. Раздел 2 "Социальная политика" посвящен предоставлению и расходованию средств на исполнение Федеральных законов, в том числе Федерального закона от 19.05.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    Из указанного Постановления следует, что распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, средства зачисляются по уведомлениям Министерства финансов РХ для дальнейшего перечисления на лицевой счет учреждений социальной защиты, перечисление средств осуществляется в пределах выделенных лимитов.
    Из пояснений представителей сторон и представленных документов следует, что ОАО "Хакасэнерго" не заключило с Департаментом социальной защиты населения договор на 2001 год о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (теплоэнергии), поэтому такие затраты не были предусмотрены в выделенных и доведенных до ДСЗН лимитах бюджетных обязательств Министерства финансов и экономики Республики Хакасия.
    Вместе с тем, арбитражный суд полагает, что отношения, возникающие при возмещении из бюджета расходов по предоставлению социальных льгот, установленных федеральным законодательством, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок.
    Федеральный закон "О ветеранах", ссылки на который имеются в Постановлениях Правительства Республики Хакасия N 133 и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия N 117-п, не предусматривает обязанности по заключению договоров на возмещение расходов, понесенных предприятием при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.
    В ходе судебного разбирательства представитель Минфина РХ ссылался на несоблюдение истцом нормативов минимальных уровней потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц. Такие нормативы, дифференцированные по типу домов и квартир и состава семьи, были установлены Постановлением Правительства Республики Хакасия N 21 от 13.02.1998. В пункте 2 этого Постановления главам администраций городов и районов Республики Хакасия рекомендовано установить нормативы потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц.
    При рассмотрении дела выяснилось, что Администрация города Саяногорска не устанавливала таких нормативов. Поэтому арбитражный суд полагает, что ОАО "Хакасэнерго" вправе было применить нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия для региона в целом.
    Согласно решению Региональной энергетической комиссии от 21 июля 2000 г. с 1 августа 2000 года установлены следующие тарифы для потребителей, рассчитывающихся с ОАО "Хакасэнерго": на электрическую энергию для городского населения - 20,0 коп./кВт.ч., для населения, проживающего в сельской местности и домах, оборудованных электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент - 0,7 (14 коп./кВт.ч.) (с налогом на добавленную стоимость).
    Решением РЭК N 10 от 5 февраля 2001 года введены новые тарифы, соответственно, 26 и 18 коп./кВт.ч. (с налогом на добавленную стоимость).
    Решением РЭК N 15 от 9 июня 2001 года с 15 июня 2001 года установлены тарифы, соответственно, в размере - 29,0 коп./кВт.ч. и 20 коп./кВч (с налогом на добавленную стоимость).
    В переходные периоды, когда происходило изменение тарифов, истец использовал усредненные показатели тарифов.
    При рассмотрении дела арбитражный суд исследовал представленные истцом реестры льготников и установил, что не во всех случаях им соблюдались нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия. Кроме того, в ходе совместных (Минфином РХ, Минтруда РХ и ДСЗН) проверок достоверности представленных реестров установлены нарушения, которые можно сгруппировать по следующим признакам:
    - в реестрах указаны ФИО и номер удостоверения одного льготника, а льгота рассчитана на двух лиц,
    - в качестве льготника указано одно лицо, а удостоверение выдано другому,
    - вместо номеров удостоверений о праве на льготу указаны номера пенсионных удостоверений,
    - в реестрах указаны выбывшие и умершие граждане.
    Согласно представленным Министерством финансов РХ акту от 14 января 2004 года и своду неправомерно предоставленных льгот сумма убытков в размере 198691 рубля 59 копеек истцом не подтверждена.
    Истец согласился с доводами ответчика лишь в части суммы 151182 рублей 14 копеек.
    Перепроверив возражения истца, Министерство финансов РХ совместно с Департаментом и Министерством труда РХ пришли к выводу о том, что истцом необоснованно предъявлена к взысканию сумма убытков в размере 165684 рублей 30 копеек, в том числе: 30604 рубля 29 копеек - в связи с неверным применением тарифа, 39779 рублей 96 копеек - в связи с тем, что лица, указанные в реестрах, не имели права на льготу, 61323 рубля 76 копеек - предоставлено две льготы вместо одной (в реестрах указано ФИО одного льготника и номера двух удостоверений), 1126 рублей 30 копеек - льгота предоставлена два раза, 1449 рублей 65 копеек - льгота уже предоставлена по другим законам, 10519 рублей 82 копейки - льгота предоставлена умершим или выбывшим гражданам, 20880 рублей 52 копейки - в реестре отсутствуют реквизиты удостоверений, дающих право на льготу.
    С учетом установленных нарушений и непринятых вследствие этого расходов истец согласился с позицией ответчика об исключении из взыскиваемой суммы убытков в размере 165684 рублей 30 копеек.
    В итоге арбитражный суд констатирует наличие доказательств понесенных истцом расходов в сумме 355802 рублей 5 копеек, в том числе: по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 351737 рублей 52 копеек, по Постановлению Правительства РХ N 133 - в сумме 3817 рублей 3 копеек, по Постановлению Президиума Верховного Совета РХ N 117-п - в сумме 247 рублей 50 копеек.
    В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
    Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
    На основании приведенных выше обстоятельств арбитражный суд полагает удовлетворить требование ОАО "Хакасэнерго" о взыскании убытков, образовавшихся за 2001 год в связи с реализацией Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановления Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан", Постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28 августа 1996 N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия" - в общей сумме 355802 рублей 5 копеек за счет казны Республики Хакасия.
    Во взыскании остальной суммы иска следует отказать в связи с недоказанностью правомерности понесенных расходов от предоставления льгот.
    Ссылка ответчика на несоблюдение Департаментом установленных лимитов при приеме счетов от ответчика не может быть принята во внимание, так как установление таких лимитов для организаций, предоставляющих льготы, не соответствует Федеральному закону "О ветеранах", а также самой сути предоставляемых льгот. Истец не имеет законных оснований для отказа в предоставлении льготы гражданам и вместе с тем, в соответствии с гражданским законодательством, имеет право на возмещение расходов (убытков), связанных с исполнением обязанности, предусмотренной государством.
    Определение в бюджете Республики Хакасия сумм, предназначенных на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, должно производиться с учетом реальных потребностей граждан и опираться на данные Департамента и Минтруда РХ, регулярно представляемые в Минфин РХ.
    Что касается вопроса о неправомерности включения в сумму убытков налога на добавленную стоимость, то в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетом различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
    При исследовании представленных документов было установлено, что сумма НДС уже вошла в тарифную стоимость электроэнергии, установленную Региональной энергетической комиссией Республики Хакасия.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
    При обращении в арбитражный суд истец по платежному поручению N 413 от 19.12.2002 уплатил госпошлину в сумме 13691 рубля 74 копеек. По результатам рассмотрения дела госпошлина в сумме 3822 рублей 3 копеек относится на истца, в сумме 8207 рублей 70 копеек подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку в силу пункта 5 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" Министерство финансов РХ как финансовый орган освобождено от уплаты госпошлины. Излишне уплаченная госпошлина в размере 1662 рублей 1 копейки также подлежит возврату из федерального бюджета на основании пункта 1 части 4 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине".
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить частично.
    2.Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в пользу Открытого акционерного общества "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, убытки в сумме 355802 рублей 5 копеек, образовавшиеся за 2001 год в результате предоставления льгот, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 351737 рублей 52 копеек, по Постановлению Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан" - в сумме 3817 рублей 3 копеек, по Постановлению Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28 августа 1996 N 117-п "Об установлении звания "Ветеран труда Республики Хакасия" - в сумме 247 рублей 50 копеек.
    3.Во взыскании остальной суммы иска - отказать.
    4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
    5.Возвратить Открытому акционерному обществу "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 9869 рублей 71 копейки, уплаченную по платежному поручению N 413 от 19.12.2002, подлинник которого находится в деле. Выдать справку на возврат госпошлины.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Н.М.ЖУРБА