Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 17 марта 2009 года № А47-9454/2007

    (Извлечение)
    открытое акционерное общество "Илецксоль" (г. Соль-Илецк Оренбургской области) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области - Управление Роснедвижимости по Оренбургской области (г. Оренбург), выразившихся в отказе во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра в части изменения категорий земельных участков N 56:47:01 01 022:0011 и N 56:47:0:0064 и обязании Управления Роснедвижимости по Оренбургской области внести в документы государственного земельного кадастра сведения о принадлежности земельных участков N 56:47:01 01 022:0011 и N 56:47:0:0064 к категории земель промышленности (требования уточнены заявителем в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
    К участию в рассмотрении спора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, были привлечены Администрация Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк Соль-Илецкого района Оренбургской области (далее - Администрация города), Администрация Соль-Илецкого района Оренбургской области (далее - Администрация района), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Оренбургской области).
    Права и обязанности представителям лиц, участвующих в деле разъяснены.
    Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено, ходатайств не поступило.
    Ответчик и третьи лица, участвующие в деле, возражают по существу заявленных требований, считая, что действия государственного органа являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
    Заслушав доводы представителей сторон спора и третьих лиц, исследовав представленные ими в дело документы, суд установил следующее.
    5 сентября 2007 года, ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и ст. 19 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", заявитель направил ответчику заявление с просьбой о внесении изменений характеристик используемых им земельных участков, а именно просил внести в документы государственного земельного кадастра сведения об отнесении земельных участков N 56:47:01 01 022:0011 и N 56:47:0:0064 к категории земель промышленности.
    Письмом от 11 октября 2007 года за N 4-2385 Обществу было отказано в удовлетворении заявленного им требования по причине его безосновательности.
    Не согласившись с отказом в удовлетворении своего требования, ОАО "Илецксоль" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что документы государственного земельного кадастра содержат недостоверные сведения, данное обстоятельство, якобы, препятствует Обществу реализовать свои права, предоставленные статьей 36 Земельного кодекса РФ, так как при подготовке договоров купли-продажи земельных участков в них были включены недостоверные сведения, и в случае подписания договоров, содержащих недостоверные сведения, эти сведения будут внесены в документы, подтверждающие право собственности.
    Свои доводы заявитель основывает на следующем.
    В соответствии с Планом приватизации Соль-Илецкого соляного рудоуправления, правопреемником которого является ОАО "Илецксоль", промышленными объектами предприятия занята территория площадью 29,62 га. При этом решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2004 года по делу N А47-7893/2004 было установлено, что промышленными объектами занята площадь 29,62 га. Также заявитель указывает, что в соответствии с кадастровым планом от 22.05.2003 года, используемый им земельный участок имеет разрешенное использование - для ведения производственных нужд. Ссылаясь на то, что земельный участок был предоставлен ему для осуществления производственной деятельности, заявитель относит его к землям промышленности, учитывая, что документы о переводе используемых им земель в категорию земель поселений, отсутствуют.
    Кроме того, заявитель ссылается на судебные акты по делу N А47-6997/2005, которыми, якобы, определено, что черта города Соль-Илецка не устанавливалась и, соответственно, законные основания для отнесения этих земельных участков к категории земель поселений отсутствуют.
    Суд считает, что заявленные ОАО "Илецксоль" требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
    Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено семь категорий земель, включающих в себя земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
    Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
    В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    При этом, законодательно установленным способом получения информации о земельных участках на территории Российской Федерации являются мероприятия по проведению землеустройства, которые включают в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования и охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Само землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или же по решению суда. В документы государственного земельного кадастра по результатам проведения землеустройства вносятся соответствующие сведения о земельных участках.
    При этом статья 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" прямо предусматривает, что для проведения государственного учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица, подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
    В свою очередь, Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 660, устанавливают, что вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов Российской Федерации, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа, которые в свою очередь делятся на кадастровые районы. Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района определяет, что заполнение форм Государственного реестра земель кадастрового района при выполнении учетных кадастровых записей осуществляется на основании и в соответствии с документами представленными заявителем, которые, в свою очередь, должны соответствовать требованиям ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
    Земельным кодексом РФ определен порядок использования земель поселений в соответствии с зонированием их территорий. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативно-правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования застройки).
    В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым; общественно-деловым; производственным (земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами, согласно градостроительным регламентам); инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
    Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются, в свою очередь, на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
    Учитывая то, что каждая категория земель подразделяется на зоны в соответствии с характером их использования, суд считает безосновательной ссылку ОАО "Илецксоль" на Решение N 98 исполкома Соль-Илецкого райсовета депутатов трудящихся от 09.02.1948 года, как документ, определяющий категорию земель, используемых в настоящее время Заявителем, поскольку в нем разрешенное использование значится как "для промышленного использования рудника" и "городские земли".
    Кроме того, Свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании землей N 127-П, выданное ОАО "Илецксоль" 06.09.1993 года, не содержит прямого указания на категорию предоставленных ему земель (имеется указание на разрешенное использование предоставленного участка - "для производственных нужд").
    Также безосновательным суд признает утверждение заявителя, касающееся того, что спорные земельные участки, якобы, не относятся к категории земель населенных пунктов, и данный факт подтвержден судебными актами по делу N А47-6997/2005 и проектом генерального плана г. Соль-Илецк, исходя из следующего.
    Выводы арбитражного суда по делу N А47-6997/2005 о возможности отнесения земельных участков ОАО "Илецксоль" к землям промышленности, изложены в мотивировочной части решения по налоговому спору в совокупности с другими обстоятельствами и доказательствами по делу. При этом, указанный вопрос не являлся предметом судебного разбирательства и не рассматривался судом по существу, в связи с чем, вышеизложенная позиция суда не может иметь преюдициального значения при рассмотрении по существу настоящего дела.
    Ссылка заявителя на проект генерального плана как на документ, подтверждающий расположение земельных участков за чертой города Соль-Илецка, также признается судом безосновательной, поскольку генеральный план не утвержден в установленном законодательством Российской Федерации порядке и, соответственно, не может иметь юридической силы.
    Несостоятельность правовой позиции заявителя, по мнению суда, подтверждается также документами, представленными в дело Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области. В частности, кадастровый план N 47/03-01-73 от 22.05.2003 г. (копия плана приобщена в дело) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:47:0:002 (единое землепользование, местоположение: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Советская, д. 1, площадь 1848100 кв. м, разрешенное использование: для ведения производственных нужд, право бессрочного пользования (Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей N 127-П от 06.09.1993 г.)).
    Запись о земельном участке с кадастровым номером 56:47:0:002 была ликвидирована в государственном земельном кадастре 09.01.2005 года на основании Решения Арбитражного суда Оренбургской области от 26.11.2004 года по делу N А47-7893/2004, в связи с признанием недействительным свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования землей N 127-П от 06.09.1993 года (копии свидетельства и решения арбитражного суда приобщены в дело).
    Категория земельного участка с кадастровым номером 56:47:0:002 не была указана в кадастровом плане N 47/03-01-73 от 22.05.2003 г. в связи с отсутствием соответствующих сведений в Государственном земельном кадастре. Кроме того, представитель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области пояснил, что после снятия с учета земельного участка с кадастровым номером 56:47:0:002, земельные участки с кадастровыми номерами 56:47:01 01 022:0011, 56:47:01 01 060:0022, 56:47:01 01 060:0023, 56:47:01 01 060:0024, 56:47:01 01 060:0025, 56:47:0:0064 были поставлены на кадастровый учет как вновь образованные. Сведения о категории указанных участков (земли населенных пунктов) были внесены в Единый государственный реестр земель на основании Распоряжений администрации Соль-Илецкого района от 29.04.2005 г. N 386 и от 01.11.2006 г. N 1097р (копии Распоряжений приобщены в дело).
    При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 16 ранее действующего Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", кадастровый план представляет собой карту-план, на котором в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. Кроме того, кадастровый план земельного участка является выпиской из государственного земельного кадастра, содержащей актуальные на момент запроса сведения о земельном участке.
    Что касается довода ОАО "Илецксоль" относительно того, что Управлением Роснедвижимости по Оренбургской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области при постановке на учет спорных земельных участков, используемых заявителем в производственных целях, из-за поверхностной проверки была неверно указана категория этих земельных участков (земли населенных пунктов, а не земли промышленности), то судом он не принимается, исходя из следующего.
    Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. При этом, в соответствии с Письмом Росземкадастра от 11.04.2003 г. N СС/272 "О проверке документов, представляемых для государственного кадастрового учета земельных участков", в компетенцию органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков, при проведении государственного кадастрового учета, входит проверка документов по их форме и содержанию. При этом, проверка указанных документов на соответствие требованиям законодательства в части проверки их формы (письменной) и содержания (наличие сведений, необходимых для проведения кадастрового учета) проводится только в пределах компетенции Росземкадастра в области ведения государственного земельного кадастра. Юридическую же экспертизу, согласно Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляет Управление Федеральной регистрационной службы. Учитывая то, что по сведениям Государственного кадастра недвижимости, права на земельные участки с кадастровыми номерами 56:47:01 01 060:0023, 56:47:01 01 060:0024, 56:47:01 01 060:0025 зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Свидетельства о государственной регистрации права N 625945, N 625944, N 625943 от 04.09.2008 г.), следует признать факт проведения регистрирующим органом экспертизы правоустанавливающих документов на вышеперечисленные земельные участки (в том числе, в части сведений о категории земельных участков).
    Кроме того, суд считает, что заявителем не учтено следующее. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если категория земель указана не в документах государственного земельного кадастра, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений, в соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
    В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу Федерального закона N 172-ФЗ, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
    В случае же если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.
    Между тем, в ходе судебного разбирательства заявителем не представлено в дело документов на земельные участки, в которых бы прямо была установлена категория земель промышленности, напротив, из представленных им документов следует, что земельные участки, используемые ОАО "Илецксоль", расположены на землях населенного пункта.
    Кроме того, суд считает юридически несостоятельной правовую позицию заявителя, основанную на том, что суд должен в рамках рассматриваемого спора признать недействительными ненормативные правовые акты (Распоряжения Администрации Соль-Илецкого района N 1097-р от 01.11.2006 года и N 386-р от 29.04.2005 года, которыми спорным земельным участкам присвоена категория "земли населенных пунктов"), и, соответственно, удовлетворить его требования, учитывая то, что вышеуказанные Распоряжения Администрации Соль-Илецкого района в установленном порядке не оспорены, не отменены и не изменены, и, следовательно, являются действующими и подлежат обязательному исполнению, а также не могут подлежать оценке в порядке административного судопроизводства, учитывая, что предметом рассматриваемого спора является незаконность действий Управления Роснедвижимости по Оренбургской области, выразившихся в отказе внести в документы государственного земельного кадастра сведения о принадлежности земельных участков N 56:47:01 01 022:0011 и N 56:47:0: 0064 к категории земель промышленности.
    При таких обстоятельствах, суд считает, что основания для удовлетворения требований, заявленных Открытым акционерным обществом "Илецксоль", отсутствуют.
    Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей относятся на заявителя, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    в удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом "Илецксоль" (г. Соль-Илецк Оренбургской области) требований отказать.
    Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
    Судья
    А.Ю.КАРЕВ