Решение от 26 октября 2005 года № А47-1986/2005-АК-25
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 26 октября 2005 года № А47-1986/2005-АК-25
от 26 октября 2005 г. Дело N А47-1986/2005-АК-25
Решение изготовлено 26 октября 2005 г.
Заявитель обратился в суд с заявлением к ответчику об обязании зарегистрировать право федеральной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, передаваемые от Тоцкой КЭЧ района в собственность муниципального образования "Город Бузулук Оренбургской области". Ответчик иск не признал в связи с преюдициальностью решения по делу А47-17626/04-АК-25. Решением от 15.04.2005 N А47-17626/2004-АК-25 по заявлению КЭЧ о признании незаконным отказа в принятии в муниципальную собственность имущества требования истца удовлетворены в полном объеме. Бездействие администрации, выразившееся в виде уклонения от принятия в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерных сетей, указанных в приложении к распоряжению Минимущества РФ от 17.12.2002 "О передаче в муниципальную собственность г. Бузулука объектов коммунально-бытового назначения МО РФ" признано незаконным. Суд обязал ответчика принять указанные объекты в муниципальную собственность без дополнительных условий в виде регистрации.
Права и обязанности сторонам разъяснены в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ходатайств, отводов составу суда не заявлено.
Как следует из материалов дела, по предложению городского Совета депутатов г. Бузулука и Минимущества РФ, согласованного с Минобороны РФ и Администрацией Оренбургской области распоряжением Правительства РФ N 1673-р от 28.11.2002 принято решение о передаче в муниципальную собственность г. Бузулука находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Тоцкой КЭЧ КЭУ ПУРВО, согласно приложению.
Указанным распоряжением Минимуществу РФ совместно с Минобороны РФ и органами местного самоуправления г. Бузулука поручено обеспечить в установленном порядке передачу указанных в приложении объектов в муниципальную собственность.
Во исполнение распоряжения Правительства РФ Минимущество РФ распоряжением от 17.12.2002 N 4325-р поручило Комитету по управлению государственным имуществом Оренбургской области совместно с Минобороны РФ и органами местного самоуправления г. Бузулука в установленном порядке оформить передачу в муниципальную собственность г. Бузулука объектов коммунально-бытового назначения Тоцкой КЭЧ, расположенных в г. Бузулуке, до 15.04.2003.
Приложением к указанному распоряжению утвержден перечень передаваемых объектов.
На момент обращения администрации в суд за защитой нарушенного права ею фактически приняты в муниципальную собственность жилой фонд и инженерные сети.
Так, 27.05.2003 между заявителем и ответчиком подписано соглашение о передаче в муниципальную собственность г. Бузулука жилищного фонда и объектов коммунально-бытового назначения, в которое 20.11.2003 были внесены изменения.
Далее, 05.06.2003 этими же лицами было подписано соглашение о передаче в государственную собственность г. Бузулука инженерных сетей.
Главой г. Бузулука 21.11.2003 был утвержден Акт приема-передачи в муниципальную собственность г. Бузулука от Тоцкой КЭЧ жилого фонда, в связи с чем между Тоцкой КЭЧ и государственным унитарным предприятием электрических сетей подписан акт приема-передачи в государственную собственность г. Бузулука электрических сетей.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что муниципальный орган произвел ряд действий, направленных на прием жилого фонда в свою собственность, в частности, подписал ряд передаточных актов, то есть, совершил сделки, не противоречащие закону.
Кроме того, постановления, распоряжения и иные акты федеральных органов государственной власти обязательны для исполнения муниципальными органами исполнительной власти.
Следовательно, муниципальный орган обоснованно принял в муниципальную собственность жилой фонд, переданный ему на основании постановления Правительства РФ, совместных постановлений Минимущества РФ и Минобороны РФ. После принятия имущества в муниципальную собственность заявитель не вправе требовать регистрации этого имущества на праве федеральной собственности, поскольку оно уже не числится в реестре федеральной собственности.
Заявитель мотивирует свои действия тем, что не в состоянии зарегистрировать право муниципальной собственности до того, как ответчиком не будет зарегистрировано первоначально возникшее право федеральной собственности на передаваемые объекты.
Однако, заявитель не обращался в Управление Федеральной регистрационной службы за регистрацией права муниципальной собственности, препятствий для такой регистрации в суд не представил.
Довод заявителя о невозможности зарегистрировать право муниципальной собственности до того, как не будет зарегистрировано право федеральной собственности на передаваемое имущество отклоняется.
Согласно пунктам 1, 5 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, поскольку право федеральной собственности Российской Федерации возникло до введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрации такого права не требуется.
Следовательно, довод заявителя о том, что для регистрации права муниципальной собственности необходима регистрация права федеральной собственности, судом отклоняется в связи с неправильным толкованием заявителем норм материального права.
Указанные обстоятельства дела были также предметом рассмотрения по делу А47-17626/04-АК-25. Решение от 15.04.2005 имеет преюдициальное значение для данного дела, вступило в законную силу. Поэтому, не требует дополнительного доказывания обоснованность и правомерность принятия администрацией в муниципальную собственность жилого фонда и инженерных сетей от КЭЧ Тоцкого района без регистрации права федеральной собственности в Управлении Федеральной Регистрационной службы по Оренбургской области.
Кроме того, регистрировать имущество на праве федеральной собственности вправе только полномочный представитель собственника, которым КЭЧ Тоцкого района не является. Спорное имущество принадлежало ответчику на праве оперативного управления, а не на праве федеральной собственности. Заявителем не представлен нормативный акт, на основании которого можно обязать ответчика зарегистрировать имущество на праве федеральной собственности за собой или за Теруправлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом - представителем собственника.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель не доказал, что имеется неисполненная обязанность ответчика по регистрации жилого фонда и инженерных сетей на праве федеральной собственности, предусмотренная законодательными актами.
Требования заявителя отклоняются.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы, однако взысканию не подлежат в силу статей 333.35, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Требования заявителя отклонить. 2.Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть подана в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.