-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 26 марта 2008 года № А47-637/2008АК-104

    (Извлечение)
    межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее по тексту - регистрирующий орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением N 04-24/7913 от 30.01.2008 г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее по тексту - ответчик) с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Антей" (далее по тексту - ООО "Антей") о признании недействительным вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области решения N 19516А от 09.01.2008 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Антей".
    В соответствии со ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, который считается надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения согласно положениям ч. 2 ст. 123 АПК РФ.
    Процессуальные права и обязанности разъяснены в порядке, установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
    Отводов судье, секретарю судебного заседания, ведущему протокол судебного заседания, и ходатайств не заявлено.
    Изучив материалы дела, суд установил следующее, регистрирующим органом 09.01.2008 г. принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Антей" N 19516А и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 2085658008533. Согласно представленных для государственной регистрации документов изменяется адрес общества с 460000, г. Оренбург, улица Деповская, дом 70 на адрес: 460018, г. Оренбург, улица Плеханова, дом 57.
    В ходе проведения инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга осмотра помещения, находящегося по адресу: 460018, г. Оренбург, улица Плеханова, дом 57, установлено, что по данному адресу расположен частный жилой дом.
    Указанные обстоятельства, по мнению регистрирующего органа, свидетельствуют о представлении заявления по форме N Р 13001, содержащего заведомо ложные сведения о месте нахождении юридического лица.
    Учитывая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица нарушает права и законные интересы собственника помещения, расположенного по адресу, указанному в заявлении по форме N Р 13001, в Уставе ООО "Антей", решении учредителя от 05.12.2007 г., а также права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации как субъекта экономической деятельности, регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области решения N 19516А от 09.01.2008 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Антей".
    В судебном заседании представитель заявителя настаивает на требованиях в полном объеме, поясняя, что согласно ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган имеет право предъявлять в суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
    Представитель ответчика заявленные требования признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
    Суд, изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, считает, что в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения регистрирующего органа, следует отказать по следующим основаниям.
    Право налоговых органов предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрено абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 27.07.2006 г.) "О налоговых органах Российской Федерации".
    Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренных АПК РФ, с особенностями, усыновленными в главе 24 названного Кодекса.
    Часть 2 ст. 198 АПК РФ устанавливает право государственных органов, иных органов обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, иных органов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
    Из смысла ч. 4 ст. 200 АПК РФ следует, что арбитражный суд, при рассмотрении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, осуществляет проверку оспариваемого решения и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
    В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли данный ненормативный акт, решение.
    Из анализа вышеуказанных норм права следует, что решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом. Возможность оспаривания государственным органом в судебном порядке своего собственного решения, а также участие в деле регистрирующего органа в качестве заявителя и ответчика, нормами действующего законодательства не предусмотрено.
    Регистрирующий орган, осуществив государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не вправе впоследствии обращаться в арбитражный суд с заявлением к самому себе о признании недействительным вынесенного решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
    Кроме того, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
    Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества.
    Пакет документов, перечисленных в ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган обществом представлен, что подтверждено материалами дела.
    К заявлению о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001, обществом приложено решение единственного участника общества от 05.12.2007 г., об изменении места нахождения общества на: Российская Федерация, 460018, г. Оренбург, ул. Плеханова, 57.
    Решением N 19516А от 09.01.2008 г. регистрирующий орган зарегистрировал изменения, вносимые в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Антей".
    Исходя из пп. "а" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007 г.) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обязанность указания достоверной информации возложена на заявителя, при этом регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица.
    На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
    решил 1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области о признании недействительным вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области решения N 19516А от 09.01.2008 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Антей", отказать.
    Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционной суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.