-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 28 октября 2004 года № А74-3271/2004-К2

    от 28 октября 2004 г. Дело N А74-3271/2004-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 01.10.2004
    Мотивированное решение изготовлено 28.10.2004
    Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Хабибулиной Ю.В.,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
    открытого акционерного общества "Автовокзал", город Абакан,
    к Административной комиссии муниципального образования Ширинский район, поселок Шира,
    о признании незаконным и отмене Постановления N 7 от 19 июля 2004 года о привлечении к административной ответственности.
    В судебном заседании принимали участие:
    от заявителя: представитель Конопелько Е.А. (доверенность от 01.10.2004 N 373);
    от Административной комиссии: представитель Уварова Р.А. (доверенность от 15.08.2004 N 04).
    Открытое акционерное общество "Автовокзал" (далее - ОАО "Автовокзал") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Постановления Административной комиссии муниципального образования Ширинский район (далее - Административная комиссия) о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей на основании статьи 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
    Представитель ОАО "Автовокзал" в судебном заседании поддержал заявленные требования. Заявителем осуществлялась деятельность по организации перевозок и предоставлению населению услуг по перевозке, в силу статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации проданные заявителем билеты являлись документом, подтверждающим заключение договора перевозки. Таким образом, деятельность ОАО "Автовокзал" по реализации билетов не являлась розничной торговлей, разрешения и оформления документов на право торговли не требовалось, нарушений статьи 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" со стороны заявителя не имелось.
    Представитель ОАО "Автовокзал" также полагает, что Административной комиссией допущены процессуальные нарушения. Административное расследование проведено в отношении не того лица, которое привлечено к административной ответственности, протокол, постановление об административном правонарушении составлены с нарушением требований статьи 27 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях", в нарушении статьи 24 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" заявитель не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, лишен возможности заявить об отсутствии вины во вменяемом ему правонарушении, в установленные сроки заявителю не было направлено постановление по делу об административном правонарушении.
    Представитель Административной комиссии не согласился с доводами, изложенными заявителем. Статьями 26 - 27 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено, что для обслуживания пассажиров в пригородных и междугородных сообщениях предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования, в зависимости от объема и характера перевозок, должны иметь автовокзалы (автостанции) и автопавильоны, в которых в свою очередь должны иметься билетные кассы. ОАО "Автовокзал" в поселке Жемчужный не имеет специально оборудованного помещения для продажи билетов, а осуществляет продажу билетов через передвижную кассу, расположенную в автомобиле, осуществляющем перевозку пассажиров, чем нарушает права пассажира по договору перевозки, которым приобретается билет в силу договора розничной купли-продажи. Данное нарушением явилось основанием для составления протокола и привлечения к административной ответственности. Протокол и оспариваемое постановление составлены в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
    Представителем ОАО "Автовокзал" в судебном заседании представлено заявление о возмещении судебных издержек, связанных с оплатой услуг лиц, оказывающих юридическую помощь, в сумме 1000 рублей.
    Представитель Административной комиссии с заявлением не согласен.
    Пояснения представителей лиц, участвующих в деле, представленные доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
    9 июля 2004 года участковым уполномоченным милиционером Ширинского РОВД капитаном милиции Томаковским В.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении гражданки Конопелько Юлии Владимировны, 27.02.1972 года рождения, уроженки города Черногорска Красноярского края, проживающей в городе Абакане по улице Крылова, 45 - 15, по факту осуществления ею реализации в поселке Жемчужный по улице Аптечной возле административного здания ЗАО "Курорт озеро Шира" билетов на пассажирский автотранспорт из автомобиля "Соболь" в не отведенном для торговли месте.
    В протоколе об административном правонарушении гражданка Конопелько Ю.В. указала, что реализация билетов на междугородние рейсы осуществляется ею согласно командировки от ОАО "Автовокзал".
    Гражданке Конопелько Ю.В. по адресу ее проживания направлена повестка, согласно которой она уведомлялась о необходимости прибыть в Административную комиссию Администрации поселка Шира 19 июля 2004 года.
    19 июля 2004 года административной комиссией муниципального образования Ширинский район вынесено Постановление N 7 о привлечении ОАО "Автовокзал" к административной ответственности, предусмотренной статьей 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 20000 рублей.
    Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд полагает, что постановление о привлечении ОАО "Автовокзал" к административной ответственности подлежит отмене в связи со следующими обстоятельствами.
    Статьей 40 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2004 года N 17 "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение порядка размещения объектов мелкорозничной торговли.
    Пунктом 4 части 2 статьи 21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, в том числе административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
    Статьей 6 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2004 года N 17 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон) установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются, в том числе, административными комиссиями муниципальных образований в Республике Хакасия.
    В силу статьи 8 Закона Административные комиссии муниципальных образований в Республике Хакасия наделены полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 40 Закона.
    С учетом изложенных обстоятельств арбитражный суд пришел к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено Административной комиссией в пределах предоставленных названным выше Законом.
    Согласно статье 11 Закона полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 40 Закона, наделены уполномоченные должностные лица органов внутренних дел (милиции).
    Вследствие этого арбитражный суд полагает, что протокол об административном нарушении, предусмотренном статьей 40 Закона, составлен должностным лицом органов внутренних дел (милиции) в отношении заявителя в соответствии с требованиями статьи 11 Закона.
    Согласно статье 25.1 Кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
    Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела.
    Доказательства, подтверждающего надлежащее извещение ОАО "Автовокзал" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
    В силу статей 53, 182 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязательства через свои органы, действующие в соответствии с Законами, иными правовыми актами и учредительными документами. В предусмотренных Законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
    Непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого действия, совершаемые одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, указании Закона либо акта уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
    Кассир Конопелько Ю.В. не является представителем органа юридического лица, ОАО "Автовокзал", не наделена полномочиями представлять его интересы.
    Вместе с тем протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом органов внутренних дел (милиции) с участием данного физического лица, которое указано в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому также направлена повестка о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
    Положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и порядок составления протокола об административном правонарушении гарантируют правовую защиту названных лиц.
    Таким образом, протокол от 9 июля 2004 года не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего совершение ОАО "Автовокзал" административного правонарушения.
    Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
    Поскольку административным органом не представлено доказательств, подтверждающих совершение заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 40 Закона, арбитражный суд пришел к выводу, что в силу пункта 2 статьи 24.5 Кодекса производство по делу в отношении ОАО "Автовокзал" не могло быть начато, а начатое подлежало прекращению.
    По результатам рассмотрения дела арбитражный суд полагает удовлетворить заявление ОАО "Автовокзал", признать незаконным и отменить полностью Постановление Административной комиссии муниципального образования Ширинский район N 7 от 19 июля 2004 года о привлечении к административной ответственности на основании статьи 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
    Заявление ОАО "Автовокзал" о возмещении судебных издержек, связанных с оплатой услуг лиц, оказывающих юридическую помощь, в сумме 1000 рублей, арбитражный суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
    В обоснование понесенных судебных издержек заявитель представил договор N 20 от 27 июля 2004 года, заключенный с ООО "Центр правовой экспертизы" об оказании юридических услуг, квитанцию N 571021 на оплату юридических услуг по счет-фактуре N 24 от 27.07.2004 на сумму 1000 рублей.
    В договоре об оказании юридических услуг N 20 от 27.07.2004 стороны установили, что предметом данного договора является оказание юридических услуг в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а именно: составление и подача в Арбитражный суд Республики Хакасия заявления об оспаривании решения Административной комиссии муниципального образования Ширинский район по привлечению к административной комиссии (п. 2.2.1), а также дача консультаций, заключений, справок по правовым вопросам, возникающим в ходе исполнения обязанностей, указанных в пункте 2.2.1 (пункт 2.2.2). Перечень обязанностей, указанный в пункте 2.2 договора, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит (п. 2.3).
    В заявлении о возмещении судебных расходов заявитель просит возместить судебные издержки, связанные с представлением ООО "Центр правовой экспертизы" в лице Коровниковой Н.Г. интересов ОАО "Автовокзал" в судебном заседании в арбитражном суде Республики Хакасия.
    Доказательств оказания ООО "Центр правовой экспертизы" юридических услуг в виде представления интересов ОАО "Автовокзал" в судебном заседании в Арбитражный суд Республики Хакасия не представлено, согласно доверенности от 27 июля 2004 года ОАО "Автовокзал" доверило юристу Коровниковой Н.Г. представлять его интересы в арбитражном суде.
    В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
    ОАО "Автовокзал" при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, частью 2 статьи 176, статьями 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  1. 1. Удовлетворить заявление Открытого акционерного общества "Автовокзал", город Абакан, к Административной комиссии муниципального образования Ширинский район, поселок Шира, об оспаривании Постановления от 19 июля 2004 года N 7 о привлечении к административной ответственности на основании статьи 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
  2. Признать незаконным и отменить полностью Постановление Административной комиссии муниципального образования Ширинский район, поселок Шира, от 19 июля 2004 года N 7 о привлечении открытого акционерного общества "Автовокзал", город Абакан, к административной ответственности на основании статьи 40 Закона Республики Хакасия "Об административных правонарушениях".
    2.В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" возвратить открытому акционерному обществу "Автовокзал", город Абакан, из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по квитанции ООО "Хакасский муниципальный банк" от 27.07.2004, подлинник которой возвратить заявителю.
    3.В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Автовокзал" о возмещении судебных издержек, связанных с оплатой услуг лиц, оказывающих юридическую помощь, в сумме 1000 рублей отказать.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА