-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 26 февраля 2004 года № А74-222/04-К1
26 февраля 2004 года Дело N А74-222/04-К1
Резолютивная часть решения объявлена 25.02.2004,
Решение изготовлено в полном объеме 26.02.2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Мельник Л.И. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Абазы, г. Абаза,
к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, о признании недействительным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 18.12.2003.
В заседании участвовали:
от заявителя: представитель Шахматова А.А. по дов. от 08.01.2004,
от Учреждения: Шишлянникова А.Н. по дов. от 19.01.2004.
Администрация города Абазы, г. Абаза обратилась в арбитражный суд к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан (далее Учреждение юстиции) с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 18.12.2003.
В обоснование своего заявления Администрация города Абазы указала, что регистратор указал в качестве оснований к отказу в регистрации перехода права собственности на здание Абазинского ГОМ от Администрации г. Абазы к гражданину Труфанову А.М. отсутствие документов на отчуждение Труфанову А.М. земельного участка, занимаемого отчуждаемым недвижимым имуществом.
В судебном заседании заявитель полностью поддержал доводы своего заявления.
Кроме того указал, что Учреждение юстиции произвело регистрацию перехода права собственности при наличии аналогичных документов и в аналогичной ситуации в отношении нежилого помещения по адресу: г. Абаза, ул. Лазо, дом 3, помещение 2Н, общей площадью 209,3 кв. м.
Ответчик - Учреждение юстиции считает доводы заявления не обоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исследовав доводы представителей лиц, участвующих в деле и представленные доказательства, арбитражный суд
28 августа 2003 года Администрация города Абазы и Труфанов А.М. обратились обратилась в Таштыпский филиал Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на здание Абазинского ГОМ, расположенного в городе Абаза, ул. Вокзальная, 3, литера АА1, к Труфанову А.М.
В соответствии со ст. ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" 122-ФЗ от 21.07.1997 определен перечень документов, представляемых на регистрацию документов.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции по регистрации прав.
Вместе с заявлением на государственную регистрацию перехода права собственности на здание Абазинского ГОМ представлены договор купли-продажи здания Абазинского ГОМ от 19.08.2003, Постановления Администрации города Абаза N 162, 163, 271 Положение о приватизации имущества, протокол аукциона, извещение о проведении торгов.
В силу ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при возникновении у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав в течение месяца он обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений. Регистратор обязан немедленно известить об этом заявителя, который вправе представить дополнительные доказательства наличия у него оснований для государственной регистрации.
18 сентября 2003 года принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на 1 месяц в связи с наличием разночтений в документах, представленных на государственную регистрацию, по определению предмета договора купли-продажи.
23 октября 2003 года удовлетворено ходатайство Труфанова А.М. о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности сроком до трех месяцев в связи с необходимостью дополнительного оформления документов. Дополнительно 08.12.2003 представлен договор аренды земельного участка.
Отказывая в государственной регистрации перехода права собственности, государственный регистратор указал в качестве основания к отказу отсутствие документов на отчуждение Труфанову А.М. земельного участка, занимаемого отчуждаемым недвижимым имуществом, что противоречит п. 7 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и п. 1 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции учреждений юстиции по государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных или ранее заявленных прав.
Изучение документов проводится на предмет их подлинности и достоверности, на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент и в месте их издания.
В соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложены специальные государственные полномочия - полномочия органа бесспорной юрисдикции, решение которого порождает возникновение, изменение или прекращение тех или иных прав по отношению к недвижимому имуществу.
Как следует из представленных на государственную регистрацию перехода права собственности на здание Абазинского ГОМ, расположенного по адресу: г. Абаза, ул. Вокзальная, 3, продажа названного здания произведена в порядке, установленном ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В пользу названного довода свидетельствуют:
- Постановление Администрация г. Абаза от 25 марта 2003 года N 162, которым в соответствии с ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Положением о приватизации объектов муниципальной собственности в городе Абазе, Положением об организации продажи муниципального имущества на аукционе в городе Абазе, принято решение создать комиссию по проведению аукциона по продаже здания Абазинского ГОМ,
- Постановление Администрации города Абаза от 25 марта 2003 года N 163 об утверждении положения "О проведении аукциона по продаже здания Абазинского ГОМ",
- протокол N 1 об итогах аукциона по продаже здания Абазинского ГОМ, в соответствии с которым аукцион признан несостоявшимся,
- Постановление Администрации города Абаза от 12 мая 2003 года N 271 о продаже здания Абазинского ГОМ посредством публичного предложения.
В соответствии со ст. ст. 1, 13 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", под приватизацией понимается отчуждение имущества в собственность физических или юридических лиц, способами установленными законом, в том числе и путем продажи государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения.
Статьей 28 названного Закона определено, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в силу прямого указания ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждение самостоятельных объектов недвижимости осуществляется одновременно с отчуждением земельного участка.
Передача земельного участка в аренду, в соответствии со ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусмотрена лишь при приватизации частей зданий, строений, сооружений.
Предметом договора купли-продажи является самостоятельный объект недвижимости - здание Абазинского ГОМ, что в силу требований ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" требует одновременной передачи в собственность и земельного участка, на котором расположен самостоятельный объект недвижимости.
Принимая во внимание, что у Учреждения юстиции при оценке представленных на регистрацию документов возникли обоснованные сомнения в их соответствии действующему законодательству, арбитражный суд полагает решение Учреждения юстиции об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество от 18 декабря 2003 года N 323 законным.
Довод Администрации города Абаза о том, что Учреждение юстиции произвело регистрацию перехода права собственности при наличными аналогичных документов и в аналогичной ситуации в отношении нежилого помещения по адресу: г. Абаза, ул. Лазо, дом 3, помещение 2Н, общей площадью 209,3 кв. м, арбитражный суд находит несостоятельным, поскольку в названной ситуации предметом договора купли-продажи была часть здания, а не самостоятельный объект недвижимости, что предполагает возможность при его приватизации передать земельный участок собственнику в аренду.
Ссылку Администрации города Абаза на абз. 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ арбитражный суд находит несостоятельной, поскольку названная норма закона лишь закрепляет исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды для лиц, являющихся собственниками зданий или сооружений, то есть для лиц, право собственности которых на объекты недвижимого имущества уже возникли до введения в действие Земельного кодекса РФ.
Государственная пошлина по заявлению составляет 1000 руб. 00 коп., которая в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отнесению на истца.
Поскольку Администрация города Абаза в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по делу не взыскивается.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.В удовлетворении заявления Администрации города Абаза о признании недействительным решения Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия, г. Абакан, об отказе в государственной регистрации права от 18 декабря 2003 года N 323 отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Л.И.МЕЛЬНИК