Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)

Решение от 12 июля 2007 года № А47-2611/2007-АК-22

    Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт", г. Оренбург, обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга, о признании недействительным решения налогового органа от 09.11.2006, N 03-39/1-27421.
    Заявитель уточнил заявленные требования, он просит суд признать недействительным решения налогового органа от 09.11.2006, N 03-39/1-27421 в части: суммы налоговых санкций в размере 87558 рублей; суммы пени за несвоевременную уплату налога в срок, установленный в требовании об уплате налоговой санкции, в размере 34386,31 рублей.
    Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
    При разрешении спора в открытом судебном заседании установлено следующее.
    Инспекцией ФНС России по г. Орску Оренбургской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2006 г., представленной в налоговый орган ООО "Эко-Стандарт".
    Проверкой установлено: несвоевременное представление обществом налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2006 г.; неуплата налога на прибыль за первое полугодие 2006 г. в размере 877575 рублей, в результате неправомерных действий налогоплательщика.
    По окончанию проверки налоговым органом принято решение от 09.11.2006 N 03-39/1-27421 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", которым общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ виде штрафа в сумме 87758 рублей (с учетом отягчающих обстоятельств размер штрафа увеличен на 100 %), доначислен налог на прибыль в сумме 877575 рублей и пени в сумме 34386,31 рублей.
    Заявитель просит суд признать данное решение частично недействительным (с учетом уточнений), как не соответствующее действующему законодательству в оспариваемой части и нарушающее права и законные интересы общества.
    Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
    В статье 246 Налогового кодекса РФ указано, что налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
    Согласно статье 284 Налогового кодекса РФ налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 24 процентов, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
    Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 202-О указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству и полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, в виде уплаты пеней, как дополнительного платежа, компенсирующего потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
    Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Эко-Стандарт" 25.12.2006 представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за первое полугодие 2006 г. и на требование налогового органа о представлении документов, представлены документы подтверждающие правильность расчета суммы налога на прибыль за данный период, в том числе договора с контрагентами, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 08, 01, 10, 51, 50, 62, 71, 76, 41, 19; книги покупок, продаж счета-фактуры, вошедшие в книгу покупок и книгу продаж, акты взаимозачетов.
    По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2006 г. налоговым органом с лицевого счета ООО "Эко-Стандарт" сторнированы суммы доначисленного налога на прибыль в сумме 877557 рублей.
    Таким образом, налоговый орган подтвердил, что у ООО "Эко-Стандарт" не возникла задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль за 1 полугодие 2006 г.
    Исходя из изложенного, суд считает, поскольку недоимки по налогу на прибыль за упомянутый период не возникло и ущерб бюджету не был причинен, у Инспекции отсутствовали правовые основания для начисления спорной суммы пени.
    Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики должны представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    В силу статьи 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Декларация (расчет) по установленной форме представляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика, и налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
    Согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса РФ плательщики налога на прибыль (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
    Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение менее 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации является основанием для применения ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
    Исходя из смысла и содержания приведенной нормы следует, что размер санкции зависит от суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за конкретный налоговый период.
    Факты несвоевременного представления декларации ООО "Эко-Стандарт" не оспаривается заявителем.
    Однако, учитывая, что согласно уточненной декларации по налогу на прибыль за 1 полугодие 2006 г. общество получило убыток, сумма налога на прибыль равна нулю, налоговый орган неверно исчислил размер штрафных санкций по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.
    В соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ сумма налоговых санкций составляет 100 рублей
    Согласно статье 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 Кодекса.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса РФ, обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
    При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 Налогового кодекса РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
    Учитывая изложенное, размер штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ должен составлять 200 рублей.
    При таких обстоятельствах требования общества с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт", (г. Оренбург), следует удовлетворить.
    Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга от 09.11.2006, N 03-39/1-27421 в части: привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт" по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 87558 рублей (пункт 1); предложения обществу уплатить суммы пени за несвоевременную уплату налога в срок, установленный в требовании об уплате налоговой санкции, в размере 34386,31 рублей (пп. в) пункт 2).
    Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей возлагаются на налоговый орган (как сторону по делу) в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
    Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,
  1. 1. Уточнение заявленных требований принять.
  2. 2.Требования общества с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт", (г. Оренбург) удовлетворить.
    Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга от 09.11.2006, N 03-39/1-27421 в части: привлечения Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт" по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 87558 рублей (пункт 1); предложения обществу уплатить суммы пени за несвоевременную уплату налога в срок, установленный в требовании об уплате налоговой санкции, в размере 34386,31 рублей (пп. в) пункт 2).
    3.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
    3.Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (ул. Юркина, 9"А" 1, г. Оренбург, 460004) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Эко-Стандарт", 2000 рублей возмещение расходов по государственной пошлине.
    Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать заявителю после вступления решения в законную силу.
    Решение, суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если в Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд (454080, г. Челябинск, просп. Ленина, 83) не подана жалоба через экспедицию Арбитражного суда Оренбургской области (нарочным: г. Оренбург, пер. Матросский, 12; почтой: 460046, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64). В этом случае решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
    Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
    Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.