-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 06 октября 2006 года № А47-9474/2006-АК-26
Участник ООО "Оренбург-строймеханизация" П.И.А. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Оренбургской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся во внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица - ООО "Оренбург-строймеханизация" как фактически прекратившего свою деятельность (государственный регистрационный номер записи 2065638076502).
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании установлено, что налоговым органом 23.08.2006 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Оренбург-строймеханизация" (далее - общество) внесена запись за N 2065638076502 об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Участник общества П.И.А. считает, что у ООО "Оренбург-строймеханизация" на дату исключения из ЕГРЮЛ отсутствовали признаки недействующего юридического лица, исключением общества из ЕГРЮЛ налоговым органом нарушены его права и законные интересы как участника общества.
Налоговый орган полагает, что его действия являются законными, поскольку на дату вынесения решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 28.04.2006 N 140 ООО "Оренбург-строймеханизация" обладало признаками недействующего юридического лица, в течение 3-х месяцев со дня опубликования сведений в журнале "Вестник государственной регистрации" о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ недействующее юридическое лицо, кредиторы и иные лица с заявлениями в налоговый орган не обратились, законодательство не обязывает налоговые органы отслеживать факты открытия расчетных счетов в банках после принятия решений об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из статьи 2 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее -регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Пунктом 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, определено, что Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Статьей 22 (пункты 7 - 9) Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Целью внесения изменений и дополнений в Федеральный закон N 129-ФЗ (ст.ст. 21.1 и 22) является устранение правовых пробелов, связанных с ликвидацией юридических лиц, качественное улучшение системы государственной регистрации, повышение достоверности и актуальности сведений, содержащихся в единых государственных реестрах, создание стабильности в сфере имущественных отношений.
Из материалов дела следует, что ООО "Оренбург-строймеханизация" создано 24.11.2004, о чем Межрайонной инспекцией МНС России N 18 по Оренбургской области выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 56 N 001060044. Со дня государственной регистрации до даты вынесения налоговым органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ N 140 от 28.04.2006, общество не представляло в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, банковские счета обществом не открывались, то есть общество обладало признаками недействующего юридического лица.
Факт непредставления документов налоговой и бухгалтерской отчетности, отсутствие открытых банковских счетов в период со дня образования общества и до принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ от 28.04.2006 N 140, заявителем в судебном заседании не отрицается.
Таким образом, налоговым органом обоснованно вынесено решение от 28.04.2006 N 140 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (68) от 03.05.2006.
Вместе с тем, действия налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ являются неправомерными по следующим основаниям:
В налоговый орган поступило сообщение банка от 30.06.2006 N 561006004949 об открытии обществу расчетного счета. В ЕГРЮЛ 14.07.2006 за государственным регистрационным номером записи 2065638068780 внесены сведения о банковских счетах юридического лица. Данная запись сделана налоговым органом в пределах 3-месячного срока, установленного п. 4 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
Таким образом, налоговый орган на дату исключения общества из ЕГРЮЛ обладал информацией о том, что оно не прекратило свою деятельность.
Факт непрекращения деятельности общества также подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: договором аренды земельного участка от 30.06.2006 N 101зу, заключенным с Администрацией Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области; счетом-фактурой от 29.06.2006 N 75, выставленным Администрацией Пригородного сельсовета Оренбургского района Оренбургской области за подключение к инженерным сетям на сумму 3500001 рублей; платежным поручением общества от 12.07.2006 N 1 о перечислении 3500001 рублей; платежными поручениями от 28.08.2006 N 2 на перечисление 7500 рублей государственной пошлины за гос. регистрацию прав на недвижимость и N 3 на перечисление арендной платы в сумме 17253 рублей 50 копеек; ордером N 1 от 28.08.2006 и квитанцией N 2 от 29.08.2006 на внесение денежных средств на расчетный счет; договором на юридическое обслуживание от 22.08.2006 N 1.
При таких обстоятельствах на дату исключения общества из ЕГРЮЛ отсутствовали признаки, позволяющие отнести его к недействующим юридическим лицам, об отсутствии этих признаков налоговому органу было известно.
Кроме того, по смыслу ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ наличие признаков недействующего юридического лица не является безусловным основанием исключения из ЕГРЮЛ данного юридического лица. Наличие указанных признаков является основанием для начала осуществления налоговым органом процедуры по исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исключение налоговым органом общества из ЕГРЮЛ нарушает права и законные интересы участника общества П.И.А. в сфере экономической деятельности, гарантированные ему ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 3 Устава.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Налоговые органы от уплаты государственной пошлины освобождены на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
1.Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Оренбургской области, выразившиеся во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении ООО "Оренбург-строймеханизация" как фактически прекратившего свою деятельность (государственный регистрационный номер записи 2065638076502 от 23.08.2006).
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 7 по Оренбургской области устранить нарушения прав и законных интересов участника ООО "Оренбург-строймеханизация" П.И.А.
2.Возвратить участнику ООО "Оренбург-строймеханизация" П.И.А. уплаченную государственную пошлину в сумме 100 рублей, выдав справку после вступления решения суда в законную силу.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.