Администрация города Новотроицка (г. Новотроицк, Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Муниципальному образованию Гайский район Оренбургской области, Совету депутатов Гайского района Оренбургской области, с участием Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области о признании недействительными распоряжения Администрации Гайского района от 09.03.1992 N 69-р "О преобразовании совхоза имени Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие имени Шевченко с правом организации акционерного общества закрытого типа"; решения Малого Совета Гайского районного Совета народных депутатов Оренбургской области от 12.03.1993 N 16 "О преобразовании совхоза имени Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие имени Шевченко с правом организации акционерного общества закрытого типа"; свидетельства о праве собственности на землю N 16 от 12.03.1993, выданное АО им. Шевченко (требования Заявителем письменно уточнены в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
Уточнения заявленных требований судом приняты на основании статьи 49 АПК РФ.
Судом произведена замена ответчиков согласно ч. 2 ст. 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства на Муниципальное образование Гайский район Оренбургской области и Совет депутатов Гайского района Оренбургской области.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены.
Отвода судье, помощнику судьи, секретарю не заявлено.
Ответчик требования заявителя не признал, указав в письменном заявлении о пропуске Заявителем не только срока на обжалование ненормативных правовых актов, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, но и общего срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ (3 года с момента, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении его права).
Заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее:
09.03.2002 Администрацией Гайского района Оренбургской области было издано распоряжение N 69-р "О преобразовании совхоза имени Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие с правом организации АОЗТ", согласно которому предписывалось совхоз имени Шевченко преобразовать в коллективное сельскохозяйственное предприятие имени Шевченко с правом организации АОЗТ; передать в коллективную собственность земельный фонд, закрепленный в границах совхоза имени Шевченко, и имущество коллективному сельскохозяйственному предприятию имени Шевченко. Также решением Малого Совета Гайского районного Совета народных депутатов Оренбургской области было принято решение N 16 от 12.03.1993 "О преобразовании совхоза имени Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие с правом организации АОЗТ", согласно которому предписано, совхоз имени Шевченко преобразовать в коллективное сельскохозяйственное предприятие имени Шевченко с правом организации АОЗТ; в коллективную собственность передать земельный фонд, закрепленный в границах совхоза имени Шевченко; выдать коллективному с/х предприятию, ставшему собственником, свидетельство о праве собственности на землю и провести регистрацию АОЗТ имени Т.Г. Шевченко.
Заявитель с указанными ненормативными актами не согласен, так как, по его мнению, земли совхоза имени Шевченко находятся в территориальном подчинении и в пределах городской черты города Новотроицка, и, соответственно, вопрос принятия решения о реорганизации совхоза им. Шевченко входил в компетенцию Новотроицкого городского Совета депутатов, а не Гайского районного Совета народных депутатов и Администрации Гайского района. Также заявитель считает, что Ответчиками нарушен порядок реорганизации совхоза имени Шевченко, а свидетельство о праве собственности на землю N 16 от 12.03.1993 выдано АО имени Шевченко ненадлежащим лицом.
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из представленных в дело документов, 16.12.1991 общим собранием работников совхоза им. Шевченко было принято решение о преобразовании совхоза в коллективное предприятие, а 20.12.1991 Министерством сельского хозяйства был издан приказ за N 185 о преобразовании совхоза им. Шевченко и исключении его из списка действующих государственных предприятий.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1, земля, находящаяся в государственной собственности, в случаях преобразования государственных сельскохозяйственных предприятий может передаться по решению коллективов этих предприятий в коллективную собственность - совместную или долевую.
Между тем, в вышеуказанном решении от 16.12.1991 точно не был определен вид права собственности, а сказано лишь, то, что земельный фонд передается коллективу.
ЗК РСФСР в статьях 8 и 9 устанавливал различные по своему правовому характеру правила передачи земельных участков в зависимости от того, являются они коллективной совместной собственностью или коллективно-долевой собственностью.
В дальнейшем, 09.03.1992, Администрацией Гайского района издается распоряжение за N 69-р "О преобразовании совхоза им. Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие с правом организации акционерного общества закрытого типа", однако, судом установлено, что в Приложении 1 к этому распоряжению N 69 от 09.03.1992, в перечне передаваемого имущества коллективному сельскохозяйственному предприятию им. Шевченко в коллективную собственность от 1 декабря 1991 года земельные участки не указаны.
06.10.1992 Акционерному обществу закрытого типа им. Шевченко выдано свидетельство N 29 о бессрочном пользовании на землю площадью 11513 га. Как указано в самом свидетельстве, оно является временным документом и действовало до 23.11.1992.
12.03.1993 Малый Совет Гайского районного Совета народных депутатов принимает решение N 16 "О преобразовании совхоза им. Шевченко (при том, что 06.12.1992 свидетельство было выдано АОЗТ им. Шевченко) в коллективное сельскохозяйственное предприятие с правом организации акционерного общества закрытого типа".
В соответствии с п. 2 данного решения в коллективную собственность коллективному сельскохозяйственному предприятию им. Шевченко передавался земельный фонд, закрепленный в границах совхоза им. Шевченко. В соответствии с данным Приложением в коллективную собственность АОЗТ им. Шевченко передан земельный участок общей площадью 7800 га с/х угодий, из них пашни 1428 га, в т.ч. на 1 земельный пай приходится 8,5 га с/х угодий, в т.ч. 3,8 га пашни, на которую имеют право работники АОЗТ им. Шевченко и жители с. Хабарное (по приложению 632 чел.).
12.03.1993 Акционерному обществу им. Т.Г. Шевченко выдано новое свидетельство о праве собственности на землю N 16, которое тоже является временным документом, действительным до выдачи соответствующего государственного акта, причем, площадь передаваемых в собственность земель указана уже 7726 га, из них пашни 3482 га.
В связи с решением о реорганизации (приватизации) хозяйства его работники были включены в списки и им надлежало оформить право собственности на земельные доли. Эти списки были утверждены Решением Малого Совета Гайского районного Совета народных депутатов Оренбургской области от 12.03.1993 N 16.
Суд, основываясь на анализе представленных в дело документов, считает, что оспариваемые Заявителем вышеуказанные ненормативные акты (в частности, решение Малого Совета Гайского районного Совета народных депутатов Оренбургской области от 12.03.1993 N 16) изданы неправомочным на то органом и с грубыми нарушениями действующего на тот момент времени законодательства, что подтверждается следующими фактами.
В соответствии со ст. 8 ЗК РСФСР вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность должен решаться общим собранием работников (членов) коллектива (а не Малым Советом народных депутатов), которое определяет долю каждого работника.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 9 ЗК РСФСР, "Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования" выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них. Между тем, Свидетельства N 29 от 06.10.1992, N 30 от 09.06.1992, N 16 от 12.03.1993, временно заменяющие собой государственный акт, не содержат такой информации.
Кроме того, несоответствие решения от 12.03.1993 "О преобразовании совхоза им. Шевченко" действующему на тот момент законодательству выражается в том, что принятие таких решений не входило в компетенцию Малого Совета Гайского районного Совета народных депутатов, так как в соответствии со ст. 5 Закона РСФСР от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (именно этот закон указан в качестве обоснования в преамбуле решения N 16 от 12.03.1993) полномочия по приватизации (в том числе принятие решения о реорганизации) осуществляли городские (районные) комитеты по управлению имуществом.
Также Судом выявлено нарушение порядка, установленного Постановлениями Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 (ред. 06.03.1992) "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 04.10.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", в которых установлено, что реорганизация должна была осуществляться внутрихозяйственными комиссиями, в состав которых включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Такой комиссии для проведения реорганизации в Новотроицке организовано не было.
Согласно перечню сельскохозяйственных предприятий, не попадающих под действие Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86, утвержденному Министерством сельского хозяйства 23.01.1992 N 1-5/217 и Государственным комитетом по управлению государственным имуществом от 23.01.1992 за N А4-3/45, распоряжением Администрации Оренбургской области от 17.04.1992 N 360-р "О перечне предприятий и организаций, не подлежащих реорганизации в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 5 от 29.12.1991 "О реорганизации колхозов и совхозов", совхоз им. Шевченко должен был реорганизовываться лишь как целостный производственный комплекс, без права выделения из его состава земли и имущества, что также соблюдено не было.
Дополнительным основанием для признания недействительными оспариваемых Заявителем ненормативных правовых актов является, по мнению Суда, документально подтвержденная территориальная подчиненность земель совхоза им. Шевченко городу Новотроицку.
Так, в частности, Генеральным планом города Новотроицка, утвержденным решением исполнительного комитета Оренбургского областного совета народных депутатов от 13.08.1980 N 324, территории совхоза Шевченко были отнесены к территориям, прилегающим к городу и предназначенным для его перспективного развития. Действующий генеральный план города Новотроицка 1993 г. содержит аналогичные положения.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ 1998 года такие территории названы территориями пригородных зон городов.
Они включают в себя "земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города (территория резерва для развития поселения), размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных и санитарно-гигиенических функций". Указанные территории не могут объективно входить в черту города и лишь непосредственно примыкают к городу, что графически отображено на картах генплана 1980 года и следует из пояснительной записки к Генплану 1993 года, при этом, в судебном заседании было достоверно установлено, что ныне действующий генеральный план города Новотроицка 1993 года в отношении земель села Хабарное и совхоза им. Шевченко повторяет положения генерального плана города Новотроицка 1980 года, утвержденного исполнительным комитетом Оренбургского областного Совета народных депутатов (действующая в 1993 году Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Государственного Комитета по архитектуре, предоставляла органам местного самоуправления право утверждать генеральные планы городов).
Также косвенными доказательствами принадлежности села Хабарного и совхоза им. Шевченко к городу Новотроицку, а не к Гайскому району, являются и материалы статистической отчетности, о чем сказано в отзыве управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Оренбургской области (в дело приобщены сведения за 1992 г. за подписью председателя комитета по земельным ресурсам, подтверждающие отнесение земель совхоза им. Шевченко к городу Новотроицку), а также распоряжение Главы администрации города Новотроицка, в частности от 07.12.1992 N 1166-р "Об утверждении проектов перераспределения земель в сельскохозяйственных предприятиях города".
Основным же доказательством факта территориального вхождения земель села Хабарного и совхоза им. Шевченко в городскую черту Новотроицка являются следующие документы, представленные Заявителем для ознакомления с ними суда и ответчиков в порядке и на условиях, предусмотренных секретным делопроизводством.
Ответчики, несмотря на неоднократные предложения суда (изложенные в судебных определениях) о командировании своих сотрудников, имеющих допуск работы с секретными документами, не явились для ознакомления со следующими секретными документами: 1) решением Новотроицкого горсовета народных депутатов N 371 от 20.06.79 "О согласовании Генерального плана города Новотроицка", в котором содержится решение о согласовании этого плана и просьба к Исполкому Оренбургского Облсовета народных депутатов, касающаяся утверждения этого генерального плана; 2) решением Исполкома областного Совета народных депутатов N 324 от 13.08.80 "Об утверждении Генерального плана города Новотроицка"; 3) Главой 6 Пояснительной записки к Генплану города Новотроицка "Архитектурно-планировочное решение" (абзацы 4 и 9); 4) Главой 5 Пояснительной записки "Проектная организация территории" (абзац 8); 5) Главой 9 "Баланс территории", прямо указывающей, что на перспективу для нужд города Новотроицка осваивается порядка полутора тысяч гектаров новой территории за счет земель города Новотроицка и земель совхоза им. Шевченко; 6) решением Малого Совета Новотроицкого Горсовета народных депутатов Оренбургской области N 425 от 05.10.93 "Об утверждении Генерального плана развития города Новотроицка".
Что касается довода представителей ответчиков, касающегося отсутствия основания для признания их надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору в связи с отсутствием, по их мнению, процессуального правопреемства, то он не может быть признан обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Закона Оренбургской области от 04.09.1996 "Об административно-территориальном устройстве", в состав Оренбургской области в период рассматриваемых отношений входили административно-территориальные и муниципальные образования, в которых осуществлялось государственное управление и местное самоуправление.
Категории административно-территориальных и муниципальных образований в соответствии со статьей 7 указанного Закона устанавливались с целью упорядочения взаимодействия органов, исполняющих отдельные государственные полномочия в соответствующих территориальных образованиях.
Гайский район являлся административно-территориальным образованием, в границах которого государственное управление осуществлялось территориальными органами государственного управления (администрациями районов).
Закон Оренбургской области "Об административно-территориальном устройстве" не регулировал вопросы правопреемства. В распоряжении администрации Оренбургской области от 31.12.1996 N 1070-р указано, что администрация района - территориальный орган государственного управления - является правопреемником упраздненной районной администрации в части имущества, переданного в установленном порядке.
В соответствии с реформой местного самоуправления, проведенной в 2000 году в Оренбургской области, Администрацией области было принято решение о ликвидации районных администраций - территориальных органов государственного управления Оренбургской области. В сельских территориях на уровне районов области были образованы муниципальные образования. Организационные мероприятия проведены в соответствии с действующим на тот период Законом области от 22.02.1999 N 198/31-ОЗ "О территориях муниципальных образований и порядке их образования, объединения, преобразования, упразднения, установления и изменения границ".
Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 23.08.2000 N 637/179-ОЗ "Об образовании муниципального образования Гайский район Оренбургской области" муниципальное образование Гайский район Оренбургской области образовано в результате объединения двух поссоветов и шести сельсоветов.
Деятельность городских и районных советов народных депутатов, осуществлявших свои полномочия согласно Закону РФ от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ", была прекращена на основании Указа Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в РФ".
Указанное положение подтверждается ответами Законодательного собрания Оренбургской области N 23-01/440 от 02.08.2005 и Администрации Оренбургской области N 05/13-1308 от 18.07.2005 на запрос Арбитражного суда Оренбургской области от 22.07.2005.
Кроме того, частью 10 статьи 85 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003, органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществляющих на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов РФ, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, в связи с установлением факта произошедшей реорганизации - ликвидации Администрации Гайского района Оренбургской области и Малого совета районного Совета народных депутатов, Судом в соответствии с ч. 2 ст. 48 АПК РФ, произведена замена ответчиков в порядке процессуального правопреемства на ныне действующие Муниципальное образование Гайский район Оренбургской области и Совет депутатов Гайского района Оренбургской области.
Вместе с тем, заявленные Администрацией города Новотроицка требования не могут быть удовлетворены Судом по следующему основанию.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ч. 2 ст. 199 ГК РФ).
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 16045/04 от 21.06.05.
В силу статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Суд, на основании представленных в дело документов, пришел к выводу о том, что Заявитель - Администрация города Новотроицка - должен был узнать о нарушенном праве при получении в 1993 году писем председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Оренбургской области И.А.Н. N 5-36 от 26.01.93 и N 5-183 от 22.04.93, информирующих Администрацию города Новотроицка о незаконности Распоряжения N 69-р от 09.03.92, изданного Администрацией Гайского района "О преобразовании совхоза им. Шевченко в коллективное сельскохозяйственное предприятие с правом организации акционерного общества закрытого типа" (которое, в том числе, является предметом спора по рассматриваемому делу), на которых имеются оттиски штампов Администрации города Новотроицка об их получении в 1993 году, и которые приобщены Судом в дело в качестве доказательства пропуска срока на обжалование, установленного статьей 196 ГК РФ.
Довод представителя Заявителя, касающийся того, что Администрации города Новотроицка впервые стало известно о своем нарушенном праве лишь в январе 2005 года (когда житель села Хабарное, С.В.П., обратился в Администрацию города Новотроицка с просьбой о выделении ему земельного пая), Судом не принимается, так как, по мнению Суда, в январе 2005 года Администрации города Новотроицка стало известно не о нарушении ее прав, а о наступивших последствиях нарушенного еще в 1993 году права.
Таким образом, в удовлетворении заявления Администрации города Новотроицка следует отказать.
От уплаты государственной пошлины заявитель освобожден на основании пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный Суд
1. Уточнение заявленных требований принять.
2.Произвести замену ответчиков Администрации Гайского района Оренбургской области и Малого совета районного Совета народных депутатов на Муниципальное образование Гайский район Оренбургской области и Совет депутатов Гайского района Оренбургской области. 3.В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Оренбургской области в месячный срок со дня принятия обжалуемого решения.