Решение от 08 ноября 2007 года № А47-9041/2007АК-26
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 08 ноября 2007 года № А47-9041/2007АК-26
(Извлечение)
закрытое акционерное общество "Новотроицкая птицефабрика" (Птицефабрика "Восточная") (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - Управление, административный орган) об отмене Постановления по делу об административном правонарушении N 2/124 от 12.10.2007 года.
Отводов суду, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено.
Ответчик заявленные требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просит суд в удовлетворении заявленного требования отказать. Указывает на то, что письмо Центрального Банка РФ от 13.08.2007 года N 12-1-2/2066, на которое ссылается заявитель, было направлено в его адрес после совершения им административного правонарушения (15.11.2006 года), то есть общество не могло руководствоваться данным письмом, которое кроме этого не является обязательным к применению на основании ст. 7 Федерального закона от 10.07.2007 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)", п. 1.1, 2.4, 2.5 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России.
В открытом судебном заседании судом установлено следующее.
Специалистами Орской таможни проведена проверка исполнения обществом обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в части получения валюты Российской Федерации от экспорта товаров, в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом).
В ходе проведенной проверки установлено, что по контракту N 1 от 28.10.2005 года между заявителем (продавцом) и ТОО "АК Азия Транс" (Казахстан) поставляется сельхозпродукция (яйцо куриное) на общую сумму 30000000 рублей РФ.
В Оренбургском филиале Акционерного коммерческого Сберегательного Банка РФ - Новотроицкого отделения N 6969 07.11.2005 года был оформлен паспорт сделки N 05110001/1481/1026/1/0.
В соответствии с условиями контракта N 1 от 28.10.2005 года иностранному контрагенту ТОО "АК Азия Транс" в Республику Казахстан экспортирован товар по ГТД 10416100/261006/0001939 на сумму 382104 рубля.
Согласно штампу товарно-транспортной накладной фактическая дата вывоза товара с таможенной территории РФ по ГТД 10416100/261006/0001939 - 26.10.2006 года.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 24 Федерального закона на резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, возложена обязанность вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Центральным Банком Российской Федерации утверждено Положение от 01.06.2004 года N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение). Из п. 1.3 Положения следует, что учет валютных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС).
Согласно п. 2.1 Положения, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). В силу п. 2.2 Положения, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
Справка о подтверждающих документах подлежит проверке на соответствие указанной в ней информации сведениям, содержащимся в подтверждающих документах, а также на соблюдение резидентом порядка оформления указанной справки, и по завершению проверки помещается в досье по паспорту сделки, а подтверждающие документы (их копии по усмотрению банка ПС) возвращаются резиденту (пункты 2.10 - 2.14 Положения). В последующем информация, содержащаяся в справке о подтверждающих документах, используется при ведении банком ПС в электронном виде ведомости банковского контроля, которая используется в дальнейшем в целях валютного контроля.
Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 2.4 Положения).
Поскольку товар согласно контракту N 1 от 28.10.2005 года вывозился в октябре 2006 года, справка о подтверждающих документах и копии подтверждающих документов должны были быть представлены в срок до 15.11.2006 года. Однако данные документы были представлены обществом в уполномоченный банк 22.12.2006 года.
По результатам проведенной проверки Орской таможней составлен акт от 01.08.2007 года, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 20.09.2007 года составлен протокол об административном правонарушении N 10416000-179/2007.
По результатам рассмотрения данного протокола и других материалов дела об административном правонарушении N 53-01-13/2/124, возбужденного Орской таможней в отношении общества по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, Управлением вынесено оспариваемое Постановление N 2/124 от 12.10.2007 года, которым общество признано виновным в совершении вменяемого административного правонарушения с наложением административного штрафа в размере 40000 рублей.
Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Общество просит признать оспариваемое Постановление N 2/124 от 12.10.2007 года незаконным и отменить его, поскольку справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности согласно разъяснениям Центрального банка РФ, и, соответственно, нарушение сроков предоставления справки о подтверждающих документах с приложением подтверждающих документов не является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банком - Центральным банком Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ определено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны: 1) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона; 2) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Из преамбулы Положения N 258-П следует, что на основании Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России устанавливает следующий порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций.
Таким образом, в соответствии с нормами Федерального закона N 173-ФЗ различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций", причем справка о подтверждающих документах и прилагаемые к ней подтверждающие документы Центральным Банком Российской Федерации отнесены к подтверждающим документам и информации, а не к формам учета и отчетности, ответственность за несвоевременное предоставление которых установлена частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Однако данное обстоятельство не может являться основанием привлечения субъекта внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в частности, справки о подтверждающих документах, поскольку ответственность за нарушение срока представления таких документов не предусмотрена диспозицией ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ заявитель не обязан, но вправе доказывать свою невиновность. В связи с этим общество, располагая соответствующими процессуальными возможностями, вправе представить суду доказательства в обоснование своей невиновности.
В материалы дела обществом представлено письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации (далее - департамент) N 12-1-5/2066, направленное 11.09.2007 года в его адрес, о том, что справка о подтверждающих документах нормативными актами Банка России, в частности, Положением N 258-П не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Административный орган указывает на то, что данное письмо не является обязательным к применению на основании ст. 7 Федерального закона от 10.07.2007 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банк России)", п. 1.1, 2.4, 2.5 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России.
В соответствии с п. 1.1, 2.4, 2.5 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России от 18.07.2000 N 115-П официальные разъяснения Банка России после их подписания должны быть зарегистрированы в тот же день в Административном департаменте Банка России в установленном порядке. Дата регистрации официального разъяснения Банка России считается датой его принятия. Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".
В силу ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В письме Центрального банка Российской Федерация от 06.08.2002 N 109-Т "О государственной регистрации нормативных актов Банка России в Минюсте России" указано, что согласно ст. 7 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)" нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Из анализа изложенных норм следует, что все разъяснения, нормативные акты Центрального банка Российской Федерации должны проходить определенную процедуру регистрации (в Банке России, Министерстве юстиции Российской Федерации), после чего они становятся обязательными для применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.
Письмо департамента от 11.09.2007 N 12-1-5/2066, на которое ссылается общество, не обладает признаками нормативного правового акта, не устанавливает права и обязанности хозяйствующих субъектов, поскольку не прошло надлежащую процедуру регистрации в качестве нормативного акта и официально не опубликовано. Указанное письмо носит рекомендательный, информационный характер.
Тем не менее, 26.07.2007 года первый заместитель председателя Банка России, рассмотрев обращение Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.06.2007 года N ВАС-С05/С4-780, дал аналогичные разъяснения по рассматриваемому вопросу, указав, что нормативными документами Банка России такие документы как справка о подтверждающих документах не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям; справка о подтверждающих документах наряду с иными отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ.
Высший Арбитражный Суд РФ направил данное сообщение Банка России (исх. N ВАС-С05/С4-1183 от 20.08.2007 года) Федеральным арбитражным судам округов, апелляционным арбитражным судам, арбитражным судов субъектов, рекомендовав нижестоящим судам учитывать высказанную позицию Банка России.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ высказал свою правовую позицию по вопросу, возникшему в практике рассмотрения арбитражными судами дел по оспариванию субъектами внешнеэкономической деятельности постановлений о привлечении их к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, поэтому у суда нет оснований для иной оценки применения конкретной правовой нормы. Иное нарушало бы единообразное и правильное применение арбитражными судами федерального законодательства и иных нормативных правовых актов.
Административным органом в материалы дела представлено письмо Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 24.10.2007 года N 43-01-00-25/4200, адресованное Территориальным управлениям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В данном письме говорится о том, что позиция первого заместителя председателя Банка России, изложенная в письме от 26.07.2007 года, не соответствует сформировавшейся до этого судебной практике и не находит подтверждения в нормативных правовых актах, в связи с этим подготовлен проект указания Банка России, определяющий предусмотренные Инструкцией Банка России от 15.06.2006 года N 117-И и Положением Банка России от 01.06.2004 года N 258-П справку о валютных операциях, справку о поступлении валюты РФ, справку о подтверждающих документах в качестве форм учета и отчетности.
Представленное Управлением письмо свидетельствует о наличии на момент рассмотрения дела неустранимых сомнений в вопросе отнесения справки о подтверждающих документах к одной из предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ категорий документов, связанных с осуществлением валютных операций, и, соответственно, в вопросе виновности общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
На момент рассмотрения дела в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления соответствующим актом Банка России не установлены.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона N 173-ФЗ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного суд первой инстанции считает, что Управлением не доказана правильность квалификации действий общества по нарушению срока представления справки о подтверждающих документах в качестве правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах заявленные обществом требования о признании незаконным Постановления Управления по делу об административном правонарушении от 12.10.2007 года N 2/124 подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 1.Заявленные Закрытым акционерным обществом "Новотроицкая птицефабрика" (Птицефабрика "Восточная") требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (г. Оренбург) по делу об административном правонарушении N 2/124 от 12.10.2007 года, вынесенное в отношении Закрытого акционерного общества "Новотроицкая птицефабрика" (Птицефабрика "Восточная") (г. Новотроицк).
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.