-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 12 июля 2004 года № А74-3205/03-К2

    от 12 июля 2004 г. Дело N А74-3205/03-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску
    Открытого акционерного общества "Хакасэнерго", в лице Саяногорского межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск,
    к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
    о взыскании убытков в размере 361062 рублей 60 копеек.
    В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика к участию в деле привлечены Департамент социальной защиты населения администрации города Саяногорска, г. Саяногорск, и Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    истца: Золотых Д.В. (по доверенности от 08.10.2003 N 119-465),
    Министерства финансов и экономики РХ: Голощапов Д.В. (по доверенности от 16.05.2003 N 17-д),
    Департамента социальной защиты населения: Елкина Л.Л. (по доверенности от 06.01.2004 N 18/04),
    Министерства труда и социального развития РХ: Смышляева А.Я. (по доверенности от 13.01.2004 N 7).
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 января 2004 года объявлена резолютивная часть решения. Мотивированное решение составлено 12 июля 2004 года.
    Открытое акционерное общество "Хакасэнерго" в лице Саяногорского межрайонного отделения Энергосбыта обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия о взыскании убытков в размере 361062 рублей 60 копеек, возникших в связи с предоставлением гражданам во втором полугодии 2002 года льгот, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    На стадии подготовки дела к судебному разбирательству и в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и Департамент социальной защиты населения г. Саяногорска.
    В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требования по основаниям возникновения и просил взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия следующие суммы:
    - 353042 рубля - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот гражданам на основании Федерального закона "О ветеранах",
    - 7292 рубля 60 копеек - убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.07.2000 N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан",
    - 728 рублей - убытки, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот в соответствии с Законом Республики Хакасия от 08.07.2002 N 33 "О звании "Ветеран труда Республики Хакасия".
    Министерство финансов и экономики Республики Хакасия (далее в тексте - Минфин РХ) иск не признало, сославшись на то, что не заключало никаких договоров с истцом, не получало от последнего реестры льготников, счета к оплате, не подписывало с ним акты сверок. Кроме того, ответчик полагает, что истец не привел доказательств в подтверждение того, что незаконными действиями Минфина РХ ему причинен ущерб в заявленной сумме.
    В ходе судебного разбирательства представитель Минфина РХ указал на то, что при сверке представленных реестров льготников с базой данных Департамента социальной защиты населения г. Саяногорска обнаружилось, что истец неправильно применял нормативы потребления электроэнергии, неправомерно указал в реестрах и расчетах большее количество потребленной гражданами электроэнергии, чем они фактически использовали, кроме того, не во всех случаях правильно указаны документы, на основании которых предоставлялись льготы, частично льготы рассчитывались на лиц, умерших или убывших.
    На основании проверки, проведенной совместно с Министерством труда и социального развития РХ, Минфин РХ представил свой расчет суммы льгот, которые, по его мнению, не подтверждены документально. По его мнению, не обоснованы требования истца в сумме 91841 рубля 28 копеек.
    В отзыве на иск Минфин РХ сослалось также на то, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2001 N 88 перечисление средств на оплату льгот осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств. Поскольку истцом не представлены доказательства предъявления требований о включении расходов по реализации льгот при формировании бюджета Республики Хакасия на 2002 год, то во избежание нарушений бюджетного законодательства фактические расходы истца, превышающие размер утвержденных лимитов, должны учитываться по итогам финансового года и заявляться при утверждении бюджета Республики Хакасия на следующий год. Представитель Минфина РХ указал также на то, что Департаменту социальной защиты населения не предоставлено право на изменение (увеличение) лимитов, в связи с чем он не вправе был принимать к оплате счета по суммам, которые превышают установленный лимит обязательств Минфина РХ.
    Департамент социальной защиты населения города Саяногорска (далее в тексте - ДСЗН) считает требования ОАО "Хакасэнерго" обоснованными и подлежащими удовлетворению.
    В отзыве на иск и в ходе судебного разбирательства представитель ДСЗН указал на то, что по городу Саяногорску лимит бюджетных обязательств (сумма фактического финансирования) на второе полугодие 2002 года по Закону "О ветеранах" составил 4709000 рублей. Указанная сумма была перечислена предприятиям города Саяногорска в полном объеме. ОАО "Хакасэнерго", которое предоставило льготы на сумму 361104 рубля 60 копеек, средств не хватило не по вине ДСЗН, который выполнил все обязательства в пределах предоставленных ему сумм, а в связи с отсутствием средств у бюджета Республики Хакасия. Ограничение сумм по предоставленным льготам противоречит Федеральному закону "О ветеранах", поэтому убытки следует взыскать в пользу истца из бюджета Республики Хакасия в полном объеме.
    Министерство труда и социального развития Республики Хакасия в отзыве на иск указало на то, что ДСЗН был профинансирован в том объеме, который поступил из Минфина РХ, поэтому свои обязательства Минтруда выполнило.
    При рассмотрении дела арбитражным судом установлены следующие обстоятельства:
    28 июня 2002 года истец заключил с Департаментом социальной защиты населения города Саяногорска договор N 67 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии гражданам в рамках реализации Федерального закона "О ветеранах".
    Согласно договору в обязанности ОАО "Хакасэнерго" входит предоставление ветеранам льгот по оплате за электроэнергию в размере 50% от нормативов потребления, а ДСЗН должен оплатить стоимость льгот по оплате электроэнергии за счет бюджетных средств, поступающих из Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, в пределах лимитов бюджетных обязательств.
    В обязанности ДСЗН вменена также оплата предъявленного счета (по мере поступления денежных средств из Минтруда РХ) и осуществление контроля за правильностью отражения в реестрах необходимых данных для предоставления льготы.
    Срок действия указанного договора определен сторонами с 30 мая 2002 года по 31 декабря 2002 года.
    В приложении N 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора, перечислены категории граждан, пользующихся льготами в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", в их числе указаны граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, льготы которым предоставлены в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия N 133 от 6 июля 2000 г.
    В приложении N 2 к договору определена форма и содержание реестра льготной категории лиц.
    Соглашением N 1 к договору стороны определили, что сумма, предъявляемая к оплате, не должна превышать лимиты бюджетных обязательств, составляющих 385000 рублей на 2002 год. Учитывая, что в первом полугодии договор истцом с ДСЗН не был заключен и сумма лимитов не определена, арбитражный суд полагает, что указанная сумма предусмотрена для оплаты ОАО "Хакасэнерго" льгот на второе полугодие 2002 года.
    Как пояснили представители истца и ДСЗН в судебном заседании, предъявленные к оплате счета за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2002 года были возвращены истцу на корректировку. 17 декабря 2002 г. счета за указанные месяцы были вновь предъявлены к оплате: N 53 на 58171 рубль 80 копеек (за июль), N 62 на 59172 рубля 20 копеек (за август), N 68 на 59756 рублей 80 копеек (за сентябрь), N 77 на 60530 рублей (за октябрь), N 88 на 61376 рублей 60 копеек (за ноябрь), N 90 на 62054 рубля 40 копеек (за декабрь). Всего предъявлено к уплате 361062 рубля 60 копеек.
    22 октября 2003 года Общество провело сверку с Департаментом. Согласно акту сверки сумма выпадающих доходов за второе полугодие 2002 года составила у Общества 361062 рубля 60 копеек. Представитель ДСЗН пояснил в судебном заседании, что сверка производилась на основании счетов и реестров льготников, представленных Обществом.
    Не получив из бюджета возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот в указанных суммах, ОАО "Хакасэнерго" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
    Исследовав представленные доказательства, оценив доводы сторон, арбитражный суд полагает иск ОАО "Хакасэнерго" удовлетворить частично по следующим основаниям:
    Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам предоставляется социальная защита в виде системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы, в том числе по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления). Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
    Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы.
    Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
    6 июля 2000 года Правительство Республики Хакасия приняло Постановление N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан".
    Названным Постановлением с 1 мая 2000 года для граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, установлены льготы согласно пункту 1, подпунктам 5 - 6, 9 - 10, 12 - 13, 16 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", в том числе по оплате жилья.
    На граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, распространено положение пункта 1 части 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 "О дополнительных мерах по социальной поддержке ветеранов боевых действий на территории других государств" в части предоставления 50% скидки в оплате коммунальных услуг (в том числе, электрической и тепловой энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, устанавливаемых органами местного самоуправления).
    Финансирование расходов по предоставлению льгот гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан, предусмотрено осуществлять в порядке, определенном пунктом 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38.
    Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 22 февраля 2000 г. N 38 финансирование расходов по предоставлению данных льгот осуществляется за счет средств, выделяемых в соответствии со статьей 18 Закона Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 71 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2000 год и отчете об исполнении бюджета за 1998 год" и нормативами отчислений финансовых ресурсов для муниципальных образований.
    В соответствии со статьей 5 Закона Республики Хакасия 8 июля 2002 года N 33 "О звании "Ветеран труда Республики Хакасия" лицам, имеющим звание "Ветеран труда Республики Хакасия" предоставляется, помимо прочих, льгота в виде 50% скидки в оплате коммунальных услуг, в том числе в оплате тепловой и электрической энергии (в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления).
    В силу статьи 9 названного Закона расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам труда Республики Хакасия, производятся за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
    Постановлением N 88 от 17 апреля 2001 г. "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2001 год" Правительство Республики Хакасия утвердило порядок финансирования расходов республиканского бюджета по отдельным направлениям. Раздел 2 "Социальная политика" посвящен предоставлению и расходованию средств на исполнение федеральных законов, в том числе Федерального закона от 19.05.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
    Из указанного Постановления следует, что распорядителем бюджетных средств является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, средства зачисляются по уведомлениям Министерства финансов РХ для дальнейшего перечисления на лицевой счет учреждений социальной защиты, перечисление средств осуществляется в пределах выделенных лимитов.
    Основные положения данного Постановления сохранены и во Временном порядке финансирования и расходования средств на исполнение Федеральных законов от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 184-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", который утвержден распоряжением Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 25.01.2002 N 3 и действие которого распространено на срок до официального принятия и введения в действие Порядка исполнения Закона Республики Хакасия "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2002 год".
    Как отмечалось выше, Министерство финансов Республики Хакасия не заключало договор с ОАО "Хакасэнерго" о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг (теплоэнергии). Однако, такой договор был заключен истцом с ДСЗН на основании принятых Правительством Республики Хакасия нормативных правовых актов. При этом положение в договоре о лимитах бюджетных обязательств не соответствует Федеральному закону "О ветеранах", а также самой сути предоставляемых льгот. Истец не имеет законных оснований для отказа в предоставлении льготы гражданам и вместе с тем, в соответствии с гражданским законодательством имеет право на возмещение расходов (убытков), связанных с исполнением обязанности, предусмотренной государством.
    Из представленных арбитражному суду отчетов Минтруда РХ и ДСЗН по состоянию на 1 января 2003 года видно, что сведения о превышении фактических расходов на предоставление льгот над расходами, установленными в лимитах, регулярно предоставлялись Министерству финансов и экономики Республики Хакасия. Поэтому ответчику было известно о фактической сумме расходов предприятий, предоставляющих льготы как в соответствии с федеральным законодательством, так и с правовыми актами Правительства Республики Хакасия, которое гарантировало предоставление льгот на республиканском уровне.
    В ходе судебного разбирательства представитель Минфина РХ ссылался на несоблюдение истцом нормативов минимальных уровней потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц. Такие нормативы, дифференцированные по типу домов и квартир и состава семьи, были установлены Постановлением Правительства Республики Хакасия N 21 от 13.02.1998. В пункте 2 этого Постановления главам администраций городов и районов Республики Хакасия рекомендовано установить нормативы потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц.
    При рассмотрении дела выяснилось, что Администрация города Саяногорска не устанавливала таких нормативов. Поэтому арбитражный суд полагает, что ОАО "Хакасэнерго" вправе было применить нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия для региона в целом.
    Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Хакасия N 8 от 29 января 2002 года с 1 февраля 2002 года установлены следующие тарифы на электрическую энергию для потребителей, расположенных на территории Республики Хакасия: для населения - 40,0 коп./кВт.ч (с налогом на добавленную стоимость), для населения, проживающего в сельской местности и домах, оборудованных электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент - 0,7 (28 коп./кВт.ч).
    При рассмотрении дела арбитражный суд исследовал представленные истцом реестры льготников и установил, что не во всех случаях им соблюдались нормативы, установленные Правительством Республики Хакасия. Кроме того, в ходе совместных (Минфином РХ, Минтруда РХ и ДСЗН) проверок достоверности представленных реестров установлены нарушения, которые можно сгруппировать по следующим признакам:
    - в реестрах указаны ФИО и номер удостоверения одного льготника, а льгота рассчитана на двух лиц,
    - в качестве льготника указано одно лицо, а удостоверение выдано другому,
    - вместо номеров удостоверений о праве на льготу указаны номера пенсионных удостоверений,
    - в реестрах указаны выбывшие и умершие граждане.
    Указанные обстоятельства подтверждены актом от 16 января 2004 года, составленным представителями Минфина РХ, Минтруда РХ и ДСЗН, реестром, составленным ответчиком в подтверждение выявленных нарушений, и не оспариваются истцом.
    С учетом установленных нарушений и не принятых вследствие этого расходов, истец согласился с позицией ответчика об исключении из взыскиваемой суммы убытков в размере 42478 рублей 40 копеек.
    В итоге арбитражный суд констатирует наличие доказательств понесенных истцом расходов в сумме 318584 рублей 20 копеек, в том числе: по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 311042 рублей 80 копеек, по Постановлению Правительства РХ N 133 - в сумме 6939 рублей 40 копеек, по Закону РХ "О звании "Ветеран труда Республики Хакасия" N 33 - в сумме 602 рублей.
    В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
    Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которых выступают соответствующие финансовые органы.
    На основании приведенных выше обстоятельств, арбитражный суд полагает удовлетворить требование ОАО "Хакасэнерго" о взыскании убытков, возникших во втором полугодии 2002 года в связи с реализацией Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан", Закона Республики Хакасия от 8 июля 2002 года N 33 "О звании "Ветеран труда Республики Хакасия", - в сумме 318584 рублей 20 копеек за счет казны Республики Хакасия.
    Во взыскании остальной суммы иска следует отказать в связи с недоказанностью правомерности понесенных расходов от предоставления льгот.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
    При обращении в арбитражный суд истец по платежному поручению N 322 от 04.09.2003 уплатил госпошлину в сумме 8821 рубля 25 копеек. По результатам рассмотрения дела госпошлина в сумме 1037 рублей 81 копейки относится на истца, в сумме 7783 рублей 44 копеек подлежит возврату истцу из федерального бюджета, поскольку в силу пункта 5 части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" Министерство финансов РХ как финансовый орган освобождено от уплаты госпошлины.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
  1. 1. Иск удовлетворить частично.
  2. 2.Взыскать с Министерства финансов Республики Хакасия за счет казны Республики Хакасия в пользу Открытого акционерного общества "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, убытки в сумме 318584 рублей 20 копеек, образовавшиеся в результате предоставления льгот во втором полугодии 2002 года, в том числе по Федеральному закону "О ветеранах" - в сумме 311042 рублей 80 копеек, по Постановлению Правительства Республики Хакасия от 6 июля 2000 года N 133 "О мерах по социальной защите граждан, проживающих на территории Республики Хакасия и принимавших участие в боевых действиях по восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и при проведении антитеррористической операции на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан" - в сумме 6939 рублей 40 копеек, по Закону Республики Хакасия от 8 июля 2002 года N 33 "О звании "Ветеран труда Республики Хакасия" - в сумме 602 рублей.
    3.Во взыскании остальной суммы иска - отказать.
    4.Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
    5.Возвратить Открытому акционерному обществу "Хакасэнерго" в лице Межрайонного отделения Энергосбыта, г. Саяногорск, из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 7783 рублей 44 копеек, уплаченную по платежному поручению N 322 от 04.09.2003, подлинник которого находится в деле.
    Выдать справку на возврат госпошлины.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Н.М.ЖУРБА