от 14 апреля 2005 г. Дело N А74-423/2005
Резолютивная часть решения объявлена 13.04.2005
Мотивированное решение составлено 14.04.2005
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, к
Обществу с ограниченной ответственностью "СаяныГидроЭнергоСервис", город Саяногорск, поселок Черемушки,
о взыскании штрафов в размере 450 рублей.
Протокол судебного заседания вела судья Сидельникова Т.Н.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Гараева С.А. (доверенность от 24.01.2005);
налогоплательщика: отсутствовал.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Хакасия обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "СаяныГидроЭнергоСервис" (далее - Общество) штрафов в сумме 450 рублей, в том числе 350 рублей за нарушение срока представления бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на имущество за первый квартал 2004 года, 100 рублей за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года, начисленных на основании пункта 1 статьи 126, пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал и просил взыскать с Общества штрафы в сумме 450 рублей.
Общество отзыв на заявление не представило, в судебное заседание не явилось. Почтовое уведомление от 22.03.2005 N 58789 с заказным письмом с определением арбитражного суда об отложении судебного разбирательства возвращены отделением почтовой связи по истечении срока хранения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленного арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя Общества.
Арбитражный суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью "СаяныГидроЭнергоСервис" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия 20.02.2003, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за номером 1031900672022.
Налоговой инспекцией при проведении камеральной проверки представленных Обществом деклараций по налогам на прибыль и имущество предприятия, бухгалтерской отчетности за первый квартал 2004 года было выявлено налоговое правонарушение, которое выразилось в несвоевременном их представлении.
Решением от 05.08.2004 N 10-71/86/601 налоговый орган привлек Общество к налоговой ответственности: - по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на имущество и бухгалтерской отчетности за первый квартал 2004 года в составе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, расшифровки к форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках", перечня организаций-дебиторов по состоянию на 01.04.2004, перечня организаций-кредиторов по состоянию на 01.04.2004 в виде взыскания штрафа в сумме 350 рублей; - по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года в виде взыскания штрафа в сумме 100 рублей.
Общая сумма штрафов составила 450 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель 13.08.2004 направил в адрес Общества требование N 21533 о добровольной уплате штрафов в размере 450 рублей с указанием срока исполнения до 19.08.2004, которое осталось без исполнения.
Поскольку Общество не уплатило штрафные санкции в добровольном порядке, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд при рассмотрении заявления налоговой инспекции исходил из подпункта 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
Арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Статья 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Нарушение установленного срока представления бухгалтерской отчетности.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" определен состав бухгалтерской отчетности юридических лиц, в который включены бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение в случаях, предусмотренных федеральным законом, и пояснительная записка.
В соответствии с частью 2 статьи 15 названного Федерального закона организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 48, 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерская отчетность, в том числе промежуточная, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктом 4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма N 1), отчета о прибылях и убытках (форма N 2), отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Пунктами 2, 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности определено, что организация может в отчете о прибылях и убытках (форма N 2) показатели, приведенные в разделе "Расшифровка отдельных прибылей и убытков" образца формы, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета ("в том числе" или "из них"), а отдельные показатели, включенные в приложение формы N 5 к бухгалтерскому балансу согласно образцу формы, могут представляться в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включаться в пояснительную записку.
Как видно из приложения формы N 5 к бухгалтерскому балансу, эта форма предусматривает отражение сведений о дебиторской и кредиторской задолженности организации.
В качестве самостоятельных документов или приложений к документам бухгалтерской отчетности перечни дебиторов и кредиторов в Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности, Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности не обозначены, обязанность по представлению сведений о кредиторах и дебиторах в виде отдельного документа не установлена. По смыслу пункта 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности порядок и форма представления сведений о кредиторах и дебиторах допускают вариативность поведения налогоплательщика.
Аналогичный вывод следует из пункта 2 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности применительно к расшифровке к форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Расшифровка включена в состав бухгалтерской отчетности в виде раздела отчета о прибылях и убытках формы N 2 и в силу названного пункта Указаний может представляться в виде самостоятельного документа.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что законодательными и иными правовыми актами была установлена обязанность Общества представить в срок до 30.04.2004 бухгалтерскую отчетность в составе бухгалтерского баланса по форме N 1, отчета о прибылях и убытках по форме N 2, отчета об изменениях капитала по форме N 3, отчета о движении денежных средств по форме N 4, приложения формы N 5 к бухгалтерскому балансу и пояснительной записки.
Согласно отметке должностного лица налогового органа на бухгалтерском балансе Общества на 01.04.2004, отчете о прибылях и убытках за первый квартал 2004 года, отчете о движении денежных средств за первый квартал 2004 года, бухгалтерская отчетность представлена 30.07.2004, то есть с нарушением установленного срока.
Вследствие этого арбитражный суд признал обоснованным привлечение налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленные сроки бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств за первый квартал 2004 года.
Штрафы в размере 50 рублей за непредставление каждого из перечисленных документов в общей сумме 150 рублей начислены налоговым органом обоснованно, его требования в данной части подлежат удовлетворению.
Обязанность по представлению сведений о дебиторской и кредиторской задолженности предприятия, расшифровки к отчету формы N 2 как самостоятельных документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации или иными законодательными актами о налогах и сборах, а равно Федеральным законом "О бухгалтерском учете" не была установлена применительно к первому кварталу 2004 года.
В связи с этим арбитражный суд не усматривает оснований для начисления штрафа в размере 50 рублей за каждый из названных документов и полагает отказать в удовлетворении требования заявителя о взыскании с предприятия штрафа в сумме 150 рублей (три документа x 50 рублей).
Нарушение установленного срока представления налоговой декларации по налогу на имущество за первый квартал 2004 года.
По смыслу статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) по итогам квартала и полугодия должна быть представлена в течение 30 дней по окончании названных периодов.
Представленные заявителем доказательства свидетельствуют, что налогоплательщик представил расчет по налогу на имущество организации за первый квартал 2004 года по истечении установленного срока.
С учетом приведенных обстоятельств и правовой позиции, изложенной в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", арбитражный суд пришел к выводу, что штраф в размере 50 рублей за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) за первый квартал 2004 года в сумме 50 рублей начислен налоговой инспекцией обоснованно и полагает удовлетворить заявление налогового органа в данной части.
Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Непредставление налогоплательщиком в течение 180 дней после наступления срока, установленного законодательством о налогах, налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в силу пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
В соответствии с пунктом 1, 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Как следует из отметки должностного лица налогового органа, налоговая декларация по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года представлена 30 июля 2004 года, то есть с нарушением установленного срока.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд полагает требование налогового органа о взыскании штрафа в сумме 100 рублей за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года удовлетворить.
По результатам рассмотрения дела требования налоговой инспекции удовлетворены частично, в доходы соответствующих бюджетов взысканы штрафы в сумме 300 рублей, в том числе: 200 рублей за нарушение установленного срока представления бухгалтерской отчетности за первый квартал 2004 года (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств), налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу) и 100 рублей за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года.
В удовлетворении заявления в остальной части следует отказать.
Государственная пошлина по делу составляет 500 рублей, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
По результатам рассмотрения дела государственная пошлина в сумме 333 рублей 33 копеек взыскивается с Общества в доход федерального бюджета, в остальной части - на налоговый орган.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем ее взыскание с заявителя по настоящему делу не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 212, 216, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Удовлетворить частично заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СаяныГидроЭнергоСервис", город Саяногорск, поселок Черемушки, штрафные санкции в сумме 300 рублей, в том числе: 200 рублей за нарушение срока представления бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по налогу на имущество за первый квартал 2004 года, 100 рублей - за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2004 года.
В удовлетворении заявления в остальной части отказать. 2.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "СаяныГидроЭнергоСервис", город Саяногорск, поселок Черемушки, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 333 рублей 33 копеек. 3.Выдать исполнительные листы на взыскание штрафных санкций и государственной пошлины после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА