Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 04 марта 2005 года № А74-189/2005-К2

По делу № А74-189/2005-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2005 года
    Полный текст решения изготовлен 4 марта 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Каспирович Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Хакасия, город Черногорск,
    к Фонду имущества Республики Хакасия, город Черногорск,
    о взыскании штрафа в размере 158975 рублей.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    заявителя: Сергеев В.П., по доверенности от 12 января 2005 года без номера;
    ответчика: Капичникова Ю.Н., по доверенности от 21 мая 2004 года N 9.
    Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия - правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Фонда имущества Республики Хакасия (далее - Фонд) штрафной санкции, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 158975 рублей за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года и за август 2002 года.
    В судебном заседании представитель налогового органа поддержал заявленные требования.
    Представитель Фонда требования налогового органа не признает, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление и в дополнении к отзыву.
    По мнению Фонда, обязанность представлять декларации возложена исключительно на юридические лица. Поскольку филиал Фонда юридическим лицом не является, обязанности представлять декларацию по месту нахождения филиала у него не возникло, в связи с чем привлечение Фонда к ответственности незаконно.
    Соответствующие декларации по сводному балансу подавались Фондом по месту его регистрации в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия в городе Абакане.
    Фонд ссылается также на факт уплаты налога, в доказательство чего в материалы дела представлены копии платежных поручений за 2001 - 2002 годы.
    Представить Фонда указывает, что налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения с заявлением в арбитражный суд, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, так как днем обнаружения налогового правонарушения, по мнению ответчика, является следующий день после установленной даты представления декларации.
    Требования налогового органа, по мнению Фонда, незаконны, ввиду того, что Закон Республики Хакасия "О налоге с продаж" от 29 ноября 2001 года N 57 утратил силу с 1 января 2004 года как противоречащий нормам Конституции Российской Федерации.
    Кроме того, ответчик ссылается на несоответствие направленного ему налоговым органом требования об уплате штрафа положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В судебном заседании Фондом заявлено устное ходатайство о снижении суммы штрафа.
    В судебном заседании установлено следующее.
    Фонд имущества Республики Хакасия создан Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15 июня 1994 года N 114-п и состоит на учете в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия. Фонд действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 апреля 2001 года N 101, и является специализированным государственным учреждением, осуществляющим функции, переданные ему на основании действующего законодательства, на основании договора с Российским фондом федерального имущества.
    Приказом председателя Фонда от 28 апреля 2001 года N 7 создан филиал Фонда имущества Республики Хакасия по реализации конфискованного и арестованного имущества. Данный филиал расположен в поселке Расцвет Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
    Данный филиал имеет Положение о филиале Фонда имущества Республики Хакасия, утвержденное Председателем Фонда, и состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия (правопредшественник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Республике Хакасия).
    Как следует из материалов дела, 13 июля 2004 года в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет филиала Фонда были представлены декларации по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года и за август 2002 года.
    Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных деклараций, в результате которой установлено нарушение сроков их представления. Решением руководителя налоговой инспекции от 29 июля 2004 года N 44 Фонд привлечен к налоговой ответственности в виде штрафов на общую сумму 158 975 рублей на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока вышеназванных деклараций.
    9 августа 2004 года названное решение и требование от 2 августа 2004 года N 2042 об уплате штрафа в добровольном порядке были вручены Фонду, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 05202.
    Поскольку добровольного исполнения требования со стороны Фонда не последовало, налоговый орган обратился за взысканием суммы штрафа в судебном порядке.
    Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к выводу, что требования налогового органа подлежат частичному удовлетворению. При этом суд руководствовался следующим.
    Согласно подпункту 4 пункта 1, пункту 4 статьи 23, статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке и в установленные сроки налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
    На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 24 марта 1999 года N 52 "О налоге с продаж", действовавшего в 2001 году, плательщиками налога с продаж являлись юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 5 названного Закона декларации по исчислению и уплате налога с продаж представляются налогоплательщиками в налоговый орган по месту налогового учета ежеквартально, исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг), стоимость которых является объектом налогообложения за истекший квартал, в срок не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом.
    Тот факт, что по месту нахождения филиала осуществлялась реализация товаров, подтверждается спорной декларацией, в строке 1 которой указано, что в 4 квартале 2001 года через филиал было реализовано товаров (работ, услуг) на сумму 1461803 рубля, в том числе облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг) на сумму 1381603 рублей.
    Таким образом, Фонд, являющийся плательщиком налога с продаж и реализующий через свой филиал, находящийся в Усть-Абаканском районе, товары, обязан был не позднее 20 января 2002 года представить декларацию по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года в налоговый орган по месту нахождения своего филиала.
    В нарушение указанных норм Фонд представил спорную декларацию 13 июля 2004 года, что подтверждается отметкой налогового органа на бланке декларации.
    Довод Фонда о том, что у него нет обязанности подавать налоговые декларации по месту нахождения филиала, не принимается судом ввиду следующего.
    Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
    В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
    Согласно пункту 5 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 24 марта 1999 года N 52 "О налоге с продаж" предприятия, в состав которых входят территориально-обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, перечисляют налог с продаж в доходы республиканского и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в размере пропорционально реализуемых данными подразделениями товаров (работ, услуг) на данной территории и представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту налогового учета данных предприятий.
    Из данной нормы с учетом положений подпункта "а" пункта 1 статьи 1 названного Закона следует вывод, что если в состав предприятия входят территориально-обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, то такие налогоплательщики представляют налоговые декларации, в том числе, в налоговый орган по месту налогового учета таких обособленных подразделений.
    В письме от 29 марта 2004 года N 04-05-06/27 "О формировании отдельного баланса подразделения организации" Минфин России разъяснил, что, учитывая исключение из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" такого понятия как "отдельный баланс", под отдельным балансом филиала следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.
    На вопрос суда о том, каким образом Фондом учитывается имущественное и финансовое положение филиала, представитель Фонда ответить затруднилась.
    В то же время согласно пункту 3.1 Положения о филиале Фонда имущества Республики Хакасия от 28 апреля 2001 года филиал осуществляет функции Фонда по реализации конфискованного или арестованного имущества.
    В соответствии с пунктами 3.2, 4.1 данного Положения Фонд наделяет филиал основными и оборотными средствами и другим имуществом, которое учитывается на отдельном балансе. При этом баланс филиала входит в баланс Фонда (данное положение также отражено во втором абзаце четвертого раздела Пояснительной записки к балансу Фонда за 2003 год).
    Согласно пункту 3.5 названного Положения филиал открывает счета в банках в установленном порядке. Пунктом 8.1 Положения о филиале установлено, что филиал учитывает результаты своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.
    Таким образом, Положением о филиале предусмотрено ведение филиалом отдельного баланса.
    Как следует из имеющейся в материалах дела декларации по налогу на имущество за 2001 год, в спорный период филиал Фонда располагал имуществом.
    В связи с указанным обстоятельством арбитражный суд полагает, что у филиала присутствовали необходимые объекты для ведения отдельного бухгалтерского учета.
    В подтверждение наличия у филиала расчетных счетов заявителем представлены два сообщения от 6 июня 2001 года и от 1 июля 2003 года об открытии счетов в банке, представленные филиалом в налоговый орган.
    В судебном заседании представитель Фонда пояснил, что действительно, в целях обеспечения деятельности филиала в Хакасском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" открыт расчетный счет. В подтверждение данного обстоятельства Фонд представил в материалы дела договор банковского счета от 26 июня 2003 года N 269, подписанный от имени Фонда директором филиала Костяковым М.В.
    Учитывая положения подпункта "а" пункта 1 статьи 1, пункта 5 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 24 марта 1999 года N 52 "О налоге с продаж", наличие расчетного счета, открытого в целях обеспечения деятельности филиала, необходимость отражения на отдельном балансе имущества и результатов деятельности филиала, арбитражный суд приходит к выводу о том, Фонд в 4 квартале 2001 года обязан был подать декларацию по налогу с продаж, в том числе по месту нахождения своего филиала, состоящего на учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Абаканскому району Республики Хакасия.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.
    Состав и события вменяемых Фонду правонарушений, а также вина лица, привлекаемого к ответственности, доказаны заявителем.
    Факты совершения ответчиком нарушений налогового законодательства подтверждаются представленной в материалы дела декларацией за 4 квартал 2001 года.
    Решение от 29 июля 2004 года N 44 о привлечении налогоплательщика к ответственности вынесено налоговым органом в установленные сроки, действия квалифицированы правильно, размеры санкции определены верно ((30% + 240%) x 55264) = 149212,80), требования статей 104, 108, 115 Налогового кодекса Российской Федерации заявителем соблюдены.
    Мнение Фонда о том, что днем обнаружения налогового правонарушения является следующий день после установленной даты представления декларации, суд оценивает как ошибочное.
    Согласно пункту 1 статьи 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.
    То есть правонарушение может считаться обнаруженным в момент, когда налоговый орган установил все элементы состава правонарушения.
    О нарушении Фондом срока представления спорных деклараций налоговой инспекции стало достоверно известно 13 июля 2004 года - в день их фактического представления. В связи с этим заявление о взыскании сумм налоговых санкций за данное правонарушение могло быть предъявлено в суд не позднее 13 января 2004 года.
    Поскольку заявление о взыскании штрафных санкций подано налоговой инспекцией в суд 30 декабря 2004 года, срок взыскания налоговых санкций налоговым органом не нарушен.
    Ссылки Фонда на несоответствие требования об уплате штрафа положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не принимаются судом, поскольку, как установлено в судебном заседании, решения от 28 июля 2004 года N 42, от 28 июля 2004 года N 43 и от 29 июля 2004 года N 44 о привлечении к налоговой ответственности ответчиком получены, в связи с чем он имел возможность определить суммы штрафов по каждому налоговому правонарушению.
    В данном требовании указан срок для его добровольного исполнения - до 9 августа 2004 года. В вышеперечисленных решениях о привлечении к ответственности указаны периоды совершения налоговых правонарушений. В связи с данными обстоятельствами судом отклоняется довод налогоплательщика об отсутствии в требовании указания на "период взыскания штрафной санкции".
    Кроме того, указанные налогоплательщиком обстоятельства оформления требования не привели к ущемлению его прав.
    В обоснование ходатайства об уменьшении суммы штрафа Фонд ссылается на тяжелое материальное положение, на то, что спорное правонарушение совершено им впервые, налог с продаж уплачен своевременно, соответственно, ущерба не причинено.
    Оценив приведенные в обоснование данного ходатайства доводы, арбитражный суд полагает отказать Фонду в его удовлетворении. При этом суд руководствуется следующим.
    Ссылка Фонда на факт уплаты налога не свидетельствует об отсутствии состава спорного правонарушения. Налогоплательщик в силу статей 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, представлять налоговые декларации в налоговый орган и уплачивать налоги. Таким образом, исходя из смысла статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога не может быть расценена как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика.
    Как свидетельствуют материалы дела, налоговые декларации по налогу с продаж были представлены ответчиком со значительным пропуском сроков.
    Ссылка налогоплательщика на тот факт, что правонарушение совершено им впервые, опровергается решениями налогового органа от 28 июля 2004 года NN 42, 43 о привлечении Фонда к налоговой ответственности за подобные правонарушения.
    В силу пункта 2 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
    Хотя Фондом и представлены доказательства тяжелого материального положения, у суда отсутствуют основания для уменьшения размера штрафа в порядке пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по спорному правонарушению имеется обстоятельство, отягчающее ответственность, - повторное совершение аналогичного правонарушения.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает взыскать с Фонда штраф в сумме 149 212 рублей 80 копеек в соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение более чем на 180 дней срока представления декларации по налогу с продаж за 4 квартал 2001 года.
    Оставшаяся часть требований удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
    С 1 января 2002 года по 31 декабря 2003 года спорные отношения регулировались главой 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Республики Хакасия от 29 ноября 2001 года N 57 "О налоге с продаж".
    В соответствии со статьей 348 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога с продаж являлись организации и предприниматели, если они реализовывали товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.
  1. Глава 27."Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации и закон Республики Хакасия от 29 ноября 2001 года № 57 "О налоге с продаж" не содержат положений о том, что плательщиками налога с продаж являются филиалы юридических лиц, а также требований о необходимости представления деклараций по месту нахождения филиалов.

  2. Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу о том, что с 1 января 2002 года, то есть с момента вступления в действие главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Хакасия от 29 ноября 2001 года N 57 "О налоге с продаж", у Фонда не было обязанности представлять декларации по налогу с продаж в налоговые органы по месту нахождения филиала.
    На основании изложенного арбитражный суд полагает отказать в удовлетворении требований в части взыскания с Фонда штрафа в размере 9762 рублей 20 копеек за нарушение срока представления декларации по налогу с продаж за август 2002 года.
    Довод Общества о том, что Закон Республики Хакасия от 29 ноября 2001 года N 57 "О налоге с продаж" утратил силу и не соответствует Конституции Российской Федерации, не оценивается арбитражным судом, поскольку в части взыскания штрафа, наложенного за нарушение положений данного Закона и главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации, судом отказано.
    Государственная пошлина по делу составляет 4779 рублей 50 копеек и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределяется между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
    Таким образом, государственную пошлину в размере 4486 рублей следует отнести на Фонд.
    Государственная пошлина в сумме 293 рубля 50 копеек относится на налоговую инспекцию, но с нее не взыскивается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от ее уплаты.
    Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявленные требования удовлетворить в части.
    Взыскать с Фонда имущества Республики Хакасия, созданного Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 15 июня 1994 года N 114-п, находящегося по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, улица Ленина, 67, штраф в сумме 149212 рублей 80 копеек, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4486 рублей.
    В удовлетворении оставшейся части требований отказать.
    2.Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Е.В.КАСПИРОВИЧ