Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 25 августа 2005 года

По делу № А74-851/2005
    Резолютивная часть Постановления объявлена 22 августа 2005 года
    Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего судьи Коробка И.Н.,
    судей Силищевой Е.В., Хабибулиной Ю.В.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 июня 2005 года по делу N А74-851/2005, принятое судьей Сидельниковой Т.Н.
    В судебном заседании 22 августа 2005 года принимали участие представители:
    заявителя - Открытого акционерного общества "Саянмрамор": Половко В.Н., действующий на основании доверенности от 15.07.2005 N 7, Говердовская Л.В., действующая на основании доверенности от 12.08.2005 N 9;
    Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия: Баранцева Т.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2005, Фролов А.Г., действующий на основании доверенности от 09.08.2005.
    Протокол судебного заседания вела судья Хабибулина Ю.В.
    Открытое акционерное общество "Саянмрамор", г. Саяногорск, (ОАО "Саянмрамор") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск, (налоговый орган) по возврату излишне уплаченного налога в сумме 4000000 рублей и обязании налогового органа возвратить налог с начислением пеней в сумме 28888 рублей 89 копеек.
    Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 июня 2005 года заявление ОАО "Саянмрамор" удовлетворено. Бездействие налогового органа по возврату из бюджета денежных средств в сумме 4000000 рублей, уплаченных по определению Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.09.2004 по делу N А74-1332/01-К1, признано незаконным, как не соответствующее требованиям части 2 статьи 110 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Арбитражный суд первой инстанции обязал налоговый орган в течение тридцати дней с даты вступления в законную силу решения по делу N А74-851/2005 произвести возврат из соответствующих бюджетов денежных средств в сумме 4000000 рублей, уплаченных ОАО "Саянмрамор" платежными поручениями от 28.09.2004 N N 326 - 330, с начислением процентов в сумме 28888 рублей 89 копеек.
    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия с решением арбитражного суда не согласна, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.06.2005 по делу N А74-851/2005 отменить, в удовлетворении требований ОАО "Саянмрамор" отказать.
    Как следует из апелляционной жалобы, основанием для отмены оспариваемого решения является нарушение норм материального права, а именно пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 106 и пункта 1 статьи 110 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
    Кроме того, арбитражный суд первой инстанции, по мнению налогового органа, не принял во внимание, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога от 11.02.2005 подписано неуполномоченным лицом, а иные письма от 17.11.2004 и от 11.01.2005 не содержали ссылки на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми производится возврат денежных средств, следовательно, не являлись заявлениями о возврате сумм излишне уплаченного налога.
    По мнению налогового органа, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам ОАО "Саянмрамор" явилось препятствием для принятия налоговым органом мер, предусмотренных статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку в платежных поручениях ОАО "Саянмрамор" был указан налоговый период 2001 год, то налоговый орган произвел зачет платежей в счет оплаты налога за 2001 год.
    ОАО "Саянмрамор" считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - несостоятельной и не подлежащей удовлетворению.
    По мнению ОАО "Саянмрамор", при удовлетворении требований по платежам в бюджет при проведении процедур банкротства положения Налогового кодекса Российской Федерации не могут применяться, так как эти вопросы урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
    Кроме того, в пункте 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что очередь исполнения обязанности по уплате налогов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством, не допускающим преимущественного права налоговых органов на удовлетворение своих требований. Следовательно, по мнению ОАО "Саянмрамор", законных оснований для перечисления 4000000 рублей у него не имелось. Указанная сумма была перечислена в налоговый орган на основании определения Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.09.2004 по делу N А74-1332/01-К1, которое отменено вышестоящей инстанцией, а производство по данному вопросу прекращено. ОАО "Саянмрамор" полагает, что требование налогового органа о взыскании суммы задолженности по налогам, образовавшейся в период с 08.05.2001 по 19.09.2001, является многократно просроченным и не подлежащим удовлетворению.
    Отсутствие задолженности по внеочередным требованиям по уплате налогов подтверждается справкой налогового органа N 68 по состоянию на 26.03.2003, реестром требований кредиторов, актом сверки N 15 за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, из которых следует, что сумма задолженности по обязательным платежам, образовавшимся с 08.05.2001, включена в четвертую очередь реестра кредиторов. В нарушение норм материального права, как полагает ОАО "Саянмрамор", проведен налоговым органом зачет уплаченных отчислений в фонды по платежным поручениям от 28.09.2004.
    Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, уточнения, пояснения к апелляционной жалобе и отзыва на нее и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
    В соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
    Как следует из материалов дела, 08.05.2001 Арбитражный суд Республики Хакасия возбудил производство по делу N А74-1332/01-К1 по заявлению Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в лице его Территориального органа в Республике Хакасия о признании несостоятельным (банкротом) Открытого акционерного общества "Саянмрамор".
    20.06.2001 на ОАО "Саянмрамор" введено наблюдение.
    Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.09.2001 на ОАО "Саянмрамор" введено внешнее управление сроком на 12 месяцев.
    09.10.2002 ОАО "Саянмрамор" признано банкротом.
    23.07.2004 конкурсному управляющему Открытого акционерного общества "Саянмрамор" предъявлено требование N 09-06/12758 об уплате задолженности в размере 9802000 рублей по состоянию на 23.07.2004.
    29.07.2004 Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением уполномоченного органа на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" об обязании конкурсного управляющего ОАО "Саянмрамор" произвести расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами по текущим платежам в первоочередном порядке. Заявление налогового органа было мотивировано тем, что должник приступил к погашению внеочередных требований кредитора Юшковой О.В., не удовлетворив внеочередные требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшие с 08.05.2001.
    06.09.2004 Арбитражный суд Республики Хакасия вынес определение об удовлетворении заявления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия и обязал конкурсного управляющего ОАО "Саянмрамор" Каханова Н.Е. произвести в первоочередном порядке расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами по текущим платежам в размере 9665000 рублей. При этом арбитражный суд задолженность ОАО "Саянмрамор" по налогам и сборам, образовавшуюся с 08.05. по 19.09.2001, признал внеочередной, подлежащей уплате в порядке статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, установив, что очередность списания денежных средств была нарушена, обязал конкурсного управляющего ОАО "Саянмрамор" произвести расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами по текущим платежам в первоочередном порядке.
    28.09.2004 конкурсный управляющий ОАО "Саянмрамор" платежными поручениями N 326, 327, 328, 329 и 330 произвел платежи соответственно в сумме 293158 рублей в качестве страхового взноса в Фонд социального страхования, 27251 рубля ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 463265 рублей ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, 153493 рублей налога с владельцев транспортных средств, 3062833 рублей ЕСН в Пенсионный фонд Российской Федерации (федеральный бюджет).
    В каждом из перечисленных платежных документов имеется ссылка на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.09.2004 по делу N А74-1332/01-К1 как основание для перечисления денежных средств и коды бюджетной классификации доходов федерального бюджета, предусмотренные в приложении N 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ (далее - код ЭКД). В том числе: 110510, 110520, 110530, 110540 - ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в Фонд социального страхования, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В платежном поручении N 329 имеется ссылка на код ЭКД 1400315, на который в сентябре 2004 года зачислялись доходы от погашения задолженности по налогу с владельцев транспортных средств.
    Кроме того, в поле 107 указанных платежных поручений, в соответствии с требованиями пункта 6 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказами МНС РФ N БГ-3-10/98, ГТК РФ N 197, Минфина РФ N 23н от 03.03.2003 "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", в редакции, действовавшей в период осуществления платежа, ОАО "Саянмрамор" указал на то, что платеж является годовым и перечисляется за 2001 год.
    Общая сумма перечисления составила 4000000 рублей.
    Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.10.2004 определение от 06.09.2004 отменено, в удовлетворении заявления Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия об обязании конкурсного управляющего ОАО "Саянмрамор" Каханова Н.Е. произвести расчеты с бюджетами и внебюджетными фондами по текущим платежам в размере 9665000 рублей в первоочередном порядке отказано. Принимая Постановление, арбитражный суд апелляционной инстанции руководствовался вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2002 по делу N А74-2755/02-К2, которым установлено истечение сроков обращения в суд за взысканием недоимки по налогам по требованию налогового органа от 15.11.2001 N 474, в связи с чем оно признано не подлежащим удовлетворению. По требованию N 174 в заявленный период входят только отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 9715 рублей, в отношении которой при применении статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для возложения обязанности по ее погашению.
    Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа Постановлением от 15.12.2004 отменил вышеуказанные судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия.
    Определением от 16.03.2005, оставленным в силе Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.04.2005, Арбитражный суд Республики Хакасия отказал в удовлетворении заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия об обязании конкурсного управляющего ОАО "Саянмрамор" произвести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам в первоочередном порядке в связи с истечением сроков обращения в суд за взысканием недоимки по налогам по требованию налогового органа.
    Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.07.2005 по делу N А74-1332/01-К1 определение от 16.03.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 21.04.2005 отменены, и производство по делу прекращено.
    Отменяя судебные акты, арбитражный суд кассационной инстанции указал на то, что Управление ФНС по Республике Хакасия, обратившись с заявлением в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве ОАО "Саянмрамор", преследовало цель понуждения конкурсного управляющего погасить вне очереди задолженность по налогам, сборам и пени, обязанность по уплате которых возникла при осуществлении процедуры наблюдения, в связи с неисполнением должником в добровольном порядке обязанности по их уплате в бюджет и внебюджетные фонды как в срок, установленный для уплаты, так и после направления ему требования по текущим платежам N 09-06/12758 от 23 июля 2004 года на сумму 9802000 рублей. Арбитражным судом кассационной инстанции указано на то, что данные разногласия между должником и его кредитором по внеочередным обязательствам не могут рассматриваться по правилам пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а подлежат рассмотрению в общем порядке, установленном процессуальным законодательством, то есть вне дела о банкротстве. Данное обстоятельство служило основанием для прекращения производства по делу.
    Поскольку определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06.09.2004 по делу N А74-1332/01-К1 было отменено, 17.11.2004 конкурсный управляющий ОАО "Саянмрамор" обратился в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Хакасия с заявлением N 05-1147 о возврате излишне перечисленной суммы налогов по определению арбитражного суда от 06.09.2004 по делу N А74-1332/01-К1 для оплаты текущих налогов за октябрь 2004 года в сумме 400000 рублей.
    Кроме того, заявления о возврате суммы 4000000 рублей направлены ОАО "Саянмрамор" в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия 11.01.2005 за N 05-03 и 11.02.2005 N 15-106.
    Арбитражный суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводу налогового органа о подписании заявлений о возврате излишне уплаченного налога неуполномоченным лицом, данный довод вновь приведен налоговым органом в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания данной оценки довода неправомерной.
    Доказательств возврата денежных средств налоговым органом не представлено, как полагает налоговый орган, сумма налогов и сборов, перечисленная ОАО "Саянмрамор" по платежным поручениям от 28.09.2004, является внеочередным платежом, на который порядок погашения задолженности по обязательным платежам, установленный нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года, не распространяется, следовательно, возврат 4000000 рублей невозможен, так как ОАО "Саянмрамор" имеется задолженность по внеочередным платежам.
    Согласно пункту 1 статьи 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 года с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены в рамках конкурсного производства.
    Вместе с тем, денежные требования по внеочередным обязательствам должника составляют текущую задолженность, перечень таких обязательств установлен пунктом 1 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с которым во внеочередном порядке удовлетворяются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
    По смыслу статьи 2, пункта 1 статьи 4, статей 12, 15 и 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования по внеочередным платежам не включаются в реестр требований кредиторов должника, а оплачиваются с соблюдением очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами.
    В соответствии с частью 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации:
    - в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;
    - в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
    Таким образом, обязательства ОАО "Саянмрамор" по уплате налогов и сборов, возникшие после поступления в Арбитражный суд Республики Хакасия заявления о признании его банкротом, то есть после 08.05.2001, являются текущими платежами и подлежат удовлетворению в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами.
    Как следует из материалов дела, в обоснование законности и обоснованности удержания суммы, перечисленной по платежным поручениям от 28.09.2004, налоговым органом представлены арбитражному суду требования об уплате налогов и других обязательных платежей N 174 на 26.06.2001 и требование N 474 на 15.11.2001, выписки из карточек лицевого счета по налогам и сборам, указанным в платежных поручениях от 28.09.2004, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу с апреля по декабрь 2001 года, декларация по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год.
    Арбитражный суд первой инстанции при анализе требований налогового органа об оплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды N 174 по состоянию на 26.06.2001 и N 474 по состоянию на 15.11.2001 правомерно пришел к выводу о том, что задолженность по ЕСН в федеральный бюджет, Фонд социального страхования, Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (коды БКД 1010510, 1010520, 1010530, 1010540) согласно требованию N 174 образовалась по состоянию на 16.04.2005, то есть до принятия к производству заявления о признании ОАО "Саянмрамор" несостоятельным. Вследствие этого предъявленные к уплате в требовании N 174 суммы ЕСН не относятся к текущей задолженности, расходы на погашение которой возмещаются вне очереди.
    В требование N 474 по состоянию на 15.11.2001 налоговый орган включил авансовые платежи по ЕСН в федеральный бюджет по срокам 15.06.2001 (1192862 рубля), 17.08.2001 (1185385 рублей 49 копеек), ЕСН в Фонд социального страхования по сроку 31.08.2001 (132112 рублей), ЕСН в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по срокам 15.08.2001 (8520 рублей), 17.09.2001 (8467 рублей 05 копеек), ЕСН в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по сроку 15.08.2001 (144848 рублей), 17.09.2001 (14939 рублей 45 копеек).
    Общая сумма задолженности по ЕСН по требованию от 15.11.2001 N 474 по срокам, входящим в период с даты принятия заявления о признании предприятия банкротом (08.05.2001) до даты введения внешнего управления (19.09.2001), составила 2816133 рубля 50 копеек. В том числе 2378247 рублей в федеральный бюджет, 132112 рублей в Фонд социального страхования, 16987 рублей 05 копеек в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 288787 рублей 45 копеек в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
    Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции считает неправомерным оставление без внимания и оценки факта наличия в требовании N 474 по состоянию на 15.11.2001 сумм взносов во внебюджетные фонды, срок уплаты которых наступил в период с 20.09.2001, поскольку решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2002 по делу N А74-2755/02-К2 по заявлению налогового органа к ОАО "Саянмрамор" о взыскании 11821659 рублей 82 копеек недоимки и пени по налогам и сборам принималось по требованиям, предъявленным налоговым органом в период внешнего управления, в том числе и по требованию N 474.
    Данное решение вступило в законную силу, и обстоятельства, установленные им, в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
    Как следует из решения арбитражного суда от 28.11.2002 по делу N А74-2755/02-К2, в сумму заявленных требований налогового органа вошли частично и суммы по требованию N 474 по состоянию на 15.11.2001, то есть суммы по обязательствам, срок исполнения которых приходился на период внешнего управления. При рассмотрении дела арбитражным судом было установлено, что срок для обращения в арбитражный суд за принудительным взысканием налогов по требованию N 474, который является пресекательным, налоговым органом пропущен, что исключало для арбитражного суда возможность удовлетворить требования налогового органа по взысканию налогов и сборов по вышеуказанному требованию.
    Обязанность по уплате налогов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, при этом истечение сроков для взыскания налогов по решению суда не исключает обязанность налогоплательщика уплатить задолженность по налогам в добровольном порядке.
    Из требования N 474 по состоянию на 15.11.2001 следует, что суммы Единого социального налога по срокам уплаты с 20.09.2001 составили 1292424 рубля 67 копеек, в том числе: в федеральный бюджет по сроку 15.10.2001 - 1066292 рубля, в Фонд социального страхования по сроку 30.09.2001 - 59937 рублей, по сроку 31.10.2001 - 29100 рублей 82 копейки, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку 15.10.2001 - 7616 рублей 48 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по сроку 15.10.2001 - 129478 рублей 37 копеек.
    Арбитражный суд апелляционной инстанции считает неправильным вывод суда первой инстанции об обоснованности перечисления ОАО "Саянмрамор" только суммы 2816133 рублей 50 копеек, так как требование налогового органа N 474 по состоянию на 15.11.2001 на сумму 6519808 рублей 45 копеек содержало требования по уплате недоимки по взносам во внебюджетные фонды в период внешнего управления на сумму 1292424 рубля 67 копеек.
    Таким образом, по требованию N 474 не доплачен ЕСН в Пенсионный фонд в сумме 381706 рублей 49 копеек, переплачен ЕСН в Фонд социального страхования составила 72007 рублей 48 копеек, в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования - 2647 рублей 47 копеек и 44999 рублей 18 копеек, соответственно, уплата налога на владельцев транспортных средств в сумме 153493 рубля по данному требованию не предполагалась.
    О реальности возникших обязательств ОАО "Саянмрамор" по уплате платежей по единому социальному налогу во внебюджетные фонды в период с 08.05.2001 (принятие Арбитражным судом Республики Хакасия заявления о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Саянмрамор") по 31.12.2001 (осуществление на ОАО "Саянмрамор" внешнего управления), свидетельствуют расчеты ОАО "Саянмрамор", направляемые им ежемесячно в налоговый орган, декларация по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год, из которой следует, что задолженность по данному налогу составляет 153493 рубля.
    Из сведений, отраженных в карточках лицевого счета ОАО "Саянмрамор" за 2004 год, следует, что задолженность по текущим платежам в федеральный бюджет (Пенсионный фонд) составляет на 01.09.2004 (на начало месяца оплаты по платежному поручению N 330 суммы 3062833 рублей) составляла 9996216 рублей 72 копейки (12468686,72 - 2472470,0, т.е. от задолженности на 01.09.2004 вычтена задолженность, образовавшаяся на 17.05.2001); Фонд социального страхования - 219360 рублей 53 копейки (325884,53 - 106524), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1505845 рублей 76 копеек (1806074,76 - 300229). По Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на момент оплаты недоимка по взносу отсутствовала, 01.09.2004 ОАО "Саянмрамор" было оплачено 448 рублей 85 копеек, по налогу с владельцев транспортных средств на 28.09.2004 имелась недоимка 59742 рубля 81 копейка, в результате перечисления 28.09.2004 по платежному поручению N 329 153493 рублей переплата по налогу составила 93750 рублей 19 копеек.
    Кроме того, как следует из записей в карточках лицевого счета, денежные средства, поступившие по вышеуказанным платежным поручениям, зачислены налоговым органом, в соответствии с указанием ОАО "Саянмрамор" в поле 107 платежных поручений, в счет погашения задолженности 2001 года, а из материалов дела следует, что задолженность по налогам и взносам по текущим платежам в данный временной период имела место.
    В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2002 по делу N А74-2755/02-К2, с учетом определений об исправлении описки от 24.01.2003 и от 10.02.2003, в доход бюджетов соответствующих уровней с ОАО "Саянмрамор" взыскано 10615346 рублей 34 копейки, в том числе налогов в сумме 7921658 рублей и пеней в сумме 2693677 рублей 61 копейка. Данная сумма налогов и пеней по своей природе является текущими платежами, поскольку обязанность по уплате налогов и сборов возникла у ОАО "Саянмрамор" в период внешнего управления и, как было указано выше, порядок погашения данных платежей установлен статьей 855 ГК РФ.
    Включение ОАО "Саянмрамор" данной задолженности в реестр требований кредиторов четвертой очереди в соответствии с требованиями части 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" является неправомерным.
    Довод ОАО "Саянмрамор" о том, что взыскание по данному требованию не могло быть произведено налоговым органом, так как срок для обращения в арбитражный суд о взыскании суммы задолженности является многократно просроченным, арбитражный суд апелляционной не принимает во внимание, так как предметом рассмотрения по данному делу является бездействие налогового органа по возврату перечисленных ОАО "Саянмрамор" платежными поручениями от 28.09.2004 налогов в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 4000000 рублей.
    Кроме того, факт перечисления налогов по платежным поручениям от 28.09.2004 в большей сумме, чем это установлено в требовании, может свидетельствовать о добровольном погашении ОАО "Саянмрамор" задолженности по текущим платежам.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, как правильно указал ОАО "Саянмрамор" в отзыве на апелляционную жалобу, очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации, а именно, как указывалось выше, по текущим платежам в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, доказательств нарушения данного порядка при перечислении 4000000 рублей ОАО "Саянмрамор" в арбитражный суд представлено не было. Арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае и нарушений прав кредиторов, так как платеж осуществлялся в счет задолженности по текущим платежам 2001 года, непогашенная задолженность по налогам и сборам по текущим платежам имела место и на момент перечисления спорной суммы.
    В соответствии с требованиями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
    По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
    Сумма излишне оплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
    Учитывая, что задолженность по текущим платежам, подлежащим уплате во внеочередном порядке, только за период внешнего управления согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2002 по делу N А74-2755/01-К2 по налогам составила 7921658 рублей 57 копеек, а по пеням - в сумме 2693677 рублей 61 копейка, налоговый орган правомерно руководствовался пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и не произвел возврат перечисленной ОАО "Саянмрамор" спорной суммы.
    Вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что задолженность по текущим платежам подлежит уплате в бюджет и во внебюджетные фонды в порядке, установленном частью 2 статьи 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", как было указано выше, противоречит действующему законодательству.
    Поскольку внеочередные платежи ликвидируемого предприятия осуществляются в порядке, установленном нормой Гражданского кодекса Российской Федерации, которые при перечислении денежных средств по платежным поручениям от 28.09.2004 нарушены не были, а ОАО "Саянмрамор" имел задолженность по текущим платежам, в том числе по Единому социальному налогу в федеральный бюджет Пенсионного фонда, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и частично по налогу с владельцев транспортных средств, арбитражный суд первой инстанции в нарушение действующего законодательства удовлетворил требования ОАО "Саянмрамор".
    В силу статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возврату только излишне перечисленные налоги и сборы, как следует из материалов дела, на дату перечисления денежных средств недоимка отсутствовала только по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и частично, в сумме 93750 рублей 19 копеек, по налогу на владельцев транспортных средств, но, учитывая, что, обращаясь за возвратом перечисленной суммы, ОАО "Саянмрамор" имеет задолженность по иным текущим платежам, которые подлежат перечислению в бюджет и внебюджетные фонды вне очереди, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания бездействия налогового органа по возврату 4000000 рублей неправомерными.
    Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что отмена определения, на основании которого была перечислена задолженность по внеочередным платежам по налогам, при наличии задолженности ОАО "Саянмрамор" по вышеуказанным платежам не порождает для налогового органа обязанности по возврату данной суммы только на том основании, что вышеуказанное определение суда было отменено, поскольку обязанность по уплате налогов, установленная статьей 57 Конституции Российской Федерации, прекращается их уплатой.
    Арбитражный суд апелляционной инстанции считает несостоятельным и довод ОАО "Саянмрамор" об отсутствии у него задолженности по налогам и сборам, образовавшейся в период наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства на том основании, что данная задолженность включена им в четвертую очередь реестра требований кредиторов, так как нарушение порядка очередности списания денежных средств не может является основанием для прекращения обязательств по уплате налогов и сборов, обязанность по уплате которых возникла в указанный период.
    На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба налогового органа подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене с принятием нового решения об отказе ОАО "Саянмрамор" в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие налогового органа по возврату излишне уплаченного налога в сумме 4000000 рублей.
    В соответствии с подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе по настоящему делу составляют 2000 рублей и 1000 рублей соответственно. С учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам их рассмотрения государственная пошлина относится на ОАО "Саянмрамор".
    Так как по результатам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции государственная пошлина возвращена ОАО "Саянмрамор" полностью, подлинное платежное поручение от 09.03.2005 N 32 возвращено и выдана справка на возврат государственной пошлины, арбитражный суд апелляционной инстанции взыскивает с ОАО "Саянмрамор" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины.
    Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
    Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия удовлетворить.
    Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 июня 2005 года по делу N А74-851/2005 года отменить.
    В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Саянмрамор", г. Саяногорск, о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, по возврату из бюджета денежных средств в сумме 4000000 рублей с начислением пеней в сумме 28888 рублей 89 копеек отказать.
    Взыскать с открытого акционерного общества "Саянмрамор", г. Саяногорск, зарегистрированного Администрацией города Саяногорска 21 сентября 1992 года N 275, расположенного по адресу: г. Саяногорск, ул. Индустриальная, 17, в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
    Выдать исполнительный лист.
    Настоящее Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий судья
    И.Н.КОРОБКА
    Судьи
    Е.В.СИЛИЩЕВА
    Ю.В.ХАБИБУЛИНА