-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Саратовской области
Решение от 04 мая 2006 года № А57-1106/03-26
Арбитражный суд Саратовской области в составе
председательствующего судья К.С.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы искового заявления ОАО "Саратовнефтегаз" г. Саратов
к Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской" Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 05.01.2003 N 1/05 и требований об уплате налогов и штрафов NN 760, 761 от 05.01.2003 за 3 кв. 2002 г. и встречному иску Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о взыскании с Открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" налоговых санкций на основании п. 1 ст. 122, ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 3510433 руб.,
С участием в заседании
от истца - С.Т.Б., С.М.И.
от ответчика - Ш.С.А.
ОАО "Саратовнефтегаз" обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства. Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 05.01.2003 N 1/05 и требований об уплате налогов и штрафов N N 760, 761 от 05.01.2003 за 3 кв. 2002 г..
Суд принял к производству встречный иск о взыскании с Открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" налоговых санкций на основании п. 1 ст. 122, ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 3510433 руб.
Доводы истца, оспорившего решение Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 05.01.2003 N 1/05 заключаются в том, что он не согласен с доначислением ему к уплате сумма налога на добычу полезных ископаемых 17.543.916 рублей и привлечением ОАО "Саратовнефтегаз" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 3.508.783 руб. и п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 1650 руб.
Несогласия с решением выражены в том что:
1.истребованные документы частично были представлены, а оставшаяся часть не представлена по причине их конфиденциальности и отсутствия в наличии.
2.Занижения налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытой нефти за счет не отраженных в налоговой декларации сверхнормативных потерь за 3 квартал 2002 г. в сумме 175749 руб. не было.
3.ОАО "Саратовнефтегаз" считает полностью неправомерным доначисление налога на добычу полезных ископаемых в сумме 17.368.167 руб. за 3 квартал 2002 г., т.к. отсутствует объект налогообложения при сжигании на факелах газа.
Межрайонная инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области считает, что природный газ, сжигаемый налогоплательщиком в факеле, является объектом налогообложения, однако ОАО "Саратовнефтегаз" налог за 3-й квартал 2002 г. не исчислил и не представил истребованные документы, а также занизил налогооблагаемую базу неотражением в налоговой декларации сверхнормативных потерь.
Решением арбитражного суда от 16.07.2004 г. исковые требования Открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" удовлетворены, а во встречном иске налогового органа отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.11.2004 г. решение суда первой инстанции изменено и решение налогового органа признано недействительным в части 12 725609 руб. налога, штрафа по ст. 122 НК РФ в сумме 2545121 руб., и штрафа по ст. 126 НК РФ в размере 1650 руб.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 14 января 2005 года Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Саратовской области от 03.11.2004 по делу N А57-1106/03-26 отменено, а решение арбитражного суда первой инстанции от 16.07.2004 оставлено в силе.
Постановлением ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 августа 2005 г. N 4540/05 решение суда первой инстанции от 16.07.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1106/03-26 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по тому же делу отменено, с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Саратовской области для определения какой объем газа в добытом минеральном сырье подпадает под объект налогообложения, исходя из того, что обществом он мог, но не был доведен до соответствующего стандарта, в связи с чем не был включен в налогооблагаемую базу.
Исследовав, в том числе дополнительно представленные материалы дела суд счел требования ОАО "Саратовнефтегаз" подлежащими удовлетворению в части признания недействительным решения ИФНС и требований по штрафу по ст. 126 НК РФ и штрафу по ст. 122 НК РФ в сумме 2 545 122 руб., а также доначисления 12 725609 руб. налога
Как видно из материалов дела, Межрайонная инспекция МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области провела камеральную проверку деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых за 3-й квартал 2002 г.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки налоговым органом у налогоплательщика по требованию N 04-06/3560 от 31.10.2002 г. были затребованы документы в подтверждение правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых. ОАО "Саратовнефтегаз" было представлено 66 документов: копии лицензий, выписки из приказа по "Учетной политике предприятия", договоры, платежные поручения.
Привлекая общество к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление ряда документов, налоговый орган не представил доказательств их надлежащего истребования у налогоплательщика.
В решении инспекции перечислены документы, которые ОАО "Саратовнефтегаз" не представило в соответствии с требованием.
Однако, требование N 04-06/3560 не содержит четкого перечня запрашиваемых документов, а содержит лишь общие наименования. Учитывая, что размер штрафа по ст. 126 НК РФ рассчитывается исходя из количества не представленных документов, все документы, затребованные налоговым органом должны, быть четко перечислены в требовании о представлении документов. Кроме того, документы, указанные в подпунктах с 28 по 31 решения налогового органа не могли быть представлены в налоговый орган, так как не используются налогоплательщиком в своей деятельности. Доказательств обратного налоговым органом в соответствии со ст. 108 НК РФ не представлено.
На основании изложенного заявленные требования о признании недействительными решения N 1/05 от 05.01.2003 г. и требования N 761 от 05.01.2003 г. в части взыскания штрафа по ст. 126 НК РФ подлежат удовлетворению.
По мнению налогового органа ОАО "Саратовнефтегаз" допущено занижение налога на добычу полезных ископаемых в отношении добытой нефти в связи с неотражением в налоговой декларации сверхнормативных потерь за 3-ий квартал 2002 г. в сумме 175749 руб.
В обоснование своих выводов налоговая инспекция ссылается на п. 5 Постановления Правительства РФ от 29. 12.2001 г. N 921, согласно которому Минэнерго России утвердило нормативы технологических потерь нефти.
Однако, 15.02.1997 г. Министерством топлива и энергетики и Министерством нефтяной промышленности были утверждены нормы технологических потерь нефти на период 1998-2003 г. г. по предприятиям НК "Сиданко", в которых для ОАО "Саратовнефтегаз" утверждена единая норма на 2002 г. - 0,516.
Новые нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировки на 2002 г. Минэнерго в соответствии с п. 5 Постановлением Правительства отдельно для каждого месторождения ОАО "Саратовнефтегаз" были утверждены только в октябре 2002 г., что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, нормативы технологических потерь, утвержденные в октябре 2002 г., не могли быть использованы ОАО "Саратовнефтегаз" в 3-ем квартале 2002 г.
На основании изложенного оснований для доначисления налога на добычу полезных ископаемых у налогового органа не имелось, в связи с чем заявленные ОАО "Саратовнефтегаз" требования в данной части подлежат удовлетворению.
В результате проверки, кроме того, инспекция установила расхождения в данных по количеству добытого газа, указанного в декларации и в отраслевой форме статистической отчетности в сторону занижения налогооблагаемой базы в связи с неуказанием в декларации количества сожженного в факелах газа.
Что касается наличия или отсутствия объекта налогообложения, то суд счел доводы Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области правомерными по существу по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 336, 337 НК РФ Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, признаются:
полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующе государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Свободный газ, добываемый ОАО "Саратовнефтегаз" и не используемый им в переработке, а сжигаемый в факелах является полезным ископаемым, а значит и объектом налогообложения.
Из чего следует, что налог на добычу полезных ископаемых от добытого объема подлежит уплате.
Относительно количества добытого газа, и сожженного в факелах в 3-м квартале 2002 г. инспекцией произведены соответствующие, корректировки по согласованию с налогоплательщиком. К дополнительно представленному расчету по объему расчетных единиц налогоплательщик представил поправки на технологические потери. Налоговый орган не оспаривает окончательную сумму доначисленного налога равную 4818307 руб. ОАО "Саратовнефтегаз" подтверждая указанную сумму в качестве расчетной единицы оспаривает ее по существу. По расчетам спора нет.
Дополнительный довод ОАО "Саратовнефтегаз" о том, что действовавшее в 2003 г. законодательство (ст.337 НК РФ) предусматривала в качестве объекта налогообложения - полезного ископаемого газ горючий из газовых и газоконденсатных месторождений, к которым не относятся Разинское, Малинновражное, Мечеткинское, Западно-степное, Разумовское, не может быть принят во внимание. Независимо от того, что указанные месторождения относятся к газонефтяным и нефтегазокондексатным месторождениям налог на добычу полезных ископаемых подлежит уплате, поскольку имеется объект налогообложения. Согласно постановлению ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 августа 2005 г. N 4540/05 добываемый и сжигаемый обществом на факеле газ относится к полезным ископаемым.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 201 АПК РФ суд,
1.Признать недействительным решение МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N 1/05 от 05.01.2003 г. в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 12725609 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 2545121 руб. и по ст. 126 НК РФ в размере 1650 руб.
2.Признать недействительным требование МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области об уплате налога N 760 от 05.01.2003 г. в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых в сумме 12725609 руб.
3.Признать недействительным требование МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области об уплате налоговых санкций N 761 от 05.01.2003 г. в части взыскания штрафа по ст. 122 НК РФ в размере 2545121 руб. и по ст. 126 НК РФ - 1650 руб.
4.В остальной части в удовлетворении заявленных требований ОАО "Саратовнефтегаз" г. Саратов отказать.
5.Взыскать с ОАО "Саратовнефтегаз" г. Саратов в доход бюджета штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 963661 руб.
6.В остальной части в удовлетворении встречного иска МРИ МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области отказать.
7.Взыскать с ОАО "Саратовнефтегаз" в доход федерального бюджета 16236 руб. государственной пошлины.