-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 26 февраля 2006 года № А74-476/2006
Резолютивная часть решения объявлена 22 февраля 2006 года.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2006 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Силищевой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
к Открытому акционерному обществу "Хакасский рыбокомбинат", город Абакан,
о взыскании налоговых санкций в сумме 1.172 рублей 80 копеек.
В судебном заседании принимали участие представители
заявителя: Детина В.Ю. по доверенности от 10.01.2006 года;
налогоплательщика: Беляков О.В. по доверенности от 27.10.2004 года N 185/010.
Протокол судебного заседания вела судья Силищева Е.В.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан, (далее - налоговый орган или налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Хакасский рыбокомбинат", город Абакан, (далее - ОАО "Хакасский рыбокомбинат" или Общество) 1.172 рублей 80 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату транспортного налога за шесть месяцев 2005 года.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал требования, изложенные в заявлении, пояснив, что до настоящего времени сумма штрафа Обществом не уплачена. Кроме того, пояснил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Таким образом, налоговая декларация характеризуется законодателем как самостоятельное заявление налогоплательщика, в котором отражена информация об исчислении налога. В силу статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. На основании данной нормы, ответчик представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу, в которой самостоятельно в порядке статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации исчислил налог, подлежащий уплате в бюджет, и в порядке статьи 81 Кодекса увеличило его размер. При этом в силу пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации Общество, до подачи данной уточненной декларации, обязано было уплатить доначисленную им сумму налога (то есть разницу между суммой налога, указанной в первоначальной налоговой декларации, и суммой налога, заявленной в уточненной декларации) и соответствующие ей пени за каждый день просрочки уплаты налога для освобождения от ответственности. Данную обязанность ОАО "Хакасский рыбокомбинат" не исполнило. Таким образом, по мнению налогового органа, привлечение Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является правомерным. Также представитель заявителя, указал на необоснованность и несоответствие фактическим обстоятельствам доводов ответчика о том, что Общество при представлении налоговых деклараций по транспортному налогу руководствовалось письменными разъяснениями Управления МНС России по РХ и что данное обстоятельство исключает его вину в соответствии со статьей 111 НК РФ. В письме от 21.04.2003 года Управление не указало, что налогоплательщик освобожден от уплаты транспортного налога. Следовательно, обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении налогового правонарушения, не имеется. Подпункт 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ содержит закрытый перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения по транспортному налогу. В случае если Общество является сельхозпроизводителем, но числящиеся за ним транспортные средства предусмотрены в указанной выше норме, данные транспортные средства являются объектом налогообложения по транспортному налогу, хотя и используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Представитель налогоплательщика пояснил, что требования налогового органа не признает по следующим основаниям:
ОАО "Хакасский рыбокомбинат" является и включено в перечень предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, входящих в агропромышленный комплекс РХ, как предприятие, производящее сельхозпродукцию. 08.07.2005 года Обществом представлена в налоговую инспекцию налоговая декларация по транспортному налогу за шесть месяцев 2005 года, в которой указали к уплате транспортного налога два легковых автомобиля. Между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, является ли Общество плательщиком транспортного налога или освобождено от его уплаты, в связи с чем, в адрес налогового органа был направлен запрос N 102 от 04.08.2005 года. Исходя из разъяснений налогового органа, 23.09.2005 года Обществом представляется уточненная налоговая декларация по транспортному налогу, но ввиду тяжелого финансового положения произвести своевременную уплату налога не представилось возможным. В связи с выполнением налогоплательщиком разъяснений налогового органа вина Общества в совершении налогового правонарушения отсутствует.
Кроме того, налогоплательщик заявил ходатайство об уменьшении размера штрафа и о применении судом обстоятельств, смягчающих ответственность, поскольку действия по неуплате транспортного налога напрямую связаны с ответом налогового органа на запрос налогоплательщика, где было указано на отсутствие обязанности по уплате транспортного налога, так как Общество является сельхозпроизводителем.
Представитель налогоплательщика не согласен с позицией налогового органа о том, что подпункт 5 пункта 2 статьи 358 НК РФ содержит закрытый перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения по транспортному налогу.
Арбитражный суд в ходе рассмотрения дела установил, что Открытое акционерное общество "Хакасский рыбокомбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации города Абакана 18.07.1994 года, свидетельство N 2263; Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия 27.11.2002 года внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, выдано свидетельство серии 19 N 0121500.
08 июля 2005 года ОАО "Хакасский рыбокомбинат" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за полугодие 2005 года с указанием суммы налога, подлежащего уплате в бюджет в размере 370 рублей.
23 сентября 2005 года налогоплательщик представил уточненную декларацию за указанный период, в которой продекларировал к уплате налог в сумме 6.234 рублей.
06 декабря 2005 года налоговый орган по результатам камеральной проверки вынес решение N 4573 о привлечении ОАО "Хакасский рыбокомбинат" к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату транспортного налога в сумме 5.864 рублей (6.234 - 370) за полугодие 2005 года в виде штрафа в размере 1.172 рублей 80 копеек.
Решение и требование об уплате налоговой санкции от 07.12.2005 года N 3224 получены налогоплательщиком 14.12.2005 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление от 12.12.2005 года N 96610.
Отсутствие оплаты штрафа явилось основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с заявлением.
Дело рассмотрено в соответствии с правилами главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Под налоговым периодом, в соответствии с пунктом 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации, понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Хакасия Закон Республики Хакасия "О транспортном налоге" от 25 ноября 2002 года N 66 введен в действие с 1 января 2003 года.
В соответствии со статьей 2 названного Закона налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом признаются полугодие и 9 месяцев календарного года.
В силу статьи 4 Закона от 25 ноября 2002 года налоговая декларация по итогам отчетного периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
В статье 5 Закона РХ определен порядок и сроки уплаты транспортного налога. Так, исчисление сумм авансовых платежей за отчетные периоды по итогам налогового периода производится исходя из общей суммы налога по всем транспортным средствам, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного или налогового периода за вычетом ранее уплаченных авансовых платежей по налогу.
В силу статей 2, 4 и 5 Закона Республики Хакасия "О транспортном налоге" у ОАО "Хакасский рыбокомбинат" возникла обязанность уплатить в срок не позднее 25.07.2005 года авансовый платеж по транспортному налогу за полугодие 2005 года.
Доказательства уплаты авансового платежа по транспортному налогу в сумме 5.864 рублей налогоплательщик не представил, в связи с чем арбитражный суд признал обоснованным вывод налогового органа о неуплате Обществом авансовых платежей за полугодие 2005 года.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Объективная сторона правонарушения, указанного в пункте 1 статьи 122 Кодекса, выражается в неуплате или неполной уплате сумм налога.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик, как было указано ранее, не произвел платежи за полугодие 2005 года, которые в силу статьи 5 Закона Республики Хакасия "О транспортном налоге" имеют авансовый характер.
Вследствие этого арбитражный суд пришел к выводу, что оснований для применения санкции пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации у налогового органа не имелось, так как бездействие налогоплательщика по поводу авансовых платежей за отчетный период 2005 года не образует признаков объективной стороны названного правонарушения.
Аналогичный вывод содержится в пункте 16 приложения к письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно названному пункту в случае неуплаты или неполной уплаты сумм авансового платежа по налогу предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ответственность не может быть применена.
С учетом изложенного арбитражный суд не усматривает оснований для взыскания штрафа в сумме 1.172 рублей 80 копеек, начисленного заявителем по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату авансового платежа по транспортному налогу за полугодие 2005 года.
С учетом указанного вывода арбитражный суд не оценивает дополнительные доводы сторон.
Государственная пошлина по настоящему делу в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 500 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
По результатам рассмотрения спора государственная пошлина в полном объеме относится на заявителя. Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, взыскание госпошлины по настоящему делу в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 212, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия, город Абакан, о взыскании с Открытого акционерного общества "Хакасский рыбокомбинат", город Абакан, налоговых санкций в сумме 1.172 рублей 80 копеек, начисленных в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия
Е.В.СИЛИЩЕВА