-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 04 июля 2004 года № А74-1185/04-К2

    от 4 июля 2004 г. Дело N А74-1185/04-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Сидельниковой Т.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Открытого акционерного общества "Гостиница "Кантегир", город Абакан, к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
    об оспаривании уведомления от 28 ноября 2003 года N 16 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
    В судебном заседании принимали участие представители сторон:
    заявителя - Григорьева Н.Н., доверенность от 01.03.2004;
    налогового органа - Василец И.Р., доверенность от 05.01.2004.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 27.05.2004 составил резолютивную часть решения. Мотивированное решение составлено 04.07.2004.
    Протокол судебного заседания вела судья Т.Н. Сидельникова.
    Открытое акционерное общество "Гостиница "Кантегир" оспаривает уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) от 28.11.2003 N 16 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
    Налоговый орган просит отказать в удовлетворении заявления, так как считает, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ обоснованно применен в отношении заявителя.
    Арбитражный суд установил, что уставный капитал Открытого акционерного общества "Гостиница "Кантегир" составляет 93231 рубль и состоит из 93321 размещенной обыкновенной акции стоимостью 1 рубль (пункт 1 статьи 5 Устава).
    Выписка из реестра Открытого акционерного общества "Гостиница "Кантегир" свидетельствует, что в течение времени с 13.12.1995 по 01.01.2004 владельцем 70155 акций являлось муниципальное образование город Абакан в лице Комитета по управлению имуществом города. Соотношение количества акций, принадлежащих муниципальному образованию, с общим количеством акций составляет 75,18%.
    Владельцами 23166 акций являются 20 физических лиц.
    06.11.2003 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2004.
    28.11.2003 Налоговая инспекция со ссылкой на подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации уведомила Открытое акционерное общество "Гостиница "Кантегир" о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
    Налогоплательщик просит признать уведомление недействительным, так как полагает, что установленный подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации запрет на применение упрощенной системы налогообложения на него не распространяется.
    Арбитражный суд пришел к следующим выводам.
    Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлен запрет на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
    Как следует из отзыва налогового органа на заявление налогоплательщика, основанием для направления оспариваемого уведомления явилось приведенное выше соотношение количества акций хозяйственного общества, которое налоговый орган расценил как непосредственное участие другой организации, доля участия которой превысила 25%.
    При этом под другой организацией Налоговая инспекция понимает Комитет по управлению имуществом города Абакана, который в силу пунктов 1.1 и 1.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Абакана, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.03.1997 N 223, является органом местного самоуправления и имеет статус юридического лица.
    Арбитражный суд признал вывод налогового органа не соответствующим действующему законодательству.
    Так, согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
    Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
    В силу названных правовых норм Комитет по управлению имуществом города Абакана в рассматриваемой ситуации вправе выступить в качестве акционера (участника) Открытого акционерного общества "Гостиница "Кантегир" исключительно от имени муниципального образования города Абакана.
    Согласно статье 48 ГК РФ учредители юридического лица в связи с участием в образовании имущества юридического лица могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Хозяйственные общества относятся к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
    С учетом положений статей 48, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации Комитет по управлению имуществом города Абакана собственником 70155 акций, а равно имущества этого хозяйственного общества не является.
    Таким образом, совокупность перечисленных правовых норм свидетельствует, что Комитет по управлению имуществом города Абакана действовал в соответствии с пунктом 1.3, подпунктом 4 пункта 2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Абакана как орган местного самоуправления, специально уполномоченный на реализацию прав собственника (муниципального образования город Абакан), и в том смысле, который вытекает из подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, его участие в Открытом акционерном обществе "Гостиница "Кантегир" не имело места.
    В связи с этим арбитражный суд признал, что вывод налогового органа об участии в ОАО "Гостиница "Кантегир" Комитета по управлению имуществом города Абакана как самостоятельной организации не соответствует требованиям статей 48, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1.3, 2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Абакана и фактическим обстоятельствам дела.
    К муниципальным образованиям в Российской Федерации относятся городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
    Муниципальное образование не обладает признаками организации в том виде, как они определены в целях регулирования налоговых правоотношений в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
    В связи с этим арбитражный суд пришел к выводу, что участие этого муниципального образования или органов местного самоуправления от имени муниципального образования в хозяйственном обществе не регулируется подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Руководствуясь перечисленными выше правовыми нормами, учитывая совокупность установленных обстоятельств, арбитражный суд признал, что подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит препятствий для применения хозяйственным обществом, участником которого является муниципальное образование в лице органа местного самоуправления, упрощенной системы налогообложения.
    Правовых и фактических оснований для применения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации у Налоговой инспекции при рассмотрении заявления ОАО "Гостиница "Кантегир" от 06.11.2003 не имелось, уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения направлено налоговым органом без учета статей 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Уведомление налогового органа от 28.11.2003 N 16 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по своему характеру является ненормативным правовым актом, имеет распорядительно-властный характер, в связи с чем спор о признании его недействительным подведомствен арбитражному суду.
    Нарушения срока, установленного в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не установил.
    Государственная пошлина по делу составляет 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
    По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на налоговый орган. Учитывая, что налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", арбитражный суд не производит взыскание государственной пошлины по результатам рассмотрения данного дела и в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" полагает возвратить заявителю государственную пошлину в сумме 1000 рублей из федерального бюджета.
    Подлинник квитанции от 01.03.2004 также следует возвратить Открытому акционерному обществу "Гостиница "Кантегир", город Абакан, выдать справку на возврат государственной пошлины.
    Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Удовлетворить заявление Открытого акционерного общества "Гостиница "Кантегир", город Абакан.
    Признать недействительным уведомление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, город Абакан, от 28 ноября 2003 года N 16 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
    2.Возвратить Открытому акционерному обществу "Гостиница "Кантегир", город Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по квитанции от 01.03.2004.
    3.Возвратить Открытому акционерному обществу "Гостиница "Кантегир", город Абакан, подлинник квитанции от 01.03.2004 и выдать справку на возврат государственной пошлины.
    Настоящее решение в течение месяца после его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
    В срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, оно может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, город Иркутск.
    Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Т.Н.СИДЕЛЬНИКОВА