Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 22 октября 2007 года № А74-1669/2008

    Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2008.
    Решение изготовлено в полном объеме 22.10.2008.
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной, при ведении протокола помощником судьи И.Р. Коголовским, рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации города Абакана, г. Абакан,
    к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
    о взыскании 1 700 000 руб.,
    при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Цветкова Юрия Владимировича, г. Абакан, Министерства внутренних дел Республики Хакасия, г. Абакан,
    при участии в судебном заседании:
    от истца - представителя Шестопаловой И.А. по доверенности от 04.03.2008;
    от ответчика - представителя Лауровой О.А. по доверенности N 19-01/134061 от 16.01.2008;
    от МВД РХ - представителя Старцевой Е.М. по доверенности N 23 от 31.07.2008.
    Администрация города Абакана обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании 1 700 000 руб. в качестве компенсации за предоставленное жилое помещение сотруднику милиции.
    Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 августа 2008 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия надлежащим - Министерством финансов Российской Федерации, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Цветков Юрий Владимирович, Министерство внутренних дел Республики Хакасия.
    В судебном заседании 01.09.2008 истец заявил об уточнении наименования ответчика и просит считать ответчиком Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
    Представитель истца поддержал заявленные требования, пояснив, что взыскиваемая сумма убытков возникла в связи с приобретением квартиры работнику УВД г. Абакана Цветкову Ю.В. Данная обязанность возложена на Администрацию г. Абакана решением Абаканского городского суда от 03.09.2007. Представитель истца указал, что в настоящее время квартира Цветковым Ю.В. приватизирована и право собственности Цветкова Ю.В. зарегистрировано. Представитель истца также пояснил, что порядок финансирования на данные нужды законодателем не разработан, в связи с чем причинены убытки муниципальному образованию в сумме 1 700 000 руб., которые подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации.
    Представитель ответчика считает, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, в качестве ответчика должно выступать Министерство внутренних дел Российской Федерации - распорядитель денежных средств по статье 158 БК РФ.
    Представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку считает, что Российская Федерация не формирует казну муниципального образования.
    Представитель МВД РХ поддержал позицию ответчика. Представитель МВД РХ указал, что Цветков Ю. В состоит в должности старшего участкового уполномоченного милиции ОУУМ УВД по г. Абакану. Финансирование расходов, связанных с содержанием отдела УУМ УВД по г. Абакану осуществляется из средств республиканского бюджета; денежные средства в 2008 году на приобретение жилья работникам внутренних дел не выделялись.
    Цветков Ю.В. в судебное заседание также не явился. В материалах дела имеется заявление Цветкова Ю.В. о рассмотрении дела в его отсутствие в связи со служебной командировкой с 26.08.2008 по 08.03.2009.
    В соответствии с частью 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дело в отсутствие Цветкова Юрия Владимировича.
    Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
    В соответствии со статьей 30 Закона "О милиции" признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий участковым уполномоченным милиции предоставляется жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
    Из материалов дела следует, что Цветков Ю.В. обратился в Абаканский городской суд с исковым заявлением к Администрации города Абакана о предоставлении жилого помещения в виде квартиры, мотивируя свои требования тем, что с 28.06.1993 он проходит службу в органах внутренних дел, с 29.02.1998 состоит в должности участкового уполномоченного милиции Управления внутренних дел по городу Абакану. С 03.02.1999 его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем истец состоит в очереди на получение жилья.
    Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 03.09.2007 по делу N 2-3007/2007 исковые требования Цветкова Юрия Владимировича удовлетворены. Суд обязал Администрацию города Абакана предоставить Цветкову Юрию Владимировичу жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 40 кв. м.
    Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24.10.2007 решение Абаканского городского суда от 03.09.2007 оставлено без изменения.
    Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана, выступающим от имени муниципального образования город Абакан, во исполнение решения Абаканского городского суда 2 марта 2008 года был заключен договор купли-продажи жилой квартиры площадью 45,5 кв. м, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 42 - 3. Цена указанной квартиры в соответствии с пунктом 3 договора составляет 1 700 000 руб.
    Оплата по договору подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 486 от 16.04.2008.
    Согласно распоряжению Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана N 231 от 22.04.2008 указанная квартира принята в муниципальную собственность.
    14 мая 2008 года выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 19 АА N 133746, подтверждающее права собственности муниципального образования город Абакан на указанную квартиру, площадью 45,5 кв. м, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 42 - 3.
    29 апреля 2008 года между Администрацией города Абакана и Цветковым Юрием Владимировичем заключен договор социального найма жилого помещения, относящегося к муниципальной собственности города Абакана N 212, согласно которому Цветкову Ю.С. и членам его семьи передается в пользование изолированное помещение, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 45,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 42 - 3.
    В материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права серии 19 АА N 137389 от 07.07.2008, согласно которому на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность N 307 от 04.06.2008 зарегистрировано право собственности Цветкова Юрия Владимировича на квартиру, площадью 45,5 кв. м, расположенную по адресу: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 42 - 3.
    Истец просит взыскать с Российской Федерации в лице министерства финансов сумму убытков в размере стоимости квартиры, указывая, что финансирование предусмотренных законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантирующая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
    Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
    В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
    Пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" предусмотрено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
    В соответствии со статьей 30 Закона "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
    Конституционность статьи 30 Закона "О милиции" проверена Конституционным Судом РФ 15 февраля 2005 года (определение N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 Закона "О милиции"), а также аналогичный вопрос рассматривался названным судом 08 июля 2004 года в определении N 303-О по жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
    Конституционным судом изложена следующая правовая позиция: возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом. Часть 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам уголовно-исполнительной системы жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
    Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Она в полной мере распространяется на часть первую статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязывающую органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции жилой площадью, которая, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащая Конституции Российской Федерации.
    В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 ФЗ от 25.09.1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, формирование и исполнение которого осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Уставом муниципального образования. Органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов, а также право представительных органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов.
    Таким образом, Российская Федерация, продекларировав в статье 30 Закона "О милиции" право участковых уполномоченных милиции, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, на получение жилой площади не позднее шести месяцев с момента вступления в должность, финансовое обеспечение данного права в отношении Цветкова Ю.В. не произвело, в результате чего муниципальное образование г. Абакан понесло расходы в размере 1700000 руб.
    Факты исполнения истцом решения суда общей юрисдикции, регистрации сотрудником милиции права собственности на предоставленное жилье, а также стоимость этого объекта подтверждены материалами дела, расходы муниципального образования до настоящего времени не компенсированы.
    Поскольку Законом Российской Федерации "О милиции" не разработан порядок финансирования расходов по предоставлению жилой площади и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации данной льготы, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирования данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
    На основании вышеизложенного исковые требования Администрации города Абакана подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 1 700 000 руб.
    Довод ответчика о том, что ответчиком по данному иску должно выступать МВД России, как распорядитель денежных средства, признан арбитражным судом несостоятельным.
    Согласно части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
    Настоящий спор возник не в связи с причинением вреда органами МВД по подведомственной принадлежности, следовательно, статья 158 БК РФ в данном случае не применима.
    Государственная пошлина по иску составляет 20 000 руб., которая в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
    Поскольку ответчик в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче заявления государственная пошлина в размере 20 000 руб. подлежит возврату в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Руководствуясь статьями 110, 169 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Иск удовлетворить.
    Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Абакана, г. Абакан, 1 700 000 руб. убытков.
    2.В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Администрации города Абакана, г. Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 20 000 руб., уплаченную по платежному поручению N 1164 от 04.07.2008.
    Выдать справку на возврат государственной пошлины.
    Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
    Судья Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    А.А.ФЕДУЛКИНА