Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 21 февраля 2005 года № А74-189/04-К1

    от 21 февраля 2005 г. Дело N А74-189/04-К1
    Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2005 года
    Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.Н. Кобыляцкой,
    при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Кобыляцкой,
    рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Фонда имущества Республики Хакасия, г. Абакан,
    к открытому акционерному обществу "Хакаслесторг", г. Абакан,
    о взыскании денежных средств в размере 434529 руб. 48 коп.,
    с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, г. Абакан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, г. Абакан,
    при участии в заседании представителей:
    истца Фонда имущества - Капичниковой Ю.Н.
    ответчика ОАО "Хакаслесторг" - Тенишевой О.В.,
    третьего лица Госкомитета - Лыткиной Т.В., и
    Фонд имущества Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Хакаслесторг" о взыскании денежных средств в размере 434529 руб. 48 коп. в счет уплаты налога на добавленную стоимость за покупку трех земельных участков по договорам купли-продажи NN 1, 2, 3 от 05.12.2002.
    Определением арбитражного суда от 30 декабря 2003 года указанный иск принят к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
    Определением арбитражного суда от 16 января 2004 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия.
    Решением арбитражного суда от 1 июля 2004 года иск удовлетворен.
    Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 20 сентября 2004 года решение арбитражного суда от 1 июля 2004 года оставлено без изменения.
    Определением арбитражного суда от 12 ноября 2004 года открытому акционерному обществу "Хакаслесторг" предоставлена рассрочка исполнения решения арбитражного суда на шесть месяцев, начиная с ноября 2004 года, с уплатой равными долями суммы 434529 руб. 48 коп., что составило 72421 руб. 58 коп. ежемесячно.
    Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2004 года решение арбитражного суда от 1 июля 2004 года, Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 20 сентября 2004 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
    Определением арбитражного суда от 18 января 2005 года дело назначено предварительное судебное заседание на 04.02.2005, в котором с согласия лиц, участвующих в деле, суд в порядке ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное заседание и открыл заседание суда первой инстанции.
    Для представления платежных документов по уплате взысканной государственной пошлины в судебном заседании 04.02.2005 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 ч. 00 мин. 07.02.2005.
    Истец в предварительном судебном заседании представил дополнение к иску с учетом постановления кассационной инстанции, в котором указал следующие обстоятельства:
    обязательство по уплате налога на добавленную стоимость установлено в силу норм налогового законодательства;
    спорный земельный участок, являющийся предметом договора от 05.12.2002 N 1, не относится к имуществу приватизированного предприятия, поскольку в соответствии с постановлением Мэра г. Абакана предоставлен ответчику в постоянное (бессрочное) пользование;
    на основании решения Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 30.10.2002 N 4 в силу норм Федерального закона "О приватизации...", ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации ответчику предоставлено исключительное право выкупа земельного участка в собственность под объектами приватизации.
    Ответчик требования истца не признал, в удовлетворении иска просил отказать в связи с тем, что обязательства по договорам от 05.12.2002 исполнены в полном объеме, начисление и взыскание налога на добавленную стоимость при выкупе земельного участка считает противоречащим законодательству, т.к. земельные участки находятся под приватизированным имуществом.
    Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия поддержал иск, ссылаясь на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами.
    Фактические обстоятельства дела состоят в том, что 30 октября 2002 года Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом принято решение N 4 о приватизации земельных участков, находящихся под объектами недвижимости, приватизированными из республиканской собственности открытым акционерным обществом "Хакаслесторг".
    Во исполнение данного решения Фондом имущества Республики Хакасия и открытым акционерным обществом "Хакаслесторг" 5 декабря 2002 года заключены договоры купли-продажи земельных участков:
    - земельного участка, площадью 13981 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 26, стоимостью 2172647,40 руб. (без налога на добавленную стоимость),
    - земельного участка, площадью 7752 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 2, стоимостью 361243,20 руб. (без налога на добавленную стоимость),
    - земельного участка, площадью 2792 кв. м, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 13, стоимостью 433876,80 руб. (без налога на добавленную стоимость).
    В соответствии с договором N 1 и со счетом-фактурой N 144 от 30.12.2002 покупателем (ответчиком) уплачена стоимость земельного участка платежными поручениями N 363 от 18.12.2002 на сумму 470000 руб., N 372 от 20.12.2002 на сумму 681000 руб., N 374 от 25.12.2002 на сумму 1021647,4 руб., всего 2172647,4 руб.
    В соответствии с договором N 2 и со счетом-фактурой N 142 от 30.12.2002 покупателем (ответчиком) внесена стоимость земельного участка 361243,2 руб. платежным поручением N 347 от 11.12.2002.
    В соответствии с договором N 3 и со счетом-фактурой N 143 от 30.12.2002 покупателем (ответчиком) уплачена стоимость земельного участка 433876,8 руб. платежным поручением N 348 от 10.12.2002.
    Фондом имущества Республики Хакасия 28 марта 2003 года открытому акционерному обществу предъявлена счет-фактура N 25 по оплате налога на добавленную стоимость по всем трем договорам купли-продажи земельных участков.
    Открытым акционерным обществом "Хакаслесторг" платежными поручениями N 105 от 08.04.2003 и N 104 от 08.04.2003 уплачен налог на добавленную стоимость по договорам N 2 и N 3 в сумме 72248,64 руб. и 86775,36 руб., соответственно. Суммы перечислены на счет Фонда имущества Республики Хакасия.
    По договору N 1 открытое акционерное общество "Хакаслесторг" отказалось уплачивать налог на добавленную стоимость в сумме 434529,48 руб., что и обусловило обращение Фонда имущества Республики Хакасия в арбитражный суд с указанным иском.
    Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав устные выступления лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требование истца необоснованно и не подлежит удовлетворению.
    По договорам NN 1, 2, 3 от 05.12.2002 ответчик приобрел в собственность земельные участки, на которых расположено приватизированное им имущество согласно плану приватизации Абаканской оптово-торгово-закупочной базы, утвержденному решением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом от 24.12.1992 N 103, находившееся в государственной республиканской собственности.
    Действующее на момент приватизации ответчиком имущества республики законодательство не предусматривало одновременной приватизации имущественных комплексов и земельных участков, на которых они расположены. Это стало возможным в 2001 году после вступления в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
    В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
    Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений - в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами.
    Пунктом 3 ст. 28 главы V "Особенности приватизации отдельных видов имущества" Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.
    Пунктом 14 ст. 43 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ установлено, что до разграничения государственной собственности на землю решение о приватизации земельных участков, не отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к собственности Российской Федерации или собственности субъектов Российской Федерации, принимают органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости.
    В соответствии с п. 7 Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576, решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается Министерством имущественных отношений Российской Федерации (его территориальными органами) в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
    При этом, если решение о приватизации таких земельных участков принимает Минимущество России, договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.
    Решение о приватизации земельных участков, приобретенных ответчиком по договорам NN 1, 2, 3 от 05.12.2002, оформлено решением Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом N 4 от 30.10.2002. Договор купли-продажи со стороны продавца заключен Фондом имущества Республики Хакасия. При заключении договора Фонд действовал в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации.
    Согласно п. п. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
    Исходя из указанных правовых норм, передача земельных участков в собственность ответчику по договору купли-продажи производилась в порядке приватизации и, следовательно, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
    Кроме того, Фонд имущества (продавец по договору) не являлся плательщиком данного налога, поскольку выполнял функции по передаче земельных участков в собственность от имени Российской Федерации.
    Все вышеизложенное влечет отказ в удовлетворении иска.
    В ходе разбирательства ответчик сослался на то, что отмененное решение суда первой инстанции от 01.07.2004 об удовлетворении иска им исполнено в части, составляющей 144843,16 руб., перечисленных Фонду имущества Республики Хакасия платежными поручениями от 29.11.2004 N 320, от 28.12.2004 N 355, и уплаты взысканной государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе в сумме 15435,89 руб. платежным поручением N 314 от 22.11.2004. В связи с отменой судебных актов, частичное исполнение которых подтверждается вышеперечисленными документами, ответчик заявляет о повороте исполнения в порядке ст. ст. 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    В соответствии с ч. 1 ст. 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному судебному акту.
    Фонд имущества Республики Хакасия в качестве возражений на требуемый возврат денежных средств сослался на то, что полученные им денежные средства были распределены между получателями средств от приватизации и из них 24140,52 руб. перечислены Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на счет в Управление федерального казначейства по Республике Хакасия платежными поручениями N 102 от 01.12.2004 и N 104 от 28.12.2004. Фонд имущества считает, что исполненное в этой части должна возвратить Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия.
    Арбитражный суд, оценивая данный довод, не может согласиться с тем, что 24140,52 руб., перечисленных в бюджет в качестве уплаты налога на добавленную стоимость за продажу земельного участка, расположенного в г. Абакане, ул. Гагарина, 26 (на что указано в платежных поручениях NN 102, 104), должны быть возвращены напрямую из бюджета в качестве поворота исполнения отмененного решения арбитражного суда от 01.07.2004, т.к. исполнение решения происходило в адрес Фонда имущества Республики Хакасия, о чем свидетельствуют платежные поручения N 320 от 29.11.2004 и N 355 от 28.12.2004.
    На основании настоящего решения после его вступления в законную силу Фонд имущества Республики Хакасия вправе в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке обратиться в налоговый орган за возвратом ошибочно уплаченной в бюджет суммы.
    Таким образом, по результатам нового рассмотрения дела:
    а) в удовлетворении иска следует отказать,
    б) в порядке поворота исполнения решения от 01.07.2004, определения от 12.11.2004 по делу А74-189/04-К1, а также постановления апелляционной инстанции от 20.09.2004 в части взыскания государственной пошлины:
    возвратить открытому акционерному обществу "Хакаслесторг" из федерального бюджета 15435,89 руб. государственной пошлины, перечисленной платежным поручением N 314 от 22.11.2004 (при обращении для возврата к заявлению прикладывается подлинный платежный документ);
    обязать Фонд имущества Республики Хакасия возвратить открытому акционерному обществу "Хакаслесторг" 144843,16 руб., перечисленных платежными поручениями N 320 от 29.11.2004 и N 355 от 28.12.2004.
    Исполнительное производство N 1-2808/2004 по исполнительному листу N 001018 в отношении открытого акционерного общества "Хакаслесторг" прекратить на основании п. 6 ст. 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
    В соответствии с ч. 5 ст. 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению открытого акционерного общества "Хакаслесторг" может быть выдан исполнительный лист на возврат денежных средств.
    Государственная пошлина по иску в сумме 10290 руб. 59 коп. относится на истца, но в соответствии с тем, что последний освобожден от ее уплаты на основании п. п. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не взыскивается.
    Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 319, 325, 326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 23, 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве", арбитражный суд
    1.В удовлетворении иска отказать.
    2.Обязать Фонд имущества Республики Хакасия, г. Абакан, возвратить открытому акционерному обществу "Хакаслесторг", г. Абакан, 144843 руб. 16 коп.
    3.Возвратить открытому акционерному обществу "Хакаслесторг", г. Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 15435 руб. 89 коп., уплаченную им платежным поручением от 22.11.2004 N 314.
    4.Прекратить исполнительное производство N 1-2808/2004 по исполнительному листу N 001018.
    Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия в месячный срок после его принятия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Н.Н.КОБЫЛЯЦКАЯ