Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Решение от 19 июля 2005 года № А74-1809/2005-К2

    от 19 июля 2005 г. Дело N А74-1809/2005-К2
    Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2005 года
    Мотивированное решение подготовлено 19 июля 2005 года
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Журба Н.М.
    рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
    Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", г. Саяногорск,
    к Хакасской таможне, г. Абакан,
    о признании незаконным бездействия по зачету излишне уплаченных таможенных платежей.
    В судебном заседании 11 июля 2005 года принимали участие представители:
    заявителя: Рыбец О.В. (по доверенности от 08.02.2005 N 19 АА 130313),
    Хакасской таможни: Потапова М.В. (по доверенности от 11.01.2005 N 21-01/19).
    В судебном заседании 11 июля 2005 года арбитражный суд, руководствуясь частью 4 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлял перерыв до 13 часов 12 июля 2005 года.
    В судебном заседании 12 июля 2005 года после перерыва принимали участие представители:
    заявителя: Метляева Н.И. (по доверенности от 25.02.2005 N 19 АА 130477),
    Хакасской таможни: Потапова М.В. (по доверенности от 11.01.2005 N 21-01/19).
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    Открытое акционерное общество "Саяногорский Алюминиевый Завод" (далее в тексте - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Хакасской таможни по зачету таможенных платежей, излишне уплаченных по платежным поручениям N 1554 от 22.11.2004 и N 2137 от 23.12.2004 в сумме 665351 рубля 72 копеек.
    В судебном заседании представитель ОАО "САЗ" поддержал заявленное требование, пояснив, что излишняя уплата таможенных платежей (сборов) произошла вследствие корректировки таможенной стоимости, которая в декларации была указана предварительно в соответствии с контрактами на переработку алюминия.
    Корректировка осуществлялась в целях определения окончательной стоимости товара, вывозимого за пределы Российской Федерации в режиме переработки на таможенной территории с применением периодического декларирования.
    Представитель ОАО "САЗ" считает, что после завершения отгрузки в течение месяца всех товарных партий, представления сведений о фактически отгруженном алюминии, корректировки таможенной стоимости, о чем в периодической таможенной декларации делается отметка, декларант вправе обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных сборов согласно действующему таможенному законодательству.
    Кроме того, заявитель полагает, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенный в действие с 01.01.2005, не может быть применен к спорным взаимоотношениям, поскольку правоотношения "Таможня - декларант" возникли в 2004 году в момент подачи периодической таможенной декларации, то есть до внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации. На момент возникновения этих правоотношений действующее законодательство не запрещало таможенным органам производить возврат излишне уплаченных таможенных сборов на основании представленного заявления, поэтому Общество рассчитывало на такой возврат в случае установления излишней уплаты сбора.
    Хакасская таможня заявленное требование не признала. В судебном заседании представитель таможни пояснил, что корректировка сведений, касающихся таможенной стоимости продукции (алюминия), таможенным органом принята, однако возврат излишне уплаченных сумм сборов не произведен в связи с внесением изменений в действующее таможенное законодательство. В вышестоящий таможенный орган направлен запрос о применении статьи 357 Таможенного кодекса Российской Федерации, поэтому действий по осуществлению возврата излишне уплаченных таможенных сборов Таможня не осуществляла.
    По существу заявленного требования представитель Хакасской таможни в судебном заседании пояснил, что согласно пункту 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации сумма таможенных сборов, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, не возвращается и дополнительно не взыскивается в случае, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление.
    Поскольку при представлении формы корректировки грузовой таможенной декларации такие сведения изменились, то оснований для положительного рассмотрения заявления декларанта не имелось.
    При рассмотрении дела арбитражный суд установил:
    01.02.2003 ОАО "САЗ" заключило с иностранной фирмой контракты N 1195/3-620-2003-11, N 1195-620-2003-13, 1195/3-620-2003-12, 01.12.2003 - N 1195/3-620-2004-18, N 1195/3-620-2004-19 на переработку продукции (глинозем металлургический, кокс нефтяной прокаленный, кремний) в сплавы алюминиевые.
    На осуществление указанной деятельности Общество 12.05.2003, 19.05.2003, 30.12.2003 получило соответствующие лицензии на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации.
    Платежными поручениями от 22.11.2004 N 1554 и от 23.12.2004 N 2137 ОАО "САЗ" в счет авансовых платежей за таможенное оформление экспортных и импортных грузов перечислило на специальный счет Хакасской таможни соответственно 5561202 рубля и 10000000 рублей.
    Во исполнение вышеуказанных контрактов заявителем представлены таможенному органу следующие грузовые таможенные декларации:
    N 10604020/141204/0001891 - с отметкой о разрешении выпуска 15.12.2004,
    N 10604020/141204/0001890 - 14.12.2004,
    N 10604020/261104/0001813 - 26.11.2004,
    N 10604020/261104/0001814 - 26.11.2004,
    N 10604020/261104/0001815 - 26.11.2004,
    N 10604020/031204/0001862 - 03.12.2004,
    N 10604020/031204/0001863 - 03.12.2004,
    N 10604020/141204/0001889 - 14.12.2004,
    N 10604020/271204/0001972 - 27.12.2004,
    N 10604020/271204/0001973 - 28.12.2004,
    N 10604020/271204/0001974 - 28.12.2004,
    N 10604020/271204/0001976 - 28.12.2004,
    N 10604020/271204/0001978 - 28.12.2004,
    N 10604020/271204/0001979 - 28.12.2004,
    N 10604020/170105/0000020 - 17.01.2005,
    N 10604020/190105/0000030 - 19.01.2005,
    N 10604020/261104/0001816 - 26.11.2004,
    N 10604020/291104/0001847 - 30.11.2004,
    N 10604020/291104/0001848 - 30.11.2004,
    N 10604020/291104/0001849 - 30.11.2004,
    N 10604020/291104/0001850 - 01.12.2004,
    N 10604020/291104/0001851 - 01.12.2004,
    N 10604020/021204/0001856 - 02.12.2004,
    N 10604020/021204/0001857 - 02.12.2004,
    N 10604020/161204/0001904 - 17.12.2004,
    N 10604020/161204/0001927 - 21.12.2004,
    N 10604020/271204/0001971 - 27.12.2004.
    В перечисленных выше декларациях в соответствии с порядком, определенным в пункте 4 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункте 13 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 07.06.2004, действовавшей до 01.01.2005, ОАО "САЗ" указало реквизиты платежных поручений, по которым была перечислена сумма аванса по таможенным сборам, и указало конкретные суммы сборов по каждой декларации, подлежащие уплате по указанным платежным документам.
    После представления формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, заключений Торгово-промышленной палаты Республики Хакасия ОАО "САЗ" обратилось в Хакасскую таможню с заявлениями о проведении корректировки таможенной стоимости алюминия, отправленного по вышеназванным контрактам, и о зачете по результатам корректировки в счет будущих платежей излишне уплаченных сборов:
    - по заявлению от 17.02.2005 N 34/1-117 - на сумму 2914 рублей 06 копеек,
    - по заявлению от 17.02.2005 N 34/1-118 - на сумму 4511 рублей 82 копейки,
    - по заявлению от 17.02.2005 N 34/1-119 - на сумму 88766 рублей 01 копейка,
    - по заявлению от 17.02.2005 N 34/1-120 - на сумму 137471 рубль 78 копеек,
    - по заявлению от 25.02.2005 N 34/1-129 - на сумму 77705 рублей 11 копеек,
    - по заявлению от 25.02.2005 N 34/1-130 - на сумму 359811 рублей 06 копеек.
    Общая сумма, предъявленная к зачету, составила 665351 рубль 72 копейки.
    Письмом от 1 марта 2005 года N 05-03/672 Хакасская таможня сообщила Обществу о том, что по декларациям проведена корректировка таможенной стоимости без перерасчета сумм сборов за таможенное оформление. Одновременно сообщалось, что запрос о применении статьи 367 Таможенного кодекса РФ в части возврата (довзыскания) сумм сборов за таможенное оформление направлен в Федеральную таможенную службу РФ.
    В судебном заседании представитель Хакасской таможни пояснил, что такой ответ был дан в связи с внесением изменений в Таможенный кодекс с 1 января 2005 года.
    Полагая бездействие Хакасской таможни по рассмотрению заявлений незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующим выводам:
    Как установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО "САЗ" представляло таможенному органу периодическую таможенную декларацию.
    В соответствии со статьей 136 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган может разрешить подачу такой декларации при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом. Такая декларация представляется на все товары, перемещаемые через таможенную границу в течение определенного периода времени.
    В силу статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации декларирование - это заявление таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей, которые, в свою очередь, должны сопровождаться представлением документов, подтверждающих заявленные сведения.
    Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, что следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 131 Таможенного кодекса.
    При периодическом декларировании декларант представляет одну таможенную декларацию на весь вывозимый в течение определенного времени товар, в которой содержатся плановые цифры о количестве товара, примерное описание характеристик товара.
    Уточнения после фактического вывоза товара производятся путем представления формы корректировки к грузовой таможенной декларации в порядке, предусмотренном пунктом 15 Инструкции "О порядке заполнения грузовой таможенной декларации", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 21.08.2003 N 915. С указанной формой также представляются дополнительные документы, подтверждающие заявленные сведения, подлежащие проверке таможенным органом.
    Учитывая, что изменяемые сведения, вносимые в форму корректировки грузовой таможенной декларации, являются неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации, арбитражный суд полагает, что при периодическом декларировании проверка, как одна из форм таможенного контроля, начинается в момент подачи грузовой таможенной декларации и заканчивается представлением формы корректировки ГТК и сопровождающих документов и проверки всех заявленных в ней сведений.
    Из материалов дела следует, что ОАО "САЗ" производило вывоз товара в режиме переработки на таможенной территории с применением периодического декларирования.
    Декларации, перечисленные выше, были представлены в ноябре - декабре 2004 года, за исключением деклараций N 10604020/170105/0000020 - 17.01.2005, N 10604020/190105/0000030 - 19.01.2005, по которым суммы к зачету не предъявлялись.
    Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ в Таможенный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся таможенных сборов, в частности, с 01.01.2005 введена в действие глава 33.1 "Таможенные сборы", регулирующая порядок исчисления, уплаты, взыскания и возврата таможенных сборов.
    Пунктом 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производится.
    До внесения таких изменений таможенный орган производил возврат таможенных сборов в соответствии с положениями, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года для таможенных пошлин, и в соответствии с пунктом 15 Инструкции "О взимании таможенных сборов за таможенное оформление", утвержденной приказом Государственного таможенного комитета России от 07.06.2004 N 640.
    В соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные суммы таможенных пошлин подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика на основании решения таможенного органа, на счет которого поступили средства. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
    Анализ норм Таможенного кодекса Российской Федерации и названной Инструкции в части осуществления возврата (зачета) таможенных сборов и условий такого возврата позволяет сделать вывод о том, что пункт 2 статьи 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2005, ухудшает положение декларанта, поскольку до 01.01.2005 излишне уплаченная сумма таможенных сборов возвращалась и, подавая декларацию в 2004 году, декларант рассчитывал на зачет (возврат) излишне уплаченных сумм таможенных сборов, сумма которых могла быть определена (откорректирована) только после соответствующей проверки.
    Согласно статье 4 Таможенного кодекса Российской Федерации акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. В силу положений статей 54, 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение лиц, их исполняющих, обратной силы не имеют.
    Учитывая, что правоотношения по представленным таможенным декларациям, перечисленным выше, за исключением N 10604020/170105/0000020 - 17.01.2005, N 10604020/190105/0000030 - 19.01.2005, возникли у ОАО "САЗ" с Хакасской таможней в 2004 году, арбитражный суд полагает, что ограничения, введенные в действие статьей 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации с 01.01.2005, не могут на них распространяться, поэтому Хакасская таможня обязана была по существу рассмотреть заявления Общества по зачету излишне уплаченных таможенных сборов в счет предстоящих платежей.
    Суммы таможенных сборов по декларациям N 10604020/170105/0000020 - 17.01.2005, N 10604020/190105/0000030 - 19.01.2005 к зачету не предъявлялись, поэтому заявления о зачете должны быть рассмотрены в отношении остальных перечисленных выше деклараций.
    По сумме, указанной в заявлениях, у сторон противоречий не возникло.
    На основании изложенного арбитражный суд пришел к выводу о правомерности заявленного ОАО "САЗ" требования и о незаконности бездействия таможенного органа по рассмотрению по существу заявлений о зачете излишне уплаченных сумм таможенных сборов.
    В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия государственного органа должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующего государственного органа по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
    Поскольку бездействие таможенного органа признано незаконным, а в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса РФ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов, арбитражный суд полагает обязать таможенный орган рассмотреть заявления ОАО "САЗ" и принять по ним соответствующие решения в месячный срок со дня принятия решения.
    В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
    По результатам рассмотрения дела государственная пошлина относится на Хакасскую таможню в сумме 2000 рублей. Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина с Хакасской таможни по настоящему делу не взыскивается.
    При обращении в арбитражный суд ОАО "САЗ" по платежному поручению N 291 от 6 мая 2005 года уплатило госпошлину в сумме 2000 рублей, которая на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ему из федерального бюджета.
    На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Заявление Открытого акционерного общества "Саяногорский алюминиевый завод", город Саяногорск, удовлетворить.
    Признать бездействие Хакасской таможни, город Абакан, по зачету излишне уплаченных таможенных сборов в счет будущих платежей в сумме 665351 рубля 72 копеек по заявлениям Открытого акционерного общества "Саяногорский Алюминиевый Завод", г. Саяногорск, от 17.02.2005 N 34/1-117, N 34/1-118, N 34/1-119, N 34/1-120, от 25.02.2005 N 34/1-129, N 34/1-130 незаконным в связи с его несоответствием статьям 54, 57 Конституции Российской Федерации, статьям 4, 355, 357.8 Таможенного кодекса Российской Федерации.
    2.Обязать Хакасскую таможню, город Абакан, в месячный срок со дня принятия решения рассмотреть заявления Открытого акционерного общества "Саяногорский Алюминиевый Завод" от 17.02.2005 N 34/1-117, N 34/1-118, N 34/1-119, N 34/1-120, от 25.02.2005 N 34/1-129, N 34/1-130 о зачете таможенных сборов в счет будущих платежей на сумму 665351 рубля 72 копеек, перечисленных на счет Хакасской таможни платежными поручениями от 22.11.2004 N 1554 и от 23.12.2004 N 2137.
    3.Возвратить Открытому акционерному обществу "Саяногорский Алюминиевый Завод", город Саяногорск, государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 291 от 6 мая 2005 года, подлинник которого вернуть заявителю.
    Выдать справку на возврат госпошлины.
    Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Судья
    Арбитражного суда
    Республики Хакасия
    Н.М.ЖУРБА