от 6 мая 2005 г. Дело N А74-1007/2005-К2
Резолютивная часть решения объявлена 6 мая 2005 года
Мотивированное решение составлено 6 мая 2005 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Ю.В. Хабибулиной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Ю.В. Хабибулиной,
рассмотрел в судебном заседании заявление
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия, поселок Усть-Абакан,
к Управлению сельского хозяйства администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, поселок Усть-Абакан,
о взыскании штрафных санкций в размере 10006 рублей 97 копеек.
В судебном заседании принимали участие представители сторон:
заявителя - Шимловская И.Н. (доверенность от 24.01.2005);
Управления - Лалетина Ю.А. (доверенность от 06.05.2005).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Усть-Абаканский район (далее - Управление) финансовой санкции в размере 10006 рублей 97 копеек за непредставление сведений по персонифицированному учету в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель поддержала требования.
Управление в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилось, полагает, что Пенсионным фондом пропущен срок для взыскания штрафной санкции, установленный статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства арбитражный суд установил следующее.
Управление сельского хозяйства администрации муниципального образования Усть-Абаканский район является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Уполномоченным Управления Пенсионного фонда проведена камеральная проверка своевременности представления Управлением индивидуальных сведений за период с 01.01.2003 по 31.12.2003. Проверкой установлено, что Управление не представило в срок до 1 марта 2004 года индивидуальные сведения о застрахованных лицах.
Согласно акту камеральной проверки N 29 от 06.04.2004 Управление привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 10% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате за период с 01.01.2003 по 31.12.2003. Сумма штрафа составила 10006 рублей 97 копеек.
28 июня 2004 года Управление представило индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2003 год.
Требование от 30 апреля 2004 года N 29 об уплате штрафной санкции направлено Управлению почтой и получено им 28.05.2004.
Неуплата Управлением штрафа послужила поводом для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд полагает, что требования Пенсионного фонда не подлежат удовлетворению.
Пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в действующей на 2001 год редакции) установлено, что работодатель представляет один раз в полгода в течение календарного года, но не позднее месяца после окончания отчетного периода, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Пунктом 3 названной статьи установлено, что работодатели - юридические лица, с численностью работающих согласно штатному расписанию до 50 человек по состоянию на начало отчетного года включительно, представляют сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, ежеквартально в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.
Статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается непредставление Управлением к установленному сроку индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2003 год. Доказательств иного Управлением не представлено.
Федеральный закон N 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения страхователей к ответственности за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах. В частности, Законом не установлены предельные сроки привлечения к ответственности либо сроки давности обращения с заявлением о взыскании санкции в суд.
Между тем, привлечение к ответственности является мерой принуждения, целью которого является наказание, принуждение правонарушителя к соблюдению установленных норм и правил, воспитание в нем уважения к закону. С учетом вышеизложенного наказание хотя и является неотвратимым, но его применение в большинстве случаев ограничивается законодателем определенными сроками.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает как сроки давности привлечения к ответственности, так и предельный срок для обращения налогового органа с иском о взыскании налоговых санкций в суд (статья 115 Кодекса).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Уплата обязательных платежей на пенсионное страхование и представление сведений, необходимых для учета указанных платежей на индивидуальных счетах застрахованных лиц, представляют собой взаимоувязанные обязанности страхователей.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд полагает возможным применить к рассматриваемым правоотношениям норму статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что совершенное Обществом правонарушение обнаружено Управлением Пенсионного фонда 6 апреля 2004 года.
Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании штрафа истек 6 октября 2004 года. С заявлением в арбитражный суд Управление Пенсионного фонда обратилось 21 марта 2005 года, то есть с нарушением установленного срока.
С учетом вышеизложенного арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения требований Пенсионного фонда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по настоящему делу составляет 500 рублей и подлежит отнесению на Управление Пенсионного фонда. Поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины не производится.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Отказать Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия в удовлетворении заявления о взыскании с Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования Усть-Абаканский район штрафной санкции в размере 10006 рублей 97 копеек.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Ю.В.ХАБИБУЛИНА