Постановление от 07 июня 2005 года № А47-1377/2005-12ГК
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Постановление от 07 июня 2005 года № А47-1377/2005-12ГК
от 7 июня 2005 г. Дело N А47-1377/2005-12ГК
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Оренбургской области, г. Оренбург на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.04.2005 по делу N А47-1377/2005-12ГК (судья Рафикова И.Х.) по иску Товарищества собственников жилья "Гарант", г. Оренбург к заявителю жалобы, Администрации Оренбургской области, г. Оренбург, Администрации города Оренбурга, Финансовому управлению администрации города Оренбурга, Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, г. Оренбург, с участием третьего лица на стороне ответчика: УЖКХ г. Оренбурга о взыскании 56 879 руб., Арбитражный суд
Решением Арбитражного суда заявленные требования удовлетворены.
С Финансового управления Оренбургской области за счет средств бюджета Оренбургской области в пользу Товарищества собственников жилья "Гарант" взысканы убытки в сумме 56879 руб.
Заявитель жалобы не согласен с принятым решением, ссылаясь на нарушение материальных норм права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец в июле 2002 г. - декабре 2003 г. предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы. Считая, что в результате предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг указанной категории граждан у него образовались убытки, Товарищество собственников жилья "Гарант" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании 56879 руб.
Сумма исковых требований, предъявленная истцом к возмещению, включает в себя требования о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 56879 руб.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что некомпенсированные из бюджета соответствующего уровня расходы истца на предоставление льгот составляют его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет соответствующей казны (ст. 1069 Гражданского кодекса РФ).
Финансовое управление Оренбургской области не согласилось с принятым решением в части взыскания с него убытков, ссылаясь на то, что к спорным правоотношениям надлежит применять статью 15.6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". Возражений по сумме убытков стороной не заявлено.
В соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения проверяются только в обжалуемой части, поскольку сторонами не заявлено возражений.
Изучив материалы дела и заслушав объяснения сторон, Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии со статьями 16, 17 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лицам, подвергшимся политическим репрессиям в виде лишения свободы, предусмотрены соответствующие льготы по оплате коммунальных услуг, порядок предоставления которых и порядок выплаты денежных компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 419, возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы для отдельных категорий лиц на уровне Российской Федерации, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.
Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем, согласно пункту 2 названной статьи, порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.
Возлагая ответственность за неисполнение Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" на субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Судом установлено, что денежных средств для компенсирования расходов предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" федеральным законодателем в адрес бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования "город Оренбург" выделено недостаточно.
Возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование субъектом Российской Федерации расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" возможно лишь в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсирования указанных расходов, в объеме фактически оказанных услуг по предоставлению льгот.
Между тем, доказательств надлежащего исполнения Минфином России своих обязанностей по компенсированию расходов от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в материалах дела не имеется (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ввиду того, что органы государственной власти Российской Федерации в полном объеме не обеспечили финансовыми средствами исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" Арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по возмещению убытков на казну Российской Федерации (ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по иску и жалобе отнести на Министерство финансов Российской Федерации, которое в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.04.2005 по делу N А47-1377/2005-12ГК отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Гарант", г. Оренбург убытки в размере 56879 руб.
В удовлетворении исковых требований в отношении Финансового управления администрации города Оренбурга, Администрации города Оренбурга, Администрации Оренбургской области, г. Оренбург и Финансового управления Оренбургской области, г. Оренбург отказать.