Решение от 06 сентября 2007 года № А47-7278/2007АК-25
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 06 сентября 2007 года № А47-7278/2007АК-25
(Извлечение)
Закрытое акционерное общество "МФ "Инкомсервис", г. Оренбург обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к ИФНС РФ по Центральному району г. Оренбурга о признании незаконным Постановления N 56 от 13.08.2007 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Ответчик требования не признал.
Права и обязанности участникам процесса разъяснены в порядке установленном ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отводов и ходатайств не поступило.
Заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным постановление за отсутствие надлежащим образом заверенного раздела "Б" копии справок к товарно-транспортной накладной и к грузовой таможенной декларации.
Уточнения судом приняты.
В ходе судебного заседания судом установлено следующее:
Как следует из материалов дела, 08.08.2007 г. на основании распоряжения N 88 от 08.08.2007 г. специалистами налоговой инспекции была проведена проверка соблюдения правил продажи алкогольной продукции в киоске N 3 "Вино" в павильоне N 10 на Центральном рынке, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. 8 Марта, принадлежащем ЗАО "МФ "Инкомсервис".
В ходе проверки установлено, что на алкогольную продукцию: - вино "Каберне" красное полусладкое, емк. 1 л, алк. 10 - 12 %, дата розлива 06.06.2007 г., в количестве 2 пачек, по цене 85 руб. 00 коп. за 1 штуку, изготовитель ООО "Долина", Россия; - вино "Бельканто" белое сухое, емк. 0,75 л, алк. 11 %, дата розлива 07.09.2006 г., в количестве 1 бутылки по цене 185 руб. 00 коп., изготовитель Италия; - вино "Шаврон Руж Муалле" красное полусладкое, емк. 0,75 л, алк. 11 %, дата розлива 04.12.2006 г., в количестве 1 бутылки по цене 175 руб. 00 коп., изготовитель Франция; - вино "Верный спутник" сухое белое, емк. 0,7 л, алк. 9 - 11 %, дата розлива 08.09.2006 г., в количестве 1 бутылки по цене 100 руб. 00 коп., изготовитель Россия - представлены справки к товарно-транспортным накладным и к грузовым таможенным декларациям без печати организации-покупателя в разделе "Б".
В результате чего нарушен п. 5 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" и п. 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации".
Данный факт зафиксирован в протоколе б/н от 08.08.2007 г. осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу; протоколе изъятия ценников и документов б/н от 08.08.2007 г.; протоколе ареста алкогольной продукции б/н от 08.08.2007 г.; акте проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку, индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг населению б/н от 08.08.2007 г.
По результатам проверки налоговым органом составлен протокол N 0080 от 10.08.2007 г. об административном правонарушении, составленный с участием руководителя общества, на основании которого 13.08.2007 г. вынесено Постановление N 56 по делу об административном правонарушении, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 МРОТ (30000 рублей).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке. В обоснование своих требований заявитель ссылается на процессуальные нарушения допущенные налоговым органом при проведении проверки и на малозначительность совершенного правонарушения.
Ответчик требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи с малозначительностью совершенного правонарушения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 9 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 г N 987, не допускается продажа алкогольной продукции без подтверждения легальности ее производства и оборота.
Невыполнение установленных законом требований влечет ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Налоговый орган правомерно и обоснованно привлек заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение иных, не предусмотренных ч. 1 ст. 14.16 и ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ правил розничной продажи алкогольной продукции.
Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции должны быть во время и в месте реализации алкогольной продукции и оформленные надлежащим образом.
Согласно ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
При этом ч. 2 ст. 10.2 указанного Закона установлено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Формы справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной и к грузовой таможенной декларации, а также порядок их заполнения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации".
Согласно п. 5 Правил заполнения справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Исходя из п. 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями.
Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
Согласно п. 7 указанных Правил при заполнении справки все записи, а также оттиски печатей должны быть четкими и ясными.
Материалами дела подтверждено и обществом не оспаривается, что на момент проведения проверки при реализации товара в розницу справки оформлены в нарушение порядка, установленном указанными выше Постановлениями Правительства РФ (не заполнены и не заверены в соответствии с действующим законодательством разделы "Б" копий справок к ТТН и к ГТД - отсутствует печать общества).
При наличии надлежаще оформленной товарно-транспортной накладной, отсутствие заполненного раздела "Б" справки к ней, касающегося сведений конечного покупателя, то есть проверяемого общества, не влияет на легальность алкогольной продукции, и все необходимые данные о покупателе содержатся в товарно-транспортной накладной. Кроме того, в материалах дела имеются необходимые документы на вышеуказанную алкогольную продукцию, в том числе обществом представлены справки к товарно-транспортной накладной и грузовой таможенной декларации с заполненным разделом "Б" к ним.
Учитывая то обстоятельство, что все сведения о покупателе были в представленной справке - наименование и адрес организации, ИНН налогоплательщика, подпись материально-ответственного лица, отсутствие только печати организации суд считает малозначительным правонарушением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем оснований для признания постановления незаконным в связи с процессуальными нарушениями не имеется.
Суд считает правонарушение малозначительным. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ "при малозначительности совершенного административного правонарушения судьи, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности".
Кодекс об административных правонарушениях РФ не детализирует понятия "малозначительность совершенного правонарушения". По этой причине, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием, суд полагает, что привлекать заявителя к административной ответственности не было оснований. Данное правонарушение представляет собой незначительное отступление от требований закона, не повлекшее наступления каких-либо противоправных, негативных последствий для кого-либо.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24.03.2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ, исходя из того, что обществом совершено административное правонарушение впервые (доказательств обратного ответчиком в судебное заседание не представлено), совершено без прямого умысла, в ходе административного расследования обществом были представлены отсутствующие во время проверки документы (заполненные и заверенные должным образом раздел "Б" копии справок к ТТН и к ГТД); их отсутствие никаких вредных последствий не повлекло.
Правонарушение не повлекло существенного нарушения общественных отношений.
Кроме того, при наличии документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции на вышеуказанную продукцию, отсутствует существенная угроза охраняемым законом интересам и здоровью населения.
На основании изложенного у налогового органа не было оснований привлекать к ответственности общество по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Следовательно, Постановление N 56 от 13.08.2007 г. признается незаконным и подлежит отмене в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. Требования заявителя удовлетворить.
2.Признать Постановление N 56 от 13.08.2007 г., вынесенное инспекцией ФНС РФ по Центральному району г. Оренбурга о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ ЗАО "МФ "Инкомсервис", г. Оренбург в виде штрафа в размере 300 МРОТ (30000 рублей) незаконным и отменить, в связи с малозначительностью.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.