-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия
Решение от 23 марта 2004 года № А74-570/04-К2
от 23 марта 2004 г. Дело N А74-570/04-К2
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Тутарковой И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "Манаков и К", город Абакан,
к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, город Абакан,
о признании незаконными действий, изложенных в письме N ВГ-08-25992 от 23 октября 2003 года, выразившихся в отказе в осуществлении перерасчета и списания пеней и обязании произвести списание излишне начисленной пени в сумме 636727 руб.
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия", город Абакан.
Протокол вела судья Тутаркова И.В.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Соболькова А.В., доверенность от 01.01.2004;
Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия: Лебедев А.В., доверенность от 05.01.2004;
третьего лица: отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 5 марта 2004 года объявлена резолютивная часть решения по делу. В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2004 года. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Закрытое акционерное общество "Обувная фирма "Манаков и К" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) от 23 октября 2003 года N ВГ-08-25992.
В судебном заседании ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования - просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, изложенные в письме N ВГ-08-25992 от 23 октября 2003 года, и выразившиеся в отказе в осуществлении перерасчета и списания Закрытому акционерному обществу "Манаков и К" излишне начисленной по состоянию на 18.08.1999 пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 636727 руб. Уточнение заявленных требований принято арбитражным судом.
Арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по ходатайству заявителя привлек Абаканский филиал территориального фонда обязательного медицинского страхования - к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне Налоговой инспекции.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя заявил ходатайство о замене третьего лица Абаканского филиала территориального фонда обязательного медицинского страхования на надлежащее - Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия" (далее - ФОМС).
В судебном заседании представитель ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" поддержал заявленные требования.
Налоговая инспекция и ФОМС заявленные требования не признали. Налоговая инспекция и третье лицо полагают, что поскольку страховые взносы во внебюджетные фонды, в том числе и страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации не были включены в систему налогов и сборов, в Федеральном законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не названы, следовательно, до введения в действие статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы и пени в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации должны начисляться в соответствии со специальными нормами законодательства.
Специальные нормы законодательства, определяющие плательщиков страховых взносов и устанавливающие налоговую базу, налоговый период, ставки, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, подлежали применению до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель ФОМС в судебное заседание не явился. Определение о назначении дела к судебному разбирательству получено ФОМС 20.02.2004, отзыв на заявление и все необходимые документы ФОМС представил в ходе подготовки дела к судебному разбирательству. При этом от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФОМС.
Пояснения лиц, участвующих в деле, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
6 октября 2003 года ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" обратилось в Налоговую инспекцию с рядом заявлений о списании пени по налогам и взносам во внебюджетные фонды, в том числе и по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
При этом заявитель исходил из того, что на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, распространяются требования части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации сумма пени не может превышать сумму налога.
Налоговая инспекция письмом от 23 октября 2003 года N ВГ-08-25992 сообщила, что изменение суммы начисленной внебюджетными фондами пени может быть проведено Налоговой инспекцией только по решению суда.
В этой связи ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании Налоговой инспекции произвести списание излишне начисленной суммы пени.
Заслушав доводы сторон, ознакомившись с материалами дела, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно пункту 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следовательно, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности. При установлении таких платежей должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав и свобод граждан.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 7-11 от 24.02.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Закона Российской Федерации от 05.02.1997 "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", установлено, что признаки страховых взносов не позволяют ограничить их от налогов, сборов и других платежей.
По этой причине отношения между плательщиками страховых взносов и ФОМС кроме специального законодательства, должны регулироваться нормами законодательства о налогах и сборах.
В силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей с 01.01.1999 по 17.08.1999 включительно, сумма пеней не могла превышать неуплаченной суммы налога.
Статьей 7 Закона Российской Федерации N 147-ФЗ от 31.07.1998 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Закона (в том числе Закона Российской Федерации "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год", устанавливающий размер и порядок взимания пени за несвоевременную уплату взносов), действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат приведению в соответствие с ней.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции Закона N 155-ФЗ от 09.07.1999 суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов) к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более уплаченной суммы налога до вступления в силу Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", то есть до 18 августа 1999 года.
С учетом норм, приведенных выше, арбитражный суд полагает, что требования ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" об уменьшении размера пеней до суммы страховых взносов в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации , начисленных по состоянию на 18 августа 1999 года, обоснованны.
По данным, представленным в материалы дела ФОМС, разница между суммой пени и суммой задолженности по состоянию на 18.08.1999 составляет 636727,0 руб., из них: в территориальный ФОМС - 603740,0 руб. (628463,0 руб. пени - 24723,0 руб. взносы); в федеральный ФОМС - 32987,0 руб. (38261,0 руб. пени - 5274,0 руб. взносы.).
Заявитель согласен с указанной суммой.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, арбитражный суд, проверив правильность расчета пени, представленного заявителем и третьим лицом, признал действие должностных лиц Налоговой инспекции, выразившееся в неуменьшении пени, незаконным, а сумму пени по страховым взносам в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, подлежащей уменьшению на 636727,0 руб., из них: в территориальный ФОМС - 603740,0 руб. (628463,0 руб. пени - 24723,0 руб. взносы); в федеральный ФОМС - 32987,0 руб. (38261,0 руб. пени - 5274,0 руб. взносы.).
Государственная пошлина по делу составляет 1000 руб. и в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Учитывая, что налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", взыскание государственной пошлины с налогового органа не производится.
При подаче заявления ЗАО "Обувная фирма "Манаков и К" по квитанциям ООО "Хакасский муниципальный банк" от 19.05.2003 и от 06.06.2003 уплачена государственная пошлина, соответственно, в сумме 500 и 1500 рублей. В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона "О государственной пошлине", надлежит возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную заявителем.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1.Удовлетворить заявление Закрытого акционерного общества "Манаков и К". Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия, изложенные в письме N ВГ-08-25992 от 23 октября 2003 года, выразившиеся в отказе в осуществлении перерасчета и списания Закрытому акционерному обществу "Манаков и К" пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 636727 руб., как не соответствующее положениям статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия произвести уменьшение пени, начисленной Закрытому акционерному обществу "Манаков и К", за несвоевременную уплату страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации на сумму 636727 рублей.
2.Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
3.В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона "О государственной пошлине" возвратить Закрытому акционерному обществу "Обувная фирма "Манаков и К" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по квитанциям от 19.05.2003 в сумме 500 рублей и от 06.06.2003 в сумме 1500 рублей. Подлинники квитанций возвратить заявителю.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу.
Судья
И.В.ТУТАРКОВА