от 22 февраля 2006 г. Дело N А74-5724/2005
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2006 года
Решение подготовлено в полном объеме 22 февраля 2006 года
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Л.И. Мельник
рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению
открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, в лице структурного подразделения "Абаканское отделение дороги", г. Абакан,
к открытому акционерному обществу "Разрез Изыхский", с. Белый Яр,
о взыскании 128827 руб.,
при участии представителей:
истца - Самойловой О.Ю. по доверенности от 19.04.2005,
ответчика - Мокрушина Ю.А. по доверенности от 10.02.2005,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Мельник,
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Абаканское отделение дороги" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Разрез Изыхский" о взыскании 128827 руб., в том числе штрафа по ст. 102 УЖТ Российской Федерации в размере 128080 руб. и провозной платы в размере 747 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 6 декабря 2005 года исковое заявление принято к производству.
В судебном заседании истец поддержал требования, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, ответчика, арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку багажа).
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние перевозки, независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 6 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" N 43 от 18.06.2003 при обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляются акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Статьей 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 10 приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" N 43 от 18.06.2003 при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости - коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
Согласно пункту 23.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте перевозимые навалом, насыпью грузы, масса которых была определена взвешиванием, выдаются с проверкой массы на вагонных весах. При отсутствии у грузополучателей и у перевозчика на станции назначения вагонных весов перевозимые навалом, насыпью и прибывшие без признаков недостачи грузы выдаются без проверки их массы.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 45 от 18.06.2003 утверждены "Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", в соответствии с которыми к составлению коммерческих актов предъявляются определенные требования.
В соответствии с указанными Правилами коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе, несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной.
Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов. На основании изложенного в предмет доказывания по делу входят: - установление факта перевеса груза с учетом регламентированной массы груза в накладной, - установление факта превышения грузоподъемности вагона, установленного для данного вагона на вагонных весах.
8 апреля 2005 года по железнодорожной накладной N ЭК 685748 со станции Подсиний Красноярской железной дороги открытым акционерным обществом "Разрез Изыхский" до станции Шадринск Южно-Уральской железной дороги в адрес закрытого акционерного общества "Энергоресурс" отправлен уголь. Погрузка груза в вагон N 5 и определение массы груза осуществлялись средствами грузоотправителя.
По прибытии вагона N 5 на станцию Шадринск Южно-Уральской железной дороги 13 апреля 2005 года была произведена контрольная перевеска, по результатам которой составлен акт общей формы N 485.
При контрольной перевеске вагона на 150-тонных вагонных весах определен вес брутто 98350 кг, тара 24500 кг, нетто 73850 кг. Согласно трафарету на вагоне грузоподъемность вагона 69000 кг. Превышение грузоподъемности вагона составило 4850 кг против веса, указанного в железнодорожной накладной.
13 апреля 2005 года был составлен коммерческий акт N АР131063/9.
В данном акте указано, что он составлен в дополнение к акту общей формы N 485 от 13.04.2005, вагон N 5, подъемной силы 65,69 тонн, прибыл 13 апреля 2005 года.
За превышение грузоподъемности вагона грузоотправителю начислен штраф в соответствии со ст. 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 128080 руб.
Поскольку представленные документы в совокупности подтверждают факт перегруза вагона, материалы дела свидетельствуют, что перевозчик произвел взвешивание груза в строгом соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для применения к грузоотправителю открытому акционерному обществу "Разрез Изыхский" соответствующей имущественной ответственности.
Пятикратный размер провозной платы, согласно расчету истца, составил 128080 руб.
Арбитражный суд проверил правильность представленного железной дорогой расчета и полагает, что требование истца о взыскании штрафа с ответчика является законным.
Вместе с тем, суд считает, что подлежащий взысканию штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, и в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшает его до 79253 руб.
В соответствии с п. 2.30.1 Прейскуранта 10-01 Тарифного руководства N 1 при перевозке груза сверх грузоподъемности взимается добор провозной платы за расстояние от станции погрузки до станции назначения.
Учитывая то обстоятельство, что факт превышения грузоподъемности вагона доказан материалами дела, арбитражный суд считает требование истца о взыскании провозной платы в размере 747 руб. подлежащим удовлетворению.
Государственная пошлина по настоящему делу составляет 4076,54 руб. и в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика.
При обращении и в арбитражный суд с исковым заявлением истцом уплачена государственная пошлина в размере 4076,54 руб., в связи с чем расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "Разрез Изыхский", с. Белый Яр, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, 80000 руб., в том числе штрафа по ст. 102 УЖТ Российской Федерации в размере 79253 руб. и провозной платы в размере 747 руб., а также 4076,54 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия или путем подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Л.И.МЕЛЬНИК