от 7 июня 2005 г. Дело N А74-951/2005-К2
Резолютивная часть решения объявлена 20.05.2005
Мотивированное решение изготовлено 07.06.2005
Арбитражный суд Республики Хакасия в лице судьи Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хабибулиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью "Мустанг", город Абаза,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, г. Саяногорск,
о признании незаконным решения от 10 декабря 2004 года N 334.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Золотавина И.И. (доверенность от 22.04.2005);
налогового органа: Гараева С.А. (доверенность от 24.01.2005).
Общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" (далее - ООО "Мустанг") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (далее - Налоговая инспекция) от 10.12.2004 N 334.
В судебном заседании представитель ООО "Мустанг" поддержала заявленные требования. Представитель заявителя полагает, что у Налоговой инспекции не имелось оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, к которым применяется пониженная ставка земельного налога.
Представитель Налоговой инспекции требования ООО "Мустанг" не признал. По мнению налогового органа, в отношении используемого ООО "Мустанг" земельного участка ставка налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты не применяется и указанный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного использования.
Пояснения заявителя и ответчика, представленные ими доказательства свидетельствуют о нижеследующих обстоятельствах.
ООО "Мустанг" 18.04.2003 зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия за основным государственным регистрационным номером 1031900757371, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия.
13.09.2004 Общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" направило в Налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 год.
В ходе проведения камеральной проверки представленной декларации Налоговой инспекцией установлено, что ООО "Мустанг" необоснованно применен особый порядок исчисления земельного налога, предусмотренный для земель сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, в отношении земельного участка, не обладающего статусом земли сельскохозяйственного использования. Действия предприятия повлекли занижение исчисленной суммы налога и неуплату земельного налога в размере 77282 рублей.
Решением от 10.12.2004 N 334 Налоговая инспекция привлекла общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2004 год в виде штрафа в размере 15456 рублей, начислило земельный налог в сумме 77282 рублей и пени в сумме 1715 рублей 66 копеек за несвоевременную уплату земельного налога.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООО "Мустанг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Выслушав лиц, участвующих в судебном разбирательстве, исследовав представленные ими доказательства, арбитражный суд полагает, что требования общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" пользование землей в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. При этом собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется соответствующими органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 к данному Закону. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Статьи 16 и 17 названного Закона определяют, что юридические лица ежегодно начисляют названный налог, не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога и уплачивают его равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
18.04.2003 общество с ограниченной ответственностью "Мустанг" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия. Согласно пункту 3.2 Устава Общества, одним из видов деятельности предприятия является животноводство и растениеводство.
Постановлением Главы муниципального образования город Абаза от 23.03.2005 N 206 земельный участок площадью 57329 кв. м, расположенный по адресу: город Абаза, ул. Гайдара, 1А, на котором размещается объект "Конеферма", передан ООО "Мустанг" в аренду в целях использования его для сельскохозяйственной деятельности (разведение лошадей и оленей).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к землям сельскохозяйственного назначения. Пунктом 11 указанной статьи определено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Анализ статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет включить в предмет исследования и оценки при рассмотрении данного дела совокупность обстоятельств, свидетельствующих о расположении на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю и используемых им в целях ведения сельскохозяйственного производства, а также отсутствие изменения вида использования спорного земельного участка в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.
Как следует из решения Исполнительного комитета Таштыпского районного Совета народных депутатов от 19.12.1983 N 293 "Об утверждении проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Арбатский" Таштыпского района Хакасской автономной области", в состав совхоза "Арбатский" вошло две фермы крупного рогатого скота, одна из которых располагалась в отделении N 2 при селе Большой Луг. Согласно совместному приказу АО "Абаканское рудоуправление", АО "Арбатское" от 21.12.1993 N 1037, акту приема-передачи имущества АО "Арбатское" на баланс АО "Абаканское рудоуправление" от 24.12.1993, Постановлению Главы администрации Таштыпского района от 21.01.1994 N 11-П "О присоединении АО "Арбатское" к АО "Абаканское рудоуправление", АО "Арбатское" присоединено к АО "Абаканское рудоуправление" с передачей последнему основных средств, в том числе фермы Большой Луг. 20.02.2002 ООО "Абаканское рудоуправление" (правопредшественники - АО "Абаканское рудоуправление", ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат") и Щетинин Н.Н. принимают решение N 1 о создании общества с ограниченной ответственностью "Рудничное", в оплату уставного капитала которого ООО "Абаканское рудоуправление" передает здания и сооружения. Приказом от 28.03.2003 N 102 ООО "Рудничное" на базе цехов ООО "Рудничное" "Конеферма" и "Маралоферма" создано дочернее общество - ООО "Мустанг".
Согласно справке Таштыпского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" N 118 от 16.05.2005 ферма Большой Луг совхоза "Арбатский", расположенная по адресу: город Абаза, и конеферма ООО "Мустанг", расположенная по адресу: город Абаза, улица Гайдара, 1А, являются одним и тем же объектом недвижимости.
На основании вышеизложенного арбитражный суд приходит к выводу, что земельный участок, расположенный по адресу: город Абаза, улица Гайдара, 1А, в пределах городской черты, использовался и используется в целях ведения сельскохозяйственного производства. Налоговым органом доказательств использования ООО "Мустанг" конефермы, расположенной на спорном земельном участке, не для целей сельскохозяйственного производства не представлено. Факт отсутствия у ООО "Мустанг" документов, свидетельствующих о переводе спорного земельного участка в категорию земель несельскохозяйственного назначения, не может быть принят во внимание арбитражным судом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено фактическое использование данного участка в соответствующих целях.
Следовательно, земельный участок, расположенный по адресу: город Абаза, улица Гайдара, 1А, на котором расположена конеферма ООО "Мустанг", относится к землям сельскохозяйственного использования в составе земель поселений.
Для этой категории земель законодательством установлен особый порядок исчисления налога. В силу статьи 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты установлен в двухкратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
В силу вышеизложенного арбитражный суд считает, что у Налоговой инспекции не имелось правовых оснований для исчисления земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу: город Абаза, улица Гайдара, 1А, по ставкам за земли промышленности в границах городов и поселков.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает решение налогового органа N 334 от 10 декабря 2004 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мустанг" к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату земельного налога за 2004 год в виде штрафа в размере 15456 рублей, начислении налога на имущество в сумме 77282 рублей и пеней в сумме 1715 рублей 66 копеек за несвоевременную уплату земельного налога не соответствующим статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю".
В судебном заседании представителем ООО "Мустанг" заявлено ходатайство о взыскании с Налоговой инспекции судебных издержек в сумме 6000 рублей за оплату услуг представителя, а также 35 рублей 85 копеек почтовых расходов.
Статьей 106 АПК РФ установлено, что к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В подтверждение осуществления расходов на оплату услуг представителя ООО "Мустанг" представлены: договор на оказание услуг N 10у от 15.03.2005, акт приема-сдачи оказанных услуг от 25.04.2005, расходный кассовый ордер N 43 от 27.04.2005 на 5220 рублей.
С учетом затрат времени на представительство интересов общества - отсутствие представителя ООО "Мустанг" без уважительных причин в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, необходимости, с учетом отсутствия заявителя, назначения повторно предварительного судебного заседания, истребования арбитражным судом доказательств по делу, в связи с их непредставлением заявителем, отложением судебного заседания в связи с постепенным представлением заявителем доказательств по делу арбитражный суд пришел к выводу, что взыскиваемая сумма расходов на оплату услуг представителя соответствует понятию "в разумных пределах" в сумме 2000 рублей.
35 рублей 85 копеек почтовых расходов, понесенных заявителем на основании квитанции серии 655750-61 N 00311, подлежат взысканию в полном размере.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 рублей и подлежит отнесению на налоговый орган.
При подаче заявления ООО "Мустанг" представлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Заявление общества с ограниченной ответственностью "Мустанг", город Абаза, удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия от 10 декабря 2004 года N 334 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". 2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия, город Саяногорск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мустанг", город Абаза, судебные расходы в сумме 2035 рублей 85 копеек. 3.Выдать исполнительный лист после вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месячного срока со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Хакасия либо путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Ю.В.ХАБИБУЛИНА