Российская Федерация
Арбитражный суд Республики Хакасия

Постановление от 12 ноября 2004 года

По делу № А74-3147/2004-К2
    Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
    председательствующего судьи Коробка И.Н.,
    судей Журба Н.М., Каспирович Е.В.,
    рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
    индивидуального предпринимателя Дудкина Ивана Валерьевича, город Абакан,
    на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2004 года по делу N А74-3147/2004-К2, принятое судьей Хабибулиной Ю.В.
    В судебном заседании принимали участие представители:
    налогового органа: Василец И.Р. (доверенность от 05.01.2004, л. д. 37);
    предпринимателя: Дудкин И.В. (свидетельство от 30.04.1996 N 6360, л. д. 15);
    Дудкин В.В. (доверенность от 10.08.2004, л. д. 22).
    Протокол судебного заседания вела судья Журба Н.М.
    В соответствии с частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 4 ноября 2004 года объявлена резолютивная часть Постановления. Мотивированное Постановление изготовлено 12 ноября 2004 года.
    Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Дудкина Ивана Валерьевича недоимки по земельному налогу за 2003 год в размере 114207 рублей 66 копеек и пени в размере 16718 рублей 27 копеек за неполную уплату земельного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
    Решением от 20 сентября 2004 года арбитражный суд удовлетворил требования налогового органа в полном объеме.
    Не согласившись с решением арбитражного суда, предприниматель Дудкин И.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отказать налоговому органу во взыскании с него недоимки по земельному налогу и пени. По мнению Дудкина И.В., арбитражный суд первой инстанции не дал оценку его доводу о незаконности решения Абаканского городского Совета N 357 от 23.10.2003, которым были установлены ставки земельного налога, в несколько раз превышающие размер, установленный федеральным законодательством.
    В судебном заседании предприниматель пояснил, что не согласен с принятым решением по делу N А74-3147/2004-К2 в связи с тем, что судом первой инстанции не было удовлетворено его ходатайство о проведении экспертизы о соответствии ставок земельного налога, установленных Абаканским городским Советом, федеральному земельному законодательству.
    Поэтому податель жалобы полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, поскольку применены ставки земельного налога, противоречащие статье 8 Федерального закона "О плате за землю".
    Представитель налогового органа пояснил, что он не имеет полномочий проверять законность принятого Абаканским городским Советом решения, он обязан исполнить его в части установленных ставок земельного налога. Если предприниматель не согласен с экономическим обоснованием ставок, он вправе был обратиться с заявлением о признании недействительным принятого Абаканским городским Советом решения, но не сделал этого.
    Представитель предпринимателя указал на то, что решение Абаканского городского Совета N 357 в суде обжаловано не было.
    Дело по апелляционной жалобе рассматривается в соответствии с порядком, установленным главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
    При рассмотрении дела установлено:
    Дудкин Иван Валерьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 30 апреля 1996 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N 6360, выданным Администрацией Абаканского Совета народных депутатов.
    Согласно Постановлению Мэра города Абакана от 25 февраля 1999 года N 225 Дудкину И.В. предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 3586 квадратных метров, расположенный по адресу: город Абакан, улица Торговая, 15. Цель получения участка - эксплуатация и обслуживание охраняемой автомобильной стоянки с пунктом охраны со встроенным магазином.
    Право бессрочного (постоянного) пользования Дудкина Ивана Валерьевича указанным земельным участком зарегистрировано Регистрационным центром по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Республики Хакасия, что подтверждается свидетельством серии 19 МЮ N 0002523 от 15.11.1999. Данное обстоятельство установлено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07.10.2002 по делу N А74-498/01-К2.
    16 сентября 2003 года налоговая инспекция направила предпринимателю уведомление N 13749 об уплате земельного налога в сумме 130207 рублей 66 копеек.
    1 января 2004 года он уплатил земельный налог за 2003 год в сумме 16000 рублей.
    В связи с неуплатой земельного налога в указанных в требовании суммах и срока налоговый орган направил в адрес Дудкина И.В. требование от 20 января 2004 года N 1006 об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 214390 рублей 84 копеек и пени за неуплату указанного налога в сумме 47623 рублей 44 копеек с указанием срока исполнения до 30 января 2004 года.
    Получение перечисленных выше уведомления и требования ответчиком не опровергается.
    В связи с неуплатой в добровольном порядке земельного налога и пени налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
    Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам:
    В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом, который в силу статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" относится к местным налогам.
    В силу статьи 8 Закона РФ "О плате за землю" налог за городские земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону.
    Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
    Решением Абаканского городского Совета депутатов от 19.02.2002 N 327 "О ценовом зонировании территории города Абакана" утверждены оценочные зоны, описание их границ и коэффициенты градостроительной ценности территории города Абакан.
    Как правильно указал в своем решении арбитражный суд первой инстанции, указанное решение Абаканского городского Совета депутатов подлежит применению при рассмотрении данного дела, так как не было отменено в установленном законом порядке и является действующим.
    Статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
    Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации, которая определяется федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции.
    Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
    Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
    Учитывая изложенное, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что земельный налог в текущем периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
    Дифференцированные базовые ставки земельного налога по городу Абакану на 2003 год установлены решением Абаканского городского Совета депутатов от 23 октября 2003 года N 357 "Об утверждении базовых ставок земельного налога на 2003 год", которое не обжаловано в судебном порядке, является действующим и подлежит применению при исчислении земельного налога.
    При определении размеров дифференцированных платежей за землю на территории города Абакана были применены поправочные коэффициенты, установленные Федеральными законами, в том числе и поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ, ставки земельного налога дифференцированы в зависимости от их местоположения, зон различной градостроительной ценности территории, в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города.
    Согласно пункту 1 приложения N 2 к решению Абаканского городского Совета депутатов от 23 октября 2003 года N 357 дифференцированная ставка налога на земельные участки первой зоны градостроительной ценности на 2003 год составила 36,31 рубль.
    Таким образом, налоговой инспекцией при исчислении ставок земельного налога за 2003 год правомерно применены дифференцированные ставки земельного налога, установленные решением Абаканского городского Совета депутатов от 23 октября 2003 года N 357 "Об утверждении базовых ставок земельного налога на 2003 год".
    Несогласие предпринимателя с экономическим обоснованием базовых ставок, установленных указанным выше решением N 357, не влечет освобождение его от обязанности уплатить земельный налог в установленном размере до тех пор, пока данное решение не будет признано недействительным в предусмотренном законом порядке.
    В случае, если решение Абаканского горсовета N 357 будет признано недействительным, предприниматель имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по рассматриваемому делу по вновь открывшимся обстоятельствам.
    Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции признал, что выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют обстоятельствам дела. Поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Дудкина Ивана Валерьевича не имеется.
    Руководствуясь статьями 110, 176, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
    1.Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 сентября 2004 года по делу N А74-3147/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дудкина Ивана Валерьевича, г. Абакан, - без удовлетворения.
    2.Возвратить индивидуальному предпринимателю Дудкину Ивану Валерьевичу, г. Абакан, из федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 74 копеек, излишне уплаченную по платежной квитанции от 18.10.2004, подлинник которой находится в деле.
    Выдать справку на возврат государственной пошлины.
    Настоящее Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
    Председательствующий судья
    И.Н.КОРОБКА
    Судьи
    Н.М.ЖУРБА
    Е.В.КАСПИРОВИЧ