от 24 июня 2004 г. Дело N А74-661/04-К1
Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2004
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2004
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.П. Коноховой
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения "Служба заказчика ЖКХ", г. Абакан,
к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, г. Абакан,
к Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан,
о взыскании убытков в сумме 4648569 руб. 72 коп.,
с привлечением третьего лица Министерства труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан.
В судебном заседании приняли участие
от истца - юрисконсульт Н.А. Смондырева, дов. от 13.01.2004;
от УСЗН - юр. А.Г. Семенов, дов. от 15.01.2004;
от Минфина РХ - вед. спец. юротдела Д.В. Голощапов, дов. от 13.05.2004.
Протокол вела судья Н.П. Конохова.
Муниципальное учреждение "Служба заказчика ЖКХ" (далее - МУ "Служба заказчика ЖКХ"), г. Абакан, обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления социальной защиты населения администрации города Абакана (далее - Управление СЗН) убытков в сумме 4648569 руб. 72 коп., возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам в соответствии с Законом РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, при исполнении договора с Управлением СЗН N 10 от 04.02.2003 "О совместной деятельности по реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Определением арбитражного суда от 05.02.2004 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, г. Абакан. Определением арбитражного суда от 02.03.2004 по ходатайству истца к участию в деле привлечен второй ответчик - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, г. Абакан (далее - Минфин РХ).
Определением от 17.03.2004 дело назначено к судебному разбирательству на 16.04.2004. Определением от 16.04.2004 судебное разбирательство отложено на 14.05.2004.
В заседании суда 14.05.2004 объявлялся перерыв до 17.05.2004.
Третье лицо - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не явилось в заседание суда. На основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в его отсутствие.
Истец поддержал заявленные требования, просил взыскать с ответчика - Минфина РХ 4648569 руб. 72 коп. убытков, понесенных в результате предоставления льгот ветеранам, так как в силу ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию льгот ветеранам по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выделенных бюджетом Республики Хакасия в 2003 году средств оказалось недостаточно для возмещения фактических расходов по предоставлению льгот ветеранам.
Министерство финансов и экономики Республики Хакасия не согласилось с предъявленным требованием, заявив следующие возражения: - Требование заявлено ненадлежащим истцом. Пунктом 3.3 раздела 13 "Социальная политика" Порядка финансирования расходов по разделам республиканского бюджета по отдельным направлениям, утвержденного Постановлением Правительства РХ N 16 от 29.01.2003 "О мерах по реализации Закона РХ от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год", установлено, что денежные средства на возмещение расходов по жилищно-коммунальным услугам передаются в соответствии с заключенными договорами с муниципальными органами и предприятиями, организациями, предоставляющими льготные услуги. МУ "Служба заказчика ЖКХ" не предоставляет коммунальных услуг населению. В соответствии с его Уставом учреждение осуществляет управленческие функции некоммерческого характера, в том числе заключает договоры подряда с предприятиями, производящими жилищно-коммунальные услуги, осуществляет посредническую деятельность при взыскании платежей за жилье и услуги, финансирование деятельности городского жилищно-коммунального хозяйства за счет средств, поступающих в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг, бюджетных ассигнований и иных поступлений. - Согласно ст. 10 ФЗ "О ветеранах" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов. Истцом не предоставлены доказательства реальных расходов на предоставление льгот ветеранам. Фактически часть денежных средств поступает истцу от квартиросъемщиков в виде квартплаты, остальные денежные средства поступают из местного бюджета, следовательно, МУ "Служба заказчика ЖКХ" для оплаты услуг, оказываемых населению, не затрачивает собственных денежных средств, поэтому убытков у истца не возникает. - Иск предъявлен ненадлежащему ответчику. Согласно пункту 9 статьи 30 Закона Республики Хакасия "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Хакасия" от имени казны Республики Хакасия по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств республиканского бюджета по ведомственной принадлежности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Республики Хакасия из средств республиканского бюджета, выделенных государственным органам исполнительной власти Республики Хакасия как главным распорядителям средств республиканского бюджета. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", ст. 20 Закона Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" и приложением 6 к нему главным распорядителем средств республиканского бюджета, направляемых на проведение социальной политики (в том числе и в части возмещения льгот в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах") является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия. - Министерство финансов и экономики Республики Хакасия, как финансовый орган исполнительной власти Республики Хакасия, исполняющий Закон РХ "О республиканском бюджете", в 2003 г. выполнило обязанности по финансированию расходов на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах" в полном объеме. Приложением 6 Закона РХ от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год" утверждены суммы ассигнований Министерству труда и социального развития РХ на реализацию льгот, установленных ФЗ "О ветеранах" в части полномочий субъекта Российской Федерации в сумме 87653 тыс. руб., в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 52068 тыс. руб. Фактически Министерством финансов и экономики Республики Хакасия профинансировано по ФЗ "О ветеранах" 88653 тыс. руб., в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг 53911 тыс. руб. Согласно абзацу 3 раздела 13 "Социальная политика" Порядка финансирования расходов по разделам республиканского бюджета по отдельным направлениям, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации Российской Федерации. В силу ст. 226 БК РФ объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Поскольку действия Министерства финансов и экономики соответствуют Закону Республики Хакасия "О республиканском бюджете на 2002 год", оснований для взыскания убытков не имеется. - Министерство финансов и экономики РХ не получило от истца ни реестров льготников за 4 квартал 2003 г., ни актов сверки расчетов, ни счетов-фактур, ни договора N 10, на которые МУ "Служба заказчика ЖКХ" ссылается в исковом заявлении. Поэтому в силу статей 65, 66, 125 АПК РФ указанные доказательства не могут приниматься во внимание судом. Истец не представил доказательств предъявления требований о включении расходов по реализации льгот, установленных ФЗ "О ветеранах", при формировании бюджета на 2004 год, доказательств неправомерного отказа органов государственной власти во включении в состав бюджета предъявленных к возмещению расходов. В исковом заявлении не указано, в результате каких незаконных действий (бездействий) Министерства финансов и экономики Республики Хакасия ему причинены убытки, на основании каких норм действующего российского законодательства Министерство финансов и экономики РХ как финансовый орган исполнительной власти Республики Хакасия является ответчиком по данному делу. - Истец неосновательно включает в сумму убытков налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при расчетах с организациями, предоставившими коммунальные услуги, что видно из счетов-фактур. - Истец необоснованно предъявил Управлению СЗН для возмещения расходы по предоставлению льгот в сумме 2164884 руб. 65 коп., что следует из акта проверки от 16.04.2004, установившего неосновательное предоставление льгот членам семьи ветерана.
Управление социальной защиты населения администрации города Абакана отклонило иск в полном объеме, сославшись на полное исполнение обязательств по договору от 04.02.2003. Согласно справке УСЗН города Абакана, в 2003 году им профинансированы организации, предоставляющие льготы ветеранам по ФЗ "О ветеранах" на сумму 24800,44 тыс. руб., что соответствует утвержденному лимиту, однако фактические затраты предприятий на указанные цели вместе с кредиторской задолженностью прошлых лет составили 30809,7 тыс. руб., поэтому кредиторская задолженность перед организациями, предоставляющими льготы по жилищно-коммунальным услугам, составила на 01.03.2004 сумму 6009,2 тыс. руб.
Министерство труда и социального развития Республики Хакасия не представило письменного отзыва на исковое заявление, в дело представлена справка о финансировании в 2003 году Абаканского управления социальной защиты населения по ФЗ "О ветеранах" по статье "льготы по жилищно-коммунальным услугам".
Представитель истца не согласился с возражениями Минфина РХ, указав на то, что именно МУ "Служба заказчика ЖКХ" проводит расчеты с населением города Абакана за коммунальные услуги. Истец представил в доказательство убытков и реальности расходов по предоставлению льгот ветеранам договоры с МП "Водоканал", МП "Абаканские тепловые сети", МП "АЖПЭТ-1", МП "АЖПЭТ-2", ООО "СТК "Зодчий", по которым производит оплату жилищно-коммунальных услуг, а также счета-фактуры, предъявленные за коммунальные услуги, акты выверки расчетов, подтверждающие оплату коммунальных услуг.
Исследовав доказательства, представленные в дело, заслушав устные выступления представителей сторон, арбитражный суд
Истец требует взыскать с Министерства финансов и экономики РХ 4648569 руб. 72 коп. убытков, возникших вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам-ветеранам в соответствии с Законом РФ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ при исполнении договора N 10 от 04.02.2003 "О совместной деятельности по реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Требования обоснованы ссылкой на неисполнение Республикой Хакасия обязательств по возмещению расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах".
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено возмещение расходов на реализацию прав и льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона порядок возмещения расходов, указанных в статье 10 названного Федерального закона, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
29 января 2003 года Правительство Республики Хакасия приняло Постановление N 16 "О мерах по реализации Закона Республики Хакасия от 27.12.2002 N 73 "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2003 год", которым утвердило Порядок финансирования расходов республиканского бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - "Порядок финансирования расходов республиканского бюджета"), который ограничивает оплату всех расходов пределами лимитов бюджетных обязательств Республики Хакасия.
Арбитражный суд установил, что 04.02.2003 Управление социальной защиты населения администрации города Абакана, МУ "Служба заказчика ЖКХ", Администрация города Абакана заключили договор N 10 о совместной деятельности по реализации Федеральных законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (договор от 04.02.2003).
По условиям указанного договора МУ "Служба заказчика ЖКХ" обязалось: - предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с ФЗ "О ветеранах" в размере 50% оплаты жилой площади, приходящейся на одного проживающего в пределах социальной нормы, и 50% оплаты за водоснабжение, водоотведение, отопление, вывоз бытовых отходов в пределах нормативов потребления и социальной нормы на получателя льгот; - оказывать услуги по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг на льготных основаниях в соответствии с утвержденными тарифами и категориями льготников; - вносить каждого получателя льгот в реестр установленного образца в срок до 1 числа каждого месяца и предоставлять Управлению СЗН реестры с приложением счетов-фактур в соответствии с утвержденной формой.
Управление СЗН в свою очередь приняло на себя обязательства предоставлять МУ "Служба заказчика ЖКХ" списки умерших льготников и изменения в перечне категорий льготников, направлять ему денежные средства, перечисленные Министерством труда и социального развития РХ на возмещение расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг в пределах утвержденных лимитов на финансирование.
Договор заключен во исполнение пунктов 3 и 3.3 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета, который предусматривает финансирование и расходование средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" в пределах лимитов бюджетных обязательств через расчетные счета муниципальных органов социальной защиты населения, обязывая последних направлять денежные средства на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по льготам путем перечисления на банковский счет организаций, осуществляющих предоставление льготных услуг гражданам, в том числе на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с муниципальными органами и предприятиями, организациями, предоставляющими льготы.
В пункте 3.3 указанного Порядка финансирования расходов республиканского бюджета на 2003 год прямо указано, что надлежащими получателями средств республиканского бюджета, выделенных на финансирование льгот на жилищно-коммунальные услуги, являются муниципальные предприятия, предоставляющие льготы.
МУ "Служба заказчика ЖКХ" является муниципальной организацией, предоставляющей льготы населению города Абакана. Разделом 3 его Устава предусмотрены следующие виды деятельности - заключение договоров найма и аренды с населением по вопросам содержания домовладений и оказываемых коммунальных услуг, договоров подряда с предприятиями, производящими жилищно-коммунальные услуги, организация работы по выдаче компенсаций (субсидий) населению по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществление сбора платежей за жилье и коммунальные услуги, формирование муниципального заказа на работы, продукцию и услуги ЖКХ, осуществление посреднической деятельности при взыскании платежей за жилье и услуги, оказание платных коммунальных и бытовых услуг населению.
Истцом доказано, что МУ "Служба заказчика ЖКХ" в соответствии с заключенными договорами производит оплату коммунальных услуг муниципальному предприятию г. Абакана "Водоканал" - за водоснабжение и водоотведение, муниципальному предприятию "Абаканские тепловые сети" - за отопление и горячую воду, муниципальным предприятиям "АЖПЭТ N 2" и "АЖПЭТ N 1", ООО "СТК "Зодчий" - за техническое обслуживание, текущий ремонт и санитарное содержание жилого фонда. В подтверждение осуществления указанных расходов истец представил в дело договоры на предоставление услуг, счета-фактуры на оплату услуг, акты сверки расчетов с данными о состоявшихся расчетах за услуги, справки о поступлении и расходовании денежных средств по МУ "Служба заказчика ЖКХ" в 2003 и 2004 годах.
Одновременно МУ "Служба заказчика ЖКХ" производит расчеты за коммунальные услуги с населением города Абакана, при этом предоставляет гражданам, имеющим статус ветеранов, льготу в виде 50% оплаты жилой площади и коммунальных услуг (водоснабжения, отопления, содержания и уборки жилых домов). В связи с предоставлением указанных льгот МУ "Служба заказчика ЖКХ" не получает средств (доходов) для покрытия затрат на оплату коммунальных услуг их производителям.
Для возмещения затрат по коммунальным услугам в части предоставления льгот ветеранам истец составляет реестры на возмещение расходов предприятиям и организациям, фактически предоставляющим льготы по жилищно-коммунальным услугам по форме 3, установленной Порядком финансирования расходов республиканского бюджета на 2003 год. В реестрах указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество льготника, его адрес, номер и дата выдачи удостоверения, размер общей площади и социальной нормы для предоставления льготы, сведения об утвержденных тарифах за коммунальные услуги для населения, стоимость предоставленных льгот по коммунальным услугам, которые предъявляются к возмещению.
В дело представлены реестры МУ "Служба заказчика ЖКХ" с указанием стоимости предоставленных ветеранам льгот по жилищно-коммунальным услугам за октябрь, ноябрь, декабрь 2003 года. Арбитражный суд признал их надлежащими доказательствами фактических расходов истца, связанных с предоставлением льгот, поскольку они соответствуют форме, установленной Порядком финансирования расходов республиканского бюджета на 2003 год, подтверждаются другими доказательствами расходов истца на оплату коммунальных услуг.
На основе указанных реестров истец предъявил к возмещению Управлению СЗН в четвертом квартале 2004 г. счета-фактуры N 123 от 22.10.2003 на сумму 2096583 руб. 34 коп., N 129 от 26.11.2003 на сумму 2118434 руб. 03 коп., N 135 от 22.12.2003 на сумму 2107422 руб. 87 коп. Как следует из материалов дела, Управление СЗН в соответствии с вышеназванным договором N 10 от 04.02.2003 в декабре 2003 года перечислило на счет истца денежные средства в возмещение расходов по предоставлению льгот ветеранам в сумме 1666201 руб. 86 коп., однако они не возместили фактические расходы истца. При сверке расчетов на 10.01.2004 между Управлением СЗН и МУ "Служба заказчика ЖКХ" установлен размер задолженности по возмещению льгот в сумме 4648569 руб. 72 коп.
По данным справки Управления СЗН N 590 от 07.03.2004 при утвержденном лимите бюджетных обязательств по ФЗ "О ветеранах" на 2003 год в размере 24800 тыс. руб. профинансировано из средств, перечисленных Министерством труда и социального развития РХ, в течение 2003 года 24800441 руб., кредиторская задолженность на 01.03.2004 перед организациями, предоставляющими льготы по жилищно-коммунальным услугам, составляет 6009264 руб. 99 коп.
В соответствии с абзацем 2 раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета распорядителем бюджетных средств на реализацию ФЗ "О ветеранах" является Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, перечисление средств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с кодами Бюджетной классификации РФ. Министерство труда и социального развития РХ справкой подтвердило размер финансирования в 2003 году Абаканского управления социальной защиты населения по ФЗ "О ветеранах" по статье "льготы по жилищно-коммунальным услугам" в пределах утвержденного лимита бюджетных обязательств - 24800 тыс. руб.
Таким образом, представленные в дело доказательства подтверждают исполнение Министерством труда и социального развития РХ и Управлением СЗН в 2003 году возложенных на них обязанностей по целевому расходованию средств бюджета Республики Хакасия, предназначенных для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что фактические расходы МУ "Служба заказчика ЖКХ", связанные с исполнением ФЗ "О ветеранах" по предоставлению льгот по жилищно-коммунальным услугам в четвертом квартале 2003, не возмещены в размере 4648569 руб. 72 коп. Оценив представленные истцом счета-фактуры, реестры, договор N 10 от 04.02.2003, арбитражный суд пришел к выводу, что по форме и содержанию они соответствуют требованиям раздела 13 Порядка финансирования расходов республиканского бюджета в 2003 году. С учетом этого арбитражный суд признал доказанным заявленный истцом размер предоставленных и не возмещенных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам.
На момент рассмотрения дела по существу арбитражному суду не представлено доказательств погашения указанной задолженности. Так как лимиты бюджетных обязательств исполнены, а бюджетный год истек, истец обоснованно расценивает стоимость не возмещенных расходов на предоставление льгот ветеранам в период с октября по декабрь 2003 года как убытки.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Стоимость коммунальных услуг и платы за жилье в сумме 4648569 руб. 72 коп., не полученная с ветеранов в связи с установленной льготой, является неполученным доходом МУ "Служба заказчика ЖКХ", который подлежит возмещению за счет бюджета Республики Хакасия в соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах", правилами статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как запланированные и произведенные Республикой Хакасия расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" не позволили возместить фактические расходы на эти цели, понесенные хозяйствующим субъектом.
Статьей 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, субъект Российской Федерации выступает через свои органы.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов..., подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Исходя из того, что Республика Хакасия не исполнила надлежащим образом своей обязанности по возмещению расходов учреждению, предоставившему льготы ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло возникновение у истца убытков в сумме 4648569 руб. 72 коп., арбитражный суд признал обоснованным и подлежащим удовлетворению требование МУ "Служба заказчика ЖКХ" взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия за счет казны республики 4648569 руб. 72 коп. в счет возмещения убытков, причиненных в связи с предоставлением льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг в четвертом квартале 2004 года.
По мнению арбитражного суда, Управлением СЗН не допущено нарушений, которые могли стать основанием для привлечения его к ответственности по возмещению убытков. В удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения следует отказать.
Арбитражный суд признал необоснованными возражения Минфина РХ о том, что иск предъявлен ненадлежащим истцом к ненадлежащему ответчику. МУ "Служба заказчика ЖКХ" доказано, что учреждение предоставляет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам - ветеранам.
Ссылка ответчика на ст. 226 Бюджетного кодекса РФ не может являться основанием к отказу в иске к Минфину РХ, так как статья 10 ФЗ "О ветеранах", возлагая на субъекты Российской Федерации бремя расходов по финансированию льгот ветеранам, не ограничивает такие расходы в какой-либо мере или каким-то способом, в том числе и размером бюджетных обязательств. Минфин РХ в силу статьи 1071 Гражданского кодекса РФ выступает от имени казны Республики Хакасия в спорных отношениях.
Доводы Минфина РХ о включении сумм НДС в предъявленные к возмещению расходы арбитражный суд признал недоказанными. Как видно из Постановления Мэра г. Абакана N 128 от 29.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию и коммунальные услуги", тарифы на услуги МП "Водоканал", МП "Абаканские тепловые сети", МП "АЖПЭТ-2" и другие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, проживающего в муниципальном жилом фонде г. Абакана, не включают НДС. Расчет расходов к возмещению произведен на основании реестров, где стоимость предоставленных льгот определена по тарифам для населения, не включающим НДС. Требование о возмещении убытков предъявлено в размере расходов на предоставление льгот по тем же реестрам.
Довод Минфина РХ о неправомерном предъявлении истцом Управлению СЗН льгот по ФЗ "О ветеранах" по оплате за коммунальные услуги в размере 2164884 руб. 65 коп., основанный на акте проверки от 16.04.2004, не принимается арбитражным судом, так как акт составлен без участия Управления СЗН и МУ "Служба заказчика ЖКХ", его составление не предусмотрено Порядком финансирования расходов республиканского бюджета в 2003 году. Суд не может дать надлежащую оценку изложенным в акте сведениям ввиду отсутствия первичных документов.
Доводы Минфина РХ о том, что истец не предъявил ответчику документов по возникшим убыткам - реестры льготников, акты сверки расчетов, счета-фактуры, договор N 10 - не имеют существенного значения, так как ФЗ "О ветеранах" и действовавший в 2003 году Порядок финансирования расходов республиканского бюджета не предусматривают обязанность совершения таких действий.
Государственная пошлина по делу в сумме 34842 руб. 85 коп. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика Министерство финансов и экономики РХ, но не подлежит взысканию на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине". Поскольку истец при обращении в арбитражный суд оплатил госпошлину в полном объеме поручениями N 740 от 25 июня 2003 и N 86 от 28 января 2004, в соответствии с подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167 - 171, 176, 318 - 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 1.Исковые требования Муниципального учреждения "Служба заказчика ЖКХ", город Абакан, удовлетворить. Взыскать с Министерства финансов и экономики Республики Хакасия, город Абакан, за счет казны Республики Хакасия в пользу Муниципального учреждения "Служба заказчика ЖКХ", город Абакан, убытки в сумме 4648569 руб. 72 коп., связанные с реализацией Федерального закона "О ветеранах". 2.В удовлетворении иска к Управлению социальной защиты населения администрации города Абакана, город Абакан, отказать.
Согласно подпункту 6 пункта 4 статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" возвратить муниципальному учреждению "Служба заказчика ЖКХ", город Абакан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 34842 руб. 85 коп., уплаченную по платежным поручениям N 740 от 25 июня 2003 и N 86 от 28 января 2004, подлинники которых возвратить истцу. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции. После вступления решения в законную силу решение может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья
Арбитражного суда
Республики Хакасия
Н.П.КОНОХОВА