-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Российская Федерация
Арбитражный суд (Оренбургская область)
Решение от 15 июня 2006 года № А47-611/06-9ГК
от 15 июня 2006 г. Дело N А47-611/06-9ГК
В Арбитражный суд Оренбургской области обратилась Администрация Сакмарского района с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Газ и Нефть" о взыскании 88096000 руб., в том числе 40000000 руб. основного долга, в соответствии с разделом 11 Соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади в Сакмарском и Оренбургских районах Оренбургской области (участие в социально-экономическом развитии территории Сакмарского района), 26136000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01.01.01 по 20.12.05 и 21960000 руб. убытков с учетом коэффициента индексации.
Ответчик в заседании арбитражного суда возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на иск, указывает, что истец допускает явное искажение смысла статьи 11 Соглашения от 26.04.2000, в данной статье нет императивного указания на немедленное расходование денежных средств в размере 54,6 млн. рублей, то есть сроки и порядок передачи денежных средств сторонами лицензионного соглашения не согласованы и поэтому истец не вправе претендовать на единовременное перечисление всей суммы только в свою пользу, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области в отзыве на иск и в заседании арбитражного суда указывает на необоснованность его привлечения к участию по данному делу, поскольку Министерство не обладало правом предоставления лицензий и заключения дополнительных соглашений на предоставление в пользование недр для геологического изучения и добычи углеводородов.
Правительство Оренбургской области в отзыве на иск указывает, что в мае 2003 года во исполнение пункта 11 Соглашения, между администрацией Сакмарского района и ЗАО "Компания "Газ и Нефть" было заключено дополнительное соглашение, которым определены сроки и объемы финансирования социальных программ Сакмарского района. Данное соглашение подписано сторонами самостоятельно, без согласования с Оренбургским районом, как заинтересованной стороны, и органами, уполномоченными на подписание лицензии и приложений к ней. Кроме того, указанное соглашение от 21 мая 2003 года не содержит условий о применении уплаты штрафных санкций и об индексации сумм убытков.
Администрация Оренбургского района Оренбургской области в отзыве на иск не возражает против удовлетворения исковых требований, при условии выплаты ответчиком 2,2 миллионов рублей на социально-экономическое развитие территории Оренбургского района.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации в отзыве считает требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению. В обоснование своих требований истец должен представить доказательства наличия социальных программ в Сакмарском районе Оренбургской области, на которые должен был производить отчисления истец, а также акт сверки задолженности на момент обращения с иском в Арбитражный суд Оренбургской области.
Права и обязанности разъяснены.
Отводов и ходатайств суду не заявлено.
В ходе открытого судебного заседания, по имеющимся в деле документам, арбитражным судом установлено, что между Министерством природных Ресурсов Российской Федерации, Администрацией Оренбургской области и Закрытым акционерным обществом "Компания "Газ и Нефть" подписано соглашение об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади. Данное соглашение является приложением к лицензии N 01006 HP серии ОРБ на право пользования недрами. Соглашение заключено с целью геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади, расположенной на территории Оренбургского и Сакмарского районов Оренбургской области.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" , далее Закон "О недрах", предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как следует из указанного выше соглашения, Закрытому акционерному обществу "Компания "Газ и Нефть", как победителю конкурса, состоявшегося 29.03.2000 в городе Оренбурге, предоставлено право пользования недрами Майорской площади для геологического изучения осадочного чехла, разведки и добычи углеводородов на срок до 30.04.2025 (совместное Распоряжение Администрации Оренбургской области и Комитета природных ресурсов по Оренбургской области от 18.04.2000, N 485-р/01-07).
Статьей 15 Закона "О недрах" предусмотрено одно из определяющих условий пользования недрами в Российской Федерации, а именно участие недропользователя в обеспечении социально-экономических и экологических интересов населения, проживающего на территории, на которой осуществляется недропользование, и всех граждан Российской Федерации.
Разделом 11 заключенного Соглашения предусмотрено, что владелец лицензии, согласно условиям конкурса, за счет собственных средств участвует в социально-экономическом развитии территории в размере 54,6 млн. руб. в ценах 2000 года. Средства расходуются по договоренности с Администрациями Оренбургского и Сакмарского районов. Величина капвложений на экологию составляет 246,7 млн. рублей в ценах 2000 года.
Истец указывает, что владелец лицензии ЗАО "Компания "Газ и Нефть" принимает на себя обязательства, за счет собственных средств участвовать в социально-экономическом развитии территории Сакмарского района (межпоселковая и внутрипоселковая газификация района) в размере 54,6 млн. рублей. Средства расходуются по договоренности с администрацией Сакмарского района, что подтверждается письмами ответчика от 01.12.99 N 07/12.99 и от 20.08.03 N 001/03.Ф. Ответчиком уплачено всего 14600000 руб., задолженность составляет 40000000 руб. Платежи в сумме 14600000 руб. перечислялись ответчиком истцу на основании дополнительных соглашений к соглашению от 26.04.2000, которые заключались между истцом и ответчиком без участия сторон по соглашению, то есть соглашение изменялось ответчиком в одностороннем порядке.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, которое является предметом рассматриваемого дела.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Действительно, раздел 11 Соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади предусматривает, что владелец лицензии, согласно условиям конкурса за счет собственных средств участвует в социально-экономическом развитии территории в размере 54,6 млн. руб. в ценах 2000 года. Средства расходуются по договоренности с Администрациями Оренбургского и Сакмарского районов.
Данный пункт не определяет порядок и сроки отчислений денежных средств.
Между Администрацией Сакмарского района и Закрытым акционерным обществом "Компания "Газ и Нефть" подписано дополнительное соглашение по выполнению статьи 11 "Соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади", которым установлены сроки и объемы проведения финансирования социальных программ района.
Дополнительным соглашением N 3 от 23.12.04, заключенным с участием ЗАО "Компания "Газ и Нефть", Администрацией Сакмарского района Оренбургской области и Оренбургской дистанцией гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги установлено, что ответчик перечисляет денежные средства в сумме 1200000 руб. до 28.12.04 на развитие жилищно-коммунального хозяйства района и оплату предоставленных НГЧ-8 Оренбургского отделения ЮУЖД муниципальному унитарному предприятию "Сакмарское ЖКХ" коммунальных услуг (водоснабжение, отопление) для жителей поселка Красный Коммунар Сакмарского района.
Дополнительным соглашением от 21.05.03, заключенным истцом и ответчиком определены сроки и объемы финансирования социальных программ с 2003 по 2007 годы. Протоколом от 24 - 25.02.04 стороны согласовали сроки финансовых платежей к дополнительному соглашению от 21.05.03 на 2004 год.
Заключено дополнительное соглашение N 2 от 26.04.04 между ЗАО "Компания "Газ и Нефть", Администрацией Сакмарского района Оренбургской области и Управлением социальной защиты населения Оренбургской области о перечислении денежных средств в сумме 3701334 руб. на покупку автомобилей марки ВАЗ-111130-22 "Ока", предназначенных для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории Оренбургской области, целевым назначением на расчетный счет Главного управления социальной защиты населения Оренбургской области, как частичное выполнение социальной программы в 2004 году.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Вышеуказанные соглашения заключены не участниками Соглашения об условиях геологического изучения и добычи углеводородов на Майорской площади и соответственно не могут быть к нему дополнениями.
Статьей 39 Закона "О недрах" установлена система платежей при пользовании недрами, которая состоит из разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, регулярных платежей за пользование недрами, платы за геологическую информацию о недрах, сбора за участие в конкурсе (аукционе), сбора за выдачу лицензий, а кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Другие платежи действующим законодательством не предусмотрены.
Истцом помимо требования о взыскании суммы основного долга заявлено требование о взыскании убытков с учетом коэффициента индексации, в качестве которого применяет коэффициент инфляции.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Убытками являются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота.
По требованию о взыскании убытков истец должен доказать наличие правонарушения: противоправность поведения ответчика (неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком своей обязанности), вину ответчика, наличие убытков (их размер), причинную связь между возникшими убытками и противоправным поведением ответчика (неисполнением ответчиком своей обязанности).
Индексация согласно действующему законодательству возможна в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.
Арбитражный суд не находит оснований для индексации присужденной денежной суммы, поскольку ни федеральным законом, ни соглашением от 26.04.2000 не предусмотрены случаи и размер индексации денежной суммы. Также арбитражный суд обращает внимание истца на тот факт, что он не является стороной данного соглашения.
Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает последствия неисполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги в качестве средства платежа, средства погашения долга.
Поскольку истцом не доказан сам факт возникновения денежного обязательства как такового, его размер, требование о взыскании процентов также не может быть признано состоятельным.
Арбитражным судом отказано в удовлетворении исковых требований в размере 88096000 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца по статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако он освобожден от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации как орган местного самоуправления, обращающийся в арбитражный суд в защиту государственных или общественных интересов.
Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
В иске отказать.
На решение, не вступившее в законную силу, может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.